Browning auto 5: великое ружье великого конструктора

Не лъпо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестей… начяти же ся тъй пъсни по былинам сего времени, а не по замышлению бояню!

Browning auto 5: великое ружье великого конструктора

 

Нет-нет, дорогие читатели, речь, конечно же, не пойдет о походе князя игоря, не будем мы рассказывать и о его битве с половцами.

Такое неожиданное начало рассказа о великом ружье browning auto 5 объясняется тем, что оно было создано очень-очень давно и так же, как и «слово о полку игореве», несмотря на все невзгоды и препятствия, дошло до нашего времени и продолжает восхищать даже искушенных детей и внуков научно-технического прогресса гениальной простотой своей конструкции.

Речь, как вы уже догадались, идет о ружье auto 5 Джона Мозеса Браунинга.

По целому ряду причин далеко не все из того, что было создано одним из величайших конструкторов оружия конца XIX – начала ХХ века Джоном Браунингом, было воплощено в металле и запущено в серийное производство.

Да и не все из того, что было запущено в серийное производство, носило имя своего создателя.

Большую часть времени Джон Браунинг работал на компанию Winchester, руководство которой и принимало решение о целесообразности запуска в серию той или иной модели.

В 1879 году Джон и его брат Мэттью продали патент на производство однозарядной винтовки, получившей наименование Mod. 1885, компании Winchester.

Кстати сказать, многие модели и образцы оружия конструкции Браунинга производились такими компаниями, как Colt, Remington, Stevens и Winchester, но при этом имя конструктора производителями скромно умалчивалось.

Многие читатели думают, что такая судьба – безвестность – была уготована только российским и советским конструкторам оружия. Оказывается, это общепринятая мировая практика. Стоит ли говорить, что практически все разработки Браунинга имели коммерческий успех.

Запущенные в серию модели оружия, созданного Джоном Браунингом, также свидетельствуют о гениальности конструктора. Ну не будет капиталист в убыток себе выпускать никому не нужное оружие, выпускается лишь то, что пользуется спросом.

Так, помповое ружье Winchester Mod. 1987 выпускалось в течение 60 лет, первая в мире массовая модель с вертикальным расположением стволов Superposed B-25 выпускалась 70 лет, а полуавтомат Auto 5 выпускался 95 лет! С конструкторской точки зрения полуавтомат Auto 5 был, пожалуй, технически наиболее совершенным.

Настроения среди охотников в начале ХХ века свидетельствовали о том, что совершенно очевидно назрела потребность в повышении «огневой мощи».

К этому времени компания Winchester  уже выпускала помповые ружья Mod. 1893 и Mod. 1897, которые пришлись по вкусу американским охотникам и полностью отвечали предъявляемым к ним требованиям по прочности и надежности, но тем не менее коллективный «опыт, сын ошибок трудных», подсказал оптимальный вариант конструкции нового ружья: перезаряжание должно осуществляться автоматически.

Браунингу удалось решить проблему использования энергии пороховых газов для перезаряжания боевого оружия.

 

Browning auto 5: великое ружье великого конструктора

Поэтому абсолютно логичным было использовать уже имеющиеся наработки для создания модели полуавтоматического охотничьего ружья с газоотводным механизмом, т.е. использующего для перезаряжания часть пороховых газов.

Но гладко было на бумаге… Техническое задание было выдано, но как воплотить идеи, успешно реализованные в конструкции автоматического боевого оружия в охотничьем оружии?

Проблема заключалась в том, что именно в это время охотники стали постепенно переходить на использование бездымного пороха, и процесс несколько растянулся по времени. Непостоянство характеристик охотничьих патронов значительно усложняло решение задачи.

Однако, как это чаще всего бывает, найти правильный выход из неразрешимой на первый взгляд проблемы помогает какая-то мелочь, которая превращает сложнейшее уравнение со многими неизвестными в элементарную арифметическую задачу, решаемую в одно действие.

Так случилось и с Джоном Браунингом. Все гениальное просто. Джон Браунинг нашел единственно верное в тот момент решение: фрикционный тормоз регулировал скорость отката подвижных частей в зависимости от мощности используемых патронов и температуры окружающего воздуха.

Деталь ценой в несколько центов не просто дала возможность использовать в  полуавтомате любые по мощности патроны, а сделала реальной саму возможность создания такого ружья.

Естественно, что изобретение требует защиты от недобросовестных и алчных конкурентов. Первый из большого числа патентов, полученных Браунингом во время работы над конструкцией автоматического ружья, работающего за счет использования длинного хода ствола, перемещающегося назад под воздействием отдачи, был получен в 1900 году именно на фрикционный тормоз.

Не буду подробно описывать действие частей и механизмов ружья при выстреле, это блистательно сделал Римантас Норейка, поэтому тех, кто интересуется техническими подробностями, могу отослать к его статье «Прощальное ревю», опубликованной в 2003 году в одном из оружейных журналов.

Полуавтомат был назван Auto 5 потому, что его магазин вмещал пять патронов. В те времена речь о том, чтобы у дичи был шанс на спасение, не шла. То ли времена были дикие и грубые, то ли дичи было много, поэтому, в отличие от просвещенного времени конца ХХ века, ограничители емкости в магазины не устанавливались.

