Археологи нашли на севере Израиля коллекцию доисторических флейт, которые могут дать некоторое представление о том, как древние люди охотились на птиц
Охотники-собиратели носили костяные флейты на шее, чтобы подзывать диких птиц. Они также охотились на водоплавающих птиц и, что неожиданно, предпочитали крякв.
Археологи нашли на севере Израиля коллекцию доисторических флейт, которые могут дать некоторое представление о том, как древние люди охотились на птиц. В статье, опубликованной в Scientific Reports, исследователи приходят к выводу, что флейты 12-тысячелетней давности были сделаны из утиных костей и использовались для имитации криков определенных птиц.
«Эти предметы были намеренно изготовлены более 12 тысяч лет назад, чтобы издавать ряд звуков, похожих на крики хищников», — пишут авторы исследования.
Авторы предполагают, что флейты могли использоваться для общения или как музыкальные инструменты. Но есть и третье объяснение, которое заключается в том, что люди использовали эти инструменты как элементарные крики для привлечения птиц в зону охоты.
Превращали утиные кости во флейты
Флейты были обнаружены на культурном объекте в долине Хула в Израиле, известном как Эйнан-Маллаха, который был родиной натуфийской культуры. Натуфийцы жили на территории современных Израиля, Иордании, Палестины и Сирии примерно 11-15 тысяч лет назад, и они были первыми охотниками-собирателями в регионе, которые перешли к оседлому образу жизни.
Предыдущие раскопки в Эйнан-Маллахе в начале 2000-х годов дали более тысячи отдельных птичьих костей, многие из которых были найдены в жилищах и на могилах. Это указывало на то, что натуфийцы охотились на птиц, особенно водоплавающих, для употребления в пищу и других целей.
Древние люди питались зимующими водоплавающими птицами, а также охотились «на хищных птиц ради их когтей», пишут авторы, добавляя, что когти «могли использоваться как инструменты или для украшения».
Только после того, как археологи в прошлом году провели повторную оценку этих птичьих костей, они сделали новое открытие: в некоторых птичьих костях были просверлены отверстия. Они идентифицировали одну неповрежденную кость крыла и шесть других фрагментов обработанных костей крыла, на которых были мундштуки и множественные отверстия для пальцев. На всех них были следы износа, указывающие на то, что ими пользовались, что побудило авторов идентифицировать инструменты как «аэрофоны», или духовые инструменты.
Все инструменты были менее трех дюймов в длину, и дальнейший анализ показал, что кости принадлежали евразийским чиркам и лысухам. Натуфийцы, очевидно, охотились на этих уток наряду с «другими, более крупными видами, такими как хищные птицы, более крупные водоплавающие птицы (гуси, лебеди) и особенно кряква», объясняют авторы.
«Вероятно, это одни из самых маленьких доисторических звуковых инструментов, известных сегодня», — рассказал исследователь Лоран Дэвин. «Из-за остатков охры мы знаем, что они, вероятно, были окрашены в красный цвет. Из-за износа мы думаем, что их могли прикрепить к веревке и носить».
Призыв птиц
Итак, как натуфийцы использовали эти маленькие духовые инструменты, которые они носили на ремешках на шее? Чтобы выяснить это, исследователи изготовили копии флейт из костей кряквы. Они воспроизвели звуки из них, что привело к их окончательной гипотезе: целью производимого звука было имитировать крики птиц.
Однако проанализировав частоты, авторы пришли к выводу, что они вовсе не предназначались для имитации уток. Вместо этого они обнаружили, что среди 58 видов птиц, обнаруженных на этом участке, частоты, издаваемые флейтами, были наиболее похожи на крики двух видов хищных птиц.
«Мы считаем, что аэрофоны были созданы для воспроизведения криков обыкновенной пустельги и ястреба-перепелятника», — пишут авторы. Это могло значительно облегчить людям охоту (то есть они могли заманивать птиц на расстояние выстрела, имитируя их звуки).