Не лъпо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестей… начяти же ся тъй пъсни по былинам сего времени, а не по замышлению бояню!
Нет-нет, дорогие читатели, речь, конечно же, не пойдет о походе князя игоря, не будем мы рассказывать и о его битве с половцами.
Такое неожиданное начало рассказа о великом ружье browning auto 5 объясняется тем, что оно было создано очень-очень давно и так же, как и «слово о полку игореве», несмотря на все невзгоды и препятствия, дошло до нашего времени и продолжает восхищать даже искушенных детей и внуков научно-технического прогресса гениальной простотой своей конструкции.
Речь, как вы уже догадались, идет о ружье auto 5 Джона Мозеса Браунинга.
По целому ряду причин далеко не все из того, что было создано одним из величайших конструкторов оружия конца XIX – начала ХХ века Джоном Браунингом, было воплощено в металле и запущено в серийное производство.
Да и не все из того, что было запущено в серийное производство, носило имя своего создателя.
Большую часть времени Джон Браунинг работал на компанию Winchester, руководство которой и принимало решение о целесообразности запуска в серию той или иной модели.
В 1879 году Джон и его брат Мэттью продали патент на производство однозарядной винтовки, получившей наименование Mod. 1885, компании Winchester.
Кстати сказать, многие модели и образцы оружия конструкции Браунинга производились такими компаниями, как Colt, Remington, Stevens и Winchester, но при этом имя конструктора производителями скромно умалчивалось.
Многие читатели думают, что такая судьба – безвестность – была уготована только российским и советским конструкторам оружия. Оказывается, это общепринятая мировая практика. Стоит ли говорить, что практически все разработки Браунинга имели коммерческий успех.
Запущенные в серию модели оружия, созданного Джоном Браунингом, также свидетельствуют о гениальности конструктора. Ну не будет капиталист в убыток себе выпускать никому не нужное оружие, выпускается лишь то, что пользуется спросом.
Так, помповое ружье Winchester Mod. 1987 выпускалось в течение 60 лет, первая в мире массовая модель с вертикальным расположением стволов Superposed B-25 выпускалась 70 лет, а полуавтомат Auto 5 выпускался 95 лет! С конструкторской точки зрения полуавтомат Auto 5 был, пожалуй, технически наиболее совершенным.
Настроения среди охотников в начале ХХ века свидетельствовали о том, что совершенно очевидно назрела потребность в повышении «огневой мощи».
К этому времени компания Winchester уже выпускала помповые ружья Mod. 1893 и Mod. 1897, которые пришлись по вкусу американским охотникам и полностью отвечали предъявляемым к ним требованиям по прочности и надежности, но тем не менее коллективный «опыт, сын ошибок трудных», подсказал оптимальный вариант конструкции нового ружья: перезаряжание должно осуществляться автоматически.
Браунингу удалось решить проблему использования энергии пороховых газов для перезаряжания боевого оружия.
Поэтому абсолютно логичным было использовать уже имеющиеся наработки для создания модели полуавтоматического охотничьего ружья с газоотводным механизмом, т.е. использующего для перезаряжания часть пороховых газов.
Но гладко было на бумаге… Техническое задание было выдано, но как воплотить идеи, успешно реализованные в конструкции автоматического боевого оружия в охотничьем оружии?
Проблема заключалась в том, что именно в это время охотники стали постепенно переходить на использование бездымного пороха, и процесс несколько растянулся по времени. Непостоянство характеристик охотничьих патронов значительно усложняло решение задачи.
Однако, как это чаще всего бывает, найти правильный выход из неразрешимой на первый взгляд проблемы помогает какая-то мелочь, которая превращает сложнейшее уравнение со многими неизвестными в элементарную арифметическую задачу, решаемую в одно действие.
Так случилось и с Джоном Браунингом. Все гениальное просто. Джон Браунинг нашел единственно верное в тот момент решение: фрикционный тормоз регулировал скорость отката подвижных частей в зависимости от мощности используемых патронов и температуры окружающего воздуха.
Деталь ценой в несколько центов не просто дала возможность использовать в полуавтомате любые по мощности патроны, а сделала реальной саму возможность создания такого ружья.
Естественно, что изобретение требует защиты от недобросовестных и алчных конкурентов. Первый из большого числа патентов, полученных Браунингом во время работы над конструкцией автоматического ружья, работающего за счет использования длинного хода ствола, перемещающегося назад под воздействием отдачи, был получен в 1900 году именно на фрикционный тормоз.
Не буду подробно описывать действие частей и механизмов ружья при выстреле, это блистательно сделал Римантас Норейка, поэтому тех, кто интересуется техническими подробностями, могу отослать к его статье «Прощальное ревю», опубликованной в 2003 году в одном из оружейных журналов.
Полуавтомат был назван Auto 5 потому, что его магазин вмещал пять патронов. В те времена речь о том, чтобы у дичи был шанс на спасение, не шла. То ли времена были дикие и грубые, то ли дичи было много, поэтому, в отличие от просвещенного времени конца ХХ века, ограничители емкости в магазины не устанавливались.