В просвещенное время пошли иным путем: отказались от патрона с длиной гильзы 65 мм, повсеместно перейдя на магнумы (76 мм) и супермагнумы (89 мм). Вот уж дичи-то спасли!

Полуавтомат был встречен «на ура» в различных странах мира. Пользовавшийся огромной популярностью российский охотничий журнал того времени «Охотничий Вестник» писал, что «магазинка сделает переворот в охотничьем мире: по поднявшейся стае гусей можно сделать 5 выстрелов за 15 секунд, не отнимая ружья от плеча… Ружье это можно назвать чудом оружейной техники».

Полуавтомат Auto 5 отличался колоссальной надежностью. Ружья, выпущенные в начале прошлого века, продолжают радовать своих владельцев верным боем.

В каталоге того времени об Auto 5 говорилось: «Это ружье отличается надежностью конструкции. Регулярное техническое обслуживание, уход и бережное отношение обеспечат долгие годы безотказной работы. Стоимость эксплуатации ружья будет равняться той сумме, которую вы заплатили при покупке, других расходов ваше ружье не потребует».

 

Browning auto 5: великое ружье великого конструктора

До конца XIX века Джон Браунинг продавал создаваемое им охотничье оружие компании Winchester, этот союз можно с полным на то основанием назвать взаимовыгодным. Благодаря сотрудничеству с Браунингом, компания Winchester фактически полностью контролировала рынок многозарядного охотничьего оружия.

Однако предложенная Браунингом конструкция полуавтоматического ружья показалась тогдашнему владельцу компании Т. Беннетту, человеку консервативных взглядов, излишне авангардной. Джон Браунинг пришел в бешенство, узнав, что Winchester не намерен запускать полуавтомат в производство.

Этот конфликт привел к разрыву отношений и прекращению многолетнего сотрудничества.

Джон Браунинг связался с президентом компании Remington Марселем Хартли, у которого встретил доброжелательный прием, и тут же получил предложение начать переговоры о начале производства полуавтомата.

Человек может лишь предполагать, а располагать, увы, не в его силах. В тот день, когда Джон Браунинг был приглашен на встречу с Марселем Хартли для окончательного решения всех вопросов и ждал в его приемной, Хартли скончался в своем кабинете от сердечного приступа.

Как чаще всего бывает в таких случаях, новому руководству требовалось время, чтобы войти в курс дел, а вопрос о начале производства полуавтомата, по мнению нового президента, приоритетным не был, поэтому Браунинг решил не ждать у моря погоды, а поискать удачи в Европе.

 

Browning auto 5: великое ружье великого конструктора

фото: Рудмана Виктора

Он связался с руководством бельгийской компании Fabrique Nationale в Льеже, так как имел положительный опыт сотрудничества при работе над конструкцией пистолета. Бельгийцы подошли к решению всех вопросов по-деловому, и уже в 1903 году первая партия полуавтоматов поступила в продажу.

Самый первый экземпляр этой модели оружия с заводским номером 1 был отправлен Джону Мозесу Браунингу 17 сентября 1903 года.

Джон Браунинг от имени учрежденной им компании Browning Arms разместил заказ на изготовление десяти тысяч ружей для продажи в США. Однако в скором времени стало ясно, что на пути оружия, изготовленного в Бельгии, стоят запретительные таможенные пошлины.

Поэтому в 1905 году компания FN и Джон Браунинг продали лицензию на производство полуавтомата и его продажу на американском рынке компании Remington.

Производство полуавтомата Model 11 (именно такое наименование получил Auto 5 в каталогах Remington) началось в самые сжатые сроки. Компания FN сохранила за собой право на продажу полуавтомата Браунинга под наименованием Auto 5 во всех остальных странах.

Патенты, подготовленные высококлассными юристами, надежно защищали интересы Браунинга и были составлены таким образом, что в течение десяти лет конкуренты и думать не могли, чтобы выйти на рынок с чем-то аналогичным, из-за боязни быть обвиненными в нарушении того или иного пункта.

Хотя нельзя не признать, что попытки все же предпринимались, но ничего путного, что могло бы встать в ряд и вровень с полуавтоматом Браунинга, так и не было создано.

Лишь через пятьдесят лет, в 1955 году, Дж.С. Хиггинс предложил модель газоотводного полуавтомата, а в 1958 году компания Remington начала выпуск модели Sportsman-58. После истечения срока действия патента различные компании мира стали выпускать клоны Auto 5.

Есть сведения, правда, не совсем подтвержденные, что за годы, прошедшие с момента начала выпуска Auto 5, по всему миру было продано более десяти миллионов экземпляров этого ружья.

В 1976 году производство Auto 5 было перенесено из Бельгии в Японию на завод Miroku, а закончилось массовое производство этой модели ружья в 1998 году.

Однако высококвалифицированные бельгийские оружейники в Херстале продолжают выпускать ружья этой модели в единичных экземплярах.

