Вас расстраивает, если вместо ожидаемого зрелища, действа или кулинарного изыска вы получаете совсем другое? Пусть очень милое, доброе и по-своему прекрасное, но другое? Вот и я думал, что меня такая ситуация может расстроить, а вышло наоборот.
Фото Армена Мейтарджяна
Пару недель назад я собрался на охоту в Карелию. Почему туда? А куда еще ехать, если твой давнишний камчатский друг, с которым ты провел не один десяток превосходных охот на медведя, вдруг выпадает из поля общения, не отвечает на звонки, и все это происходит за месяц до открытия сезона на медведя? На полуострове все приличные люди уже давно с клиентами. Ехать на Камчатку за медведем просто потому, что это Камчатка, — нет уж, увольте. Слишком хорошо я знаю, какая она, Камчатка, разная. Слишком много потерял денег, чтобы верить телефонным обещаниям об огромных медведях, благоустроенных лагерях и опытных проводниках. Вы не верите? Тогда зайдите на форум Guns.ru, почитайте, как бывает.
Вот так и возник для меня и моих друзей из Питера карельский вариант. А что? Добраться из столицы можно за один день, а из Питера и того меньше. К тому же Карелия — одно из немногих мест в Европейской России, где весной открывают охоту на медведя. Заодно, подумал я, проедусь на новой машинке Chevrolet Niva, испытаю, обкатаю ее, посмотрю, «с чем ее едят». И вдруг — ну просто царский подарок! — коллеги из дружественного издания предложили мне для теста пикап Amarok от Volkswagen. На недельку. Естественно, свой план в отношении средства передвижения я тут же поменял.
Но не цель и не место поездки.
Первоначально мы думали охотиться в Медвежьегорском районе, поэтому местом встречи определили Петрозаводск. Из Москвы вырваться удалось только около одиннадцати утра. Пока прорывался через МКАД и Ленинградку, проклял все и вся за то, что не выехал часов на шесть раньше. Однако где-то за Клином «столпотворение» рассосалось, и двухлитровый мотор пикапа смог задышать полной грудью. И как задышать! Легко, непринужденно! Окруженный комфортом, более подходящим для авто семейного или даже бизнес-класса, я лишь отмечал череду названий: Тверь, Вышний Волочек, Новгород. Вот и указатель на Кириши. Время к семи вечера, а я почти добрался до Северной Пальмиры. Остался лишь бросок по перехватывающей дороге до мурманской трассы. Вот здесь я и проверил, как подвеска «немца» отрабатывает наши дороги. Когда пошли сплошные выбоины, трещины, каверны, вздутия дорожного покрытия или заплатки свежеуложенного в дыры асфальта, которые почему-то всегда оказываются выше дорожного полотна сантиметров на 6–7, я заговорил сам с собой: «Алло, дорожники! Это что, новый способ ремонта дорог — насыпать асфальт в ямы и пусть машины его укатывают?» Любопытно, что на этом покрытии нашелся только один сумасшедший — на «Фокусе». Он всех, и меня в том числе, обогнал. Но если меня от зубодробительной тряски спасали и мощная подвеска, и широченная резина «волчары», и небольшие неподрессоренные массы пикапа, и рама, и отличные кресла салона, то каково же было летать по дороге отчаянному лихачу на маленьком и достаточно легком форде?..
Продравшись через Кириши, Волхов, Старую Ладогу, я попал на трассу Петербург — Мурманск. Совсем скоро и вожделенный аншлаг «Карелия». Северяне встречают путешествующих восхитительным состоянием трассы. Идеально уложенный асфальт, разметка, чистота, обихоженные обочины — кажется, что ты где-нибудь в Финляндии. Надо сказать, что и в дальнейшем состояние федеральной трассы в пределах Карелии вызывало сплошь положительные эмоции. На таких трассах только и определишь истинный расход горючего. Разгонишься до ста и час за часом прешь вперед. Бортовой компьютер выдает тебе обнадеживающую «инфу»: расход около 8 литров на сотню. Разгонишься до ста двадцати — вырастет и расход: 9 литров и более. А ты все катишь и катишь на север. А он уже дает себя знать: десять вечера, но по-прежнему светло.
Плавно и без проблем я подкатил к Петрозаводску. Позвонил друзьям. Место встречи — гостиница на берегу Онеги. Во время ужина, в расслабляющей обстановке, я наконец понял, что провел за рулем ровно двенадцать часов. Это почти в два раза больше, чем Европа разрешает водителям коммерческого транспорта. Устал, но в целом состояние нормальное. Дальше ночевка, а утром мы встретились с представителем республиканского общества охотников и вновь отправились в путь. На север.