В просвещенное время пошли иным путем: отказались от патрона с длиной гильзы 65 мм, повсеместно перейдя на магнумы (76 мм) и супермагнумы (89 мм). Вот уж дичи-то спасли!
Полуавтомат был встречен «на ура» в различных странах мира. Пользовавшийся огромной популярностью российский охотничий журнал того времени «Охотничий Вестник» писал, что «магазинка сделает переворот в охотничьем мире: по поднявшейся стае гусей можно сделать 5 выстрелов за 15 секунд, не отнимая ружья от плеча… Ружье это можно назвать чудом оружейной техники».
Полуавтомат Auto 5 отличался колоссальной надежностью. Ружья, выпущенные в начале прошлого века, продолжают радовать своих владельцев верным боем.
В каталоге того времени об Auto 5 говорилось: «Это ружье отличается надежностью конструкции. Регулярное техническое обслуживание, уход и бережное отношение обеспечат долгие годы безотказной работы. Стоимость эксплуатации ружья будет равняться той сумме, которую вы заплатили при покупке, других расходов ваше ружье не потребует».
До конца XIX века Джон Браунинг продавал создаваемое им охотничье оружие компании Winchester, этот союз можно с полным на то основанием назвать взаимовыгодным. Благодаря сотрудничеству с Браунингом, компания Winchester фактически полностью контролировала рынок многозарядного охотничьего оружия.
Однако предложенная Браунингом конструкция полуавтоматического ружья показалась тогдашнему владельцу компании Т. Беннетту, человеку консервативных взглядов, излишне авангардной. Джон Браунинг пришел в бешенство, узнав, что Winchester не намерен запускать полуавтомат в производство.
Этот конфликт привел к разрыву отношений и прекращению многолетнего сотрудничества.
Джон Браунинг связался с президентом компании Remington Марселем Хартли, у которого встретил доброжелательный прием, и тут же получил предложение начать переговоры о начале производства полуавтомата.
Человек может лишь предполагать, а располагать, увы, не в его силах. В тот день, когда Джон Браунинг был приглашен на встречу с Марселем Хартли для окончательного решения всех вопросов и ждал в его приемной, Хартли скончался в своем кабинете от сердечного приступа.
Как чаще всего бывает в таких случаях, новому руководству требовалось время, чтобы войти в курс дел, а вопрос о начале производства полуавтомата, по мнению нового президента, приоритетным не был, поэтому Браунинг решил не ждать у моря погоды, а поискать удачи в Европе.
фото: Рудмана Виктора
Он связался с руководством бельгийской компании Fabrique Nationale в Льеже, так как имел положительный опыт сотрудничества при работе над конструкцией пистолета. Бельгийцы подошли к решению всех вопросов по-деловому, и уже в 1903 году первая партия полуавтоматов поступила в продажу.
Самый первый экземпляр этой модели оружия с заводским номером 1 был отправлен Джону Мозесу Браунингу 17 сентября 1903 года.
Джон Браунинг от имени учрежденной им компании Browning Arms разместил заказ на изготовление десяти тысяч ружей для продажи в США. Однако в скором времени стало ясно, что на пути оружия, изготовленного в Бельгии, стоят запретительные таможенные пошлины.
Поэтому в 1905 году компания FN и Джон Браунинг продали лицензию на производство полуавтомата и его продажу на американском рынке компании Remington.
Производство полуавтомата Model 11 (именно такое наименование получил Auto 5 в каталогах Remington) началось в самые сжатые сроки. Компания FN сохранила за собой право на продажу полуавтомата Браунинга под наименованием Auto 5 во всех остальных странах.
Патенты, подготовленные высококлассными юристами, надежно защищали интересы Браунинга и были составлены таким образом, что в течение десяти лет конкуренты и думать не могли, чтобы выйти на рынок с чем-то аналогичным, из-за боязни быть обвиненными в нарушении того или иного пункта.
Хотя нельзя не признать, что попытки все же предпринимались, но ничего путного, что могло бы встать в ряд и вровень с полуавтоматом Браунинга, так и не было создано.
Лишь через пятьдесят лет, в 1955 году, Дж.С. Хиггинс предложил модель газоотводного полуавтомата, а в 1958 году компания Remington начала выпуск модели Sportsman-58. После истечения срока действия патента различные компании мира стали выпускать клоны Auto 5.
Есть сведения, правда, не совсем подтвержденные, что за годы, прошедшие с момента начала выпуска Auto 5, по всему миру было продано более десяти миллионов экземпляров этого ружья.
В 1976 году производство Auto 5 было перенесено из Бельгии в Японию на завод Miroku, а закончилось массовое производство этой модели ружья в 1998 году.
Однако высококвалифицированные бельгийские оружейники в Херстале продолжают выпускать ружья этой модели в единичных экземплярах.