В начале 2003 года охотники, коллекционеры и любители оружия получили шанс побороться на аукционе за возможность приобрести уникальный экземпляр Auto 5, специально собранный бельгийскими оружейниками в честь столетия со дня выпуска первого экземпляра этой популярной модели охотничьего оружия.

Компания «Браунинг» передала этот мемориальный экземпляр оргкомитету выставки SHOT Show в качестве одного из лотов аукциона. Все средства, вырученные от продажи ружья на аукционе, пошли в фонд развития охоты и стрелкового спорта.

 «Выпуск мемориального экземпляра Auto 5 является данью памяти гению Джона Браунинга», – заявил Денни Уилкокс, директор производства компании «Браунинг».

«Краеугольным камнем, лежащим в основе стратегии нашей компании, по-прежнему остаются принципы, заложенные Джоном Браунингом. Особое место среди них занимают функциональность и неизменное стремление к высочайшему качеству».

 

Browning auto 5: великое ружье великого конструктора

фото: Семина Михаила

Мемориальный экземпляр Auto 5 был богато украшен гравировкой, выполненной вручную. Гравировка представляла собой подлинное произведение искусства. С правой стороны ствольной коробки гравер изобразил Джона Браунинга с ружьем и четырех летящих уток.

Через всю гравировку идет надпись, выполненная 24-х каратным золотом «1902-2002» и «Browning Auto 5 – 100 years». С левой стороны ствольной коробки изображены четыре летящих канадских гуся. Надпись, выполненная 24-х каратным золотом, гласит «Auto 5 – наследие гения» и «В честь столетнего юбилея».

На протяжении почти всего прошлого века Auto 5 пользовался неизменной популярностью. Этот полуавтомат 20-го и 16-го калибров был любимым оружием для охоты на болотно-луговую дичь, с патронниками «магнум» 12-го калибра он был исключительно уместен на охотах на водоплавающую дичь.

Оценили это ружье и спортсмены, для которых оно выпускалось в вариантах исполнения «трап» и «скит». На Олимпийских играх в Париже в 1924 году с помощью Auto 5 была завоевана золотая медаль и установлен мировой рекорд и рекорд Олимпийских игр.

Выпущенный компанией Remington полуавтомат Mod. 11-48, являвшийся по сути рестайлинговой моделью своего знаменитого предка, пользовался огромной популярностью у спортсменов, стрелявших «скит».

Именно благодаря Auto 5 (в версии Remington Mod. 11) и Mod. 11-48 изменилось отношение стрелков к полуавтоматам в целом, именно эти модели полуавтоматов подготовили и предопределили в 1960-е годы успех еще одной модели полуавтомата компании – Remington 1100.

Конечно, в наши дни практически невозможно увидеть Auto 5 в руках стрелка на номере на спортивных соревнованиях высокого уровня.

Новому времени нужны не только новые песни, но и новое оружие. Но охотникам, в том числе и российским, Auto 5 продолжает служить так же надежно, как и 20, и 50, и 100 лет назад.

Немножко грустно оттого, что великое ружье великого конструктора, безраздельно и по праву царствовавшее в арсенале охотников всего мира, уступило свой трон другим ружьям.

Каждый охотник, каждый стрелок, беря в руки современный полуавтомат, должен быть благодарен Джону Браунингу, создавшему первое в мире полуавтоматическое охотничье ружье. И для того чтобы революционная идея овладела массами и стала реальной силой, ему понадобился всего-то фрикционный тормоз ценой в несколько центов.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

В начале XX века Джон Браунинг приехал в Россию. Во время поездки он встречался в Петербурге с В.Г. Федоровым, считающимся отцом российского автоматического оружия.

Вполне вероятно, что высокий гость посетил заводы и мастерские, во время осмотра которых мог познакомиться со слесарем-оружейником В.А. Дегтяревым, ближайшим помощником и лучшим учеником В.Г. Федорова.

И пусть вас не обманывает скромная должность слесаря-оружейника. Приказом Главного артиллерийского управления от 18 января 1918 года на пулеметный завод в Ковров были командированы генерал-майор В.Г. Федоров и слесарь-оружейник В.А. Дегтярев.

В январе 2005 года в России отмечалось 125-летие В.А. Дегтярева, и в Коврове проходила научно-практическая конференция, посвященная юбилею, на которой присутствовали в том числе и дети Василия Алексеевича.

 

Browning auto 5: великое ружье великого конструктора

фото: Fotolia.com

Известно, что сам Джон Браунинг охотником не был, и я задал вопрос дочери В.А. Дегтярева Зое Васильевне, увлекался ли ее отец охотой и не было ли у него задумок сконструировать охотничье ружье.

По словам дочери выдающегося советского оружейника, отец был страстным охотникам, любил охоту по перу и на зайцев, но конструированием охотничьего оружия он не занимался, так как главная задача, стоявшая перед конструкторами-оружейниками в то время, заключалась в том, чтобы обеспечить и повысить обороноспособность страны.

Кто знает, сложись история по-другому, может быть, талант В.А. Дегтярева нашел бы свое воплощение не только в образцах боевого оружия, но еще и охотничьего? Но, увы, сослагательного наклонения у истории нет.


Исходная статья