С приходом морозов встает лед, на который устремляются рыболовы, любители покататься на коньках и местные жители, протаптывающие «народные тропинки» через водоем к соседнему селению. В это время МЧС через пресс-службы региональных подразделений публикует предупреждения, связанные с выходом на тонкий лед.
Фото: Яншевского Андрея.
Примечательно, что в одних регионах спасатели сообщают о безопасном льде толщиной в 7 см, в других в 10, в третьих — 12 или даже 15 см.
Правда, иногда есть оговорки, что 10 см безопасны для группы лиц, а 14 — для тропы на другой берег.
Иногда указывают требуемую толщину льда для проезда транспорта там, где других дорог просто нет.
Неважно, что цифры различаются, важно другое.
Нельзя говорить о безопасной толщине льда, лучше предупреждать, что на лед с толщиной ниже какой-то отметки выходить или выезжать нельзя или запрещено.
Безопасного льда не существует, разве что в стакане с виски.
Среди рыболовов считается, что выходить со всеми оглядками на лед тоньше 5 см не стоит.
Но есть очень нетерпеливые, я и сам раньше был в их рядах, которые выползают даже на двух-трех сантиметровый лед и делают это вполне осознанно.
Причина — нетерпение как можно скорее открыть сезон даже с нулевым результатом по рыбе. Очень хочется увидеть первую поклевку окунька или ротана. Для таких рыболовов не важен улов.
Но есть и другой случай. По самому первому льду высока вероятность поймать трофейную щуку, окуня и ротана. И именно из-за ротана многие рискуют, зная, что буквально через неделю крупный ротан клевать перестанет, отойдет в глубокое место и станет очень вялым.
А еще очень интересно лежать на прозрачном льду и наблюдать, что происходит в воде и на дне. Если повезет, то кроме ракушек и мальков удастся увидеть проплывающих мимо щуку или карася. Но просмотр продолжается не долго. Лед прогибается под весом тела, из соседней лунки выступает вода, и лежать становится мокро.
Риск утонуть по самому тонкому льду для здорового и трезвого рыболова небольшой, поскольку отойти от берега дальше нескольких метров вряд ли удастся, а провалившись на глубине по пояс, выбраться не составит труда. Неприятно, конечно, и хлопот потом много, но азартная ловля того стоит.
Фото: Яншевского Андрея.
Когда лед становится «безопасной» толщины, то есть 5-7 см, начинается пора самых опасных рыбалок, если не считать ловлю по самому последнему льду. На лед устремляются толпы рыболовов разного возраста, опыта и воспитания. И начинаются купания.
Купаются не только сами, но и «моют» автотранспорт. Впрочем, транспорт купают в течение всего сезона.
Много случаев, когда проваливаются при выходе на лед в местах с подводной растительностью и у крутой береговой кромки. Также часто проваливаются у берега те, кто идет в последних рядах и ступает на лед в протоптанном до них месте. После прохождения стада рыболовов лед здесь «устает» и в какой-то момент не выдерживает.
После утреннего выхода рыболовы пару часов ведут себя осторожно и не предпринимают активных попыток побегать по водоему. Но азарт растет, чувство самосохранения замирает и начинается следующий этап купаний.
Лед на любом водоеме, а тем более на глубоком и с течением, очень и очень неравномерный по прочности, и провалиться можно на каждом новом шаге. Для проверки места, на которое вы хотите наступить, есть проверенное оружие — пешня. Как правило, пешня используется по первому льду всего на одной рыбалке, но она должна быть у каждого, а не на компанию.
Через несколько дней после открытия сезона станет намного спокойнее и безопаснее, при условии, что морозы не отступят. К водоему и на льду появятся следы и тропинки, по которым можно перемещаться более или менее спокойно, но опасность не исчезнет.
К местам, где струи воды от ключей или от выделения газов из гниющего на дне мусора и растительности достигают поверхности льда, со временем добавятся капканы в виде старых лунок, припорошенных снегом, и майны от жерлиц. С ростом толщины льда до 10-15 см такие капканы будут уже не страшны, так как в них очень быстро образуется лед в 2-3 см, который хрустнет, но удержит.
Фото: Яншевского Андрея.
Одновременно проявятся другие опасности, среди которых традиционно на первом месте стоит нежелание оторвать свой зад от сиденья авто. Случаи проваливания автомобилей под лед с непредсказуемым для рыболовов результатом возникли с появлением самих автомобилей, и статистика таких случаев не зависит от законов и правил, запретов и действий спасателей и полиции, а зависит только от того, что в голове у сидящего за рулем.
С упрочнением льда напоминает о себе опасность, о которой иногда просто забывают или считают ее несущественной. Она связана с превращением убежища на льду в теплый или слишком теплый дом. Сейчас мало кто использует для отопления парафиновые свечи, из-за которых раньше были случаи угорания рыболовов. А вот излишнее тепло от нагревателей может весьма быстро сделать лед тонким, поэтому каждый год находят стоящие на льду палатки, в которых нет ничего, кроме ровного прозрачного льда.
Главное, что я хотел сказать недостаточно опытным рыболовам, а тем более начинающим «пингвинам» — относитесь к толщине льда, как к его конкретному параметру, а не как к индульгенции на рыбалку.
И не ходите на незнакомый водоем в одиночку, по крайней мере, пока лед не перестанет трещать под ногами или пока первый раз не искупаетесь.