В начале 2003 года охотники, коллекционеры и любители оружия получили шанс побороться на аукционе за возможность приобрести уникальный экземпляр Auto 5, специально собранный бельгийскими оружейниками в честь столетия со дня выпуска первого экземпляра этой популярной модели охотничьего оружия.
Компания «Браунинг» передала этот мемориальный экземпляр оргкомитету выставки SHOT Show в качестве одного из лотов аукциона. Все средства, вырученные от продажи ружья на аукционе, пошли в фонд развития охоты и стрелкового спорта.
«Выпуск мемориального экземпляра Auto 5 является данью памяти гению Джона Браунинга», – заявил Денни Уилкокс, директор производства компании «Браунинг».
«Краеугольным камнем, лежащим в основе стратегии нашей компании, по-прежнему остаются принципы, заложенные Джоном Браунингом. Особое место среди них занимают функциональность и неизменное стремление к высочайшему качеству».
фото: Семина Михаила
Мемориальный экземпляр Auto 5 был богато украшен гравировкой, выполненной вручную. Гравировка представляла собой подлинное произведение искусства. С правой стороны ствольной коробки гравер изобразил Джона Браунинга с ружьем и четырех летящих уток.
Через всю гравировку идет надпись, выполненная 24-х каратным золотом «1902-2002» и «Browning Auto 5 – 100 years». С левой стороны ствольной коробки изображены четыре летящих канадских гуся. Надпись, выполненная 24-х каратным золотом, гласит «Auto 5 – наследие гения» и «В честь столетнего юбилея».
На протяжении почти всего прошлого века Auto 5 пользовался неизменной популярностью. Этот полуавтомат 20-го и 16-го калибров был любимым оружием для охоты на болотно-луговую дичь, с патронниками «магнум» 12-го калибра он был исключительно уместен на охотах на водоплавающую дичь.
Оценили это ружье и спортсмены, для которых оно выпускалось в вариантах исполнения «трап» и «скит». На Олимпийских играх в Париже в 1924 году с помощью Auto 5 была завоевана золотая медаль и установлен мировой рекорд и рекорд Олимпийских игр.
Выпущенный компанией Remington полуавтомат Mod. 11-48, являвшийся по сути рестайлинговой моделью своего знаменитого предка, пользовался огромной популярностью у спортсменов, стрелявших «скит».
Именно благодаря Auto 5 (в версии Remington Mod. 11) и Mod. 11-48 изменилось отношение стрелков к полуавтоматам в целом, именно эти модели полуавтоматов подготовили и предопределили в 1960-е годы успех еще одной модели полуавтомата компании – Remington 1100.
Конечно, в наши дни практически невозможно увидеть Auto 5 в руках стрелка на номере на спортивных соревнованиях высокого уровня.
Новому времени нужны не только новые песни, но и новое оружие. Но охотникам, в том числе и российским, Auto 5 продолжает служить так же надежно, как и 20, и 50, и 100 лет назад.
Немножко грустно оттого, что великое ружье великого конструктора, безраздельно и по праву царствовавшее в арсенале охотников всего мира, уступило свой трон другим ружьям.
Каждый охотник, каждый стрелок, беря в руки современный полуавтомат, должен быть благодарен Джону Браунингу, создавшему первое в мире полуавтоматическое охотничье ружье. И для того чтобы революционная идея овладела массами и стала реальной силой, ему понадобился всего-то фрикционный тормоз ценой в несколько центов.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
В начале XX века Джон Браунинг приехал в Россию. Во время поездки он встречался в Петербурге с В.Г. Федоровым, считающимся отцом российского автоматического оружия.
Вполне вероятно, что высокий гость посетил заводы и мастерские, во время осмотра которых мог познакомиться со слесарем-оружейником В.А. Дегтяревым, ближайшим помощником и лучшим учеником В.Г. Федорова.
И пусть вас не обманывает скромная должность слесаря-оружейника. Приказом Главного артиллерийского управления от 18 января 1918 года на пулеметный завод в Ковров были командированы генерал-майор В.Г. Федоров и слесарь-оружейник В.А. Дегтярев.
В январе 2005 года в России отмечалось 125-летие В.А. Дегтярева, и в Коврове проходила научно-практическая конференция, посвященная юбилею, на которой присутствовали в том числе и дети Василия Алексеевича.
фото: Fotolia.com
Известно, что сам Джон Браунинг охотником не был, и я задал вопрос дочери В.А. Дегтярева Зое Васильевне, увлекался ли ее отец охотой и не было ли у него задумок сконструировать охотничье ружье.
По словам дочери выдающегося советского оружейника, отец был страстным охотникам, любил охоту по перу и на зайцев, но конструированием охотничьего оружия он не занимался, так как главная задача, стоявшая перед конструкторами-оружейниками в то время, заключалась в том, чтобы обеспечить и повысить обороноспособность страны.
Кто знает, сложись история по-другому, может быть, талант В.А. Дегтярева нашел бы свое воплощение не только в образцах боевого оружия, но еще и охотничьего? Но, увы, сослагательного наклонения у истории нет.