В Медгоре разговорились с районным председателем. Он озадачил: в самом медвежьем районе Карелии косолапые не ходят на привады. Что ж, проверим? Вечером сели на лабазы. Летали вальдшнепы, гагакала протянувшая стайка гусей, на душе было мирно. Только зверя действительно не было. Промаявшись еще один день впустую, созвонились с Петрозаводском, и нам оперативно (пустяк, а приятно!) дали новую вводную: под Кемью (недалеко, меньше 300 км от Медвежьегорска) на привады ходят медведи. Сразу же, в ночь, мы ушли на Кемь. Трасса по-прежнему хороша, и мы уверенно, без проблем добрались до пункта назначения со звучным названием Кривой Порог. Молодой председатель первичного коллектива Игорь Уразов доходчиво, без лишних обещаний и эффектов сказал, что на десять выложенных привад ходит минимум четыре зверя.
Поставили машины на прикол — теперь мы будем передвигаться на УАЗах. И не потому что пикапу или Hummer’у приятеля не пройти
по здешним дорогам, а просто было жаль Amarok. Со всем уважением к нженерам Volkswagen скажу, что они создали великолепный пикап — поглотитель дорог, но… дорог без убийственной грязи, песка или глубокого снега. У немецкого пикапа городской характер. Или, скажу иначе, из всех пикапов Amarok — самый «легковой» по характеру автомобиль. У «американца» другая проблема — аппетит. Если мне бака солярки хватало почти на тысячу километров, то питерцы заправлялись каждые три часа (а до ближайшей приличной АЗС было под сотню километров).
Дороги местного значения, по которым нам предстояло передвигаться, конечно, отличались от федеральной трассы. Но даже они вполне проходимы для любого легкового автомобиля. По дороге на Калевалу, по которой мы теперь будем ездить как на работу, постоянно шныряют и «пыжики», и форды, и разнообразные изделия азиатского автопрома…
Я все вечера проводил на птичьей охоте. Бродил по берегам рек, учился манить духовым манком селезней кряковой утки, гуся. Больше ловил кайф — любовался природой, обилием зверя и сдержанной северной красотой. Так, в вечерних посиделках моих друзей на лабазах и моих охотах по перу прошли четыре дня. Каждый из моих друзей перевидел медведя, но добыть его никто не смог. Или сидели недостаточно плотно, или просто не повезло. Зверь выходил к обоим лабазам, но ушел без выстрела.
Гостеприимную землю покидали с сожалением и без особых переживаний по поводу недобытых зверей. Просто по достоинству оценили и добросовестность Игоря, и обилие дичи. Теперь хотим вернуться сюда осенью.
Дорога домой была подстать дороге в Карелию. Правда, для разнообразия я выбрал маршрут через Пудож, Вытегру и Вологду. Решил закольцевать маршрут вокруг Онеги. На участке между Медвежьегорском и Пудожем встретились обалденные песчаные дюны. Словно не Север, а Балтийское взморье — песок и сосны. Красота! Попробовал пикап на песке, и оптимизма поубавилось. Для езды по тяжелым грунтам, песку и снегу не хватает низов у мотора. Нет, пикап едет, но приходится крутить мотор. А как жалко его! В общем, после пары километров песка я ретировался на асфальт и попал на участок дороги прямой, как стрела, ни морщинки. Придавил педальку, разогнался до 170. Под ногой и хода педали, и тяги мотора — немерено, но больше 170 все-таки страшно. Нет, с машиной-то все в порядке, да вот местные инспектора ДПС больно строги: не посмотрят, что тест-драйв, штрафанут по полной или вообще лишат прав. Сбросил до разрешенных величин и поплюхал дальше — в Москву!
В целом дорога через Вологду мне понравилась больше, чем через Тверь. Машин меньше, а природы больше — такая красота вокруг! А история какая! Ферапонтово, Кириллов…
Так, в общей сложности почти за тридцать пять часов мы с «волчарой» преодолели почти 3500 километров. Я и до поездки предполагал, что пикап хорош на дальних расстояниях, но теперь могу сказать, что он просто превосходен. В далеко не маленький кузов можно вместить все, что может понадобиться на двухнедельной охоте или рыбалке. Еще и место останется. Можно и прицеп добавить с катером или кемпером. Таких экипажей я по Карелии не один десяток видел. Народ за семгой на Кольский подался, и тут Amarok как нельзя к месту.
Вывод от этой поездки один: первый опыт немецких инженеров по созданию пикапов еще как удался. Теперь осталось дождаться нового мотора с объемом три литра и автоматической коробкой передач, и тогда… Только и останется, что пропеть: «Кто может сравниться с… машиной моей!»