Давайте поговорим о черном цвете. Вообще, размышлять о воздействии цветов на нас — занятие очень интересное: столько нюансов, столько эмоциональных оттенков могут они выражать; различные сочетания, даже разные пропорции внутри этих сочетаний — могут создавать совершенно уникальные смыслы. Тема эта безгранична и неисчерпаема, и сегодня мы сосредоточимся на самом главном из цветов — черном: как он воспринимается человеком, какую роль он играл в истории моды, как черный цвет используется в мужском гардеробе сейчас.
Черный нельзя назвать цветом в строгом значении слова, так как черный, по сути — это отсутствие цвета. В колористике для черного и белого есть специальные термины: ахроматические цвета. Черные предметы поглощают свет и не выпускают его обратно. В этой физической особенности уже есть нечто жутковатое, что дает нам один из ключей к пониманию характеристик черного цвета.
В первую очередь нас интересует восприятие черного в одежде. Какие же ассоциации может он вызывать у наблюдателя? Вот самые очевидные: траур, смирение, покорность, грусть; или противоположные: власть, сила (в связи с этим становится понятным сексуальный подтекст черного), строгость. Отсюда вытекают другие образы: тревога, отстраненность, обезличенность, тайна.
Как видим, черный цвет чрезвычайно многогранен и не исчерпывается парой-тройкой эпитетов. Именно поэтому его можно считать исключительно сильным, выразительным и функциональным. Черная одежда всегда была и будет мощным инструментом для создания образа. Давайте посмотрим, какие коды содержал черный в разные времена.
Черная одежда в истории
Уже в Античности черный являлся траурным цветом: погребальные шествия в Древней Греции были черными. Скорбь, страх смерти, тоска — вот смыслы, которые человек с незапамятных времен придавал черному цвету. В полную силу это его значение проявилось в Европе в Средние века. Этот период европейской истории, особенно его окончание, XV век, считается одним из самых дискомфортных в психическом отношении для человека. “Никакая иная эпоха не размышляла о смерти столь неотступно” (Й. Хёйзинга).
Черный цвет в одежде как знак утраты не потерял своего значения и в наши дни.
Черный как символ смирения, отстраненности от мира, всегда присутствовал в одежде духовенства. И это еще один важный код, который мы можем здесь распознать, и который закономерно будет применить к черной одежде вообще. Как было сказано выше, черный отрицает все остальные цвета. Облачившись в черную мантию, человек уходит от удовольствий и соблазнов этого мира. Более того, он сознательно отказывается от своей личности, становясь частью мрачного тревожного ничто. Но здесь нет отчаяния. В этом акте отрешенности от мира содержится надежда, надежда на преображение, это путь к свету через одиночество и покаяние.
Еще одну характеристику черного можно увидеть в мантии судьи. Черные одежды работников юстиции должны символизировать честность и непредвзятость, и здесь мы снова наблюдаем такие вариации значения, как отстраненность, безучастность, отказ от собственного “я”.
Черные мантии носили врачи в XVI-XVII веках. В последующие века черный продолжает быть их униформой: мантия сменяется темным костюмом, и вплоть до XX века, когда на смену ему приходит белый халат, доктора неизменно облачаются в черное.
Надо сказать, что производство черной материи в Средние века было делом дорогостоящим, и вплоть до XVI века, когда испанцы открыли индийский сандал в Мексике, черная одежда была недоступна простым людям. Во многом благодаря этому факту черный приобретает некий ореол значительности и статуса. Человек в черном в те времена, по-видимому, должен был чувствовать свою исключительность, принадлежность к сильной части общества. И здесь мы выходим на еще один важнейший психологический посыл черного цвета — обладание властью.
Вспомним моменты, когда черный в своей властной ипостаси достигает пика.
Опричники Ивана Грозного носили черные кафтаны и шапки и ездили на черных конях. Как известно, это были царские люди вне закона, обладавшие беспредельной властью, которые выслеживали изменников и выметали их прочь. Не случайно символами их были метла и голова собаки.
Еще одним примером тоталитарной элиты были, конечно, немецкие войска СС, черная форма которых, введенная в 1932 году, стала синонимом неограниченной власти и устрашения. Гиммлер как-то заметил: “Я знаю, есть люди, которым становится дурно от одного вида черного мундира. Мы отдаем себе в этом отчет и не ждем, что нас полюбят слишком многие”.
Введение черной формы для полиции (на самом деле она темно-синяя, но выглядит почти черной) в современной России представляется логичным решением в свете сказанного про связь черного цвета и обладанием властью (естественно, без прямых параллелей с предыдущими двумя примерами). Cвязующим звеном во всех трех случаях является частичный (в большей или меньшей степени) отказ от индивидуальности.
Черную одежду любят носить охранники всех мастей. Это тоже вполне объяснимо: есть желание внушать хоть какой-то авторитет, по крайней мере произвести первое впечатление, и на это вполне способен человек в черном костюме.
Вернемся к истории. На самом деле до начала XIX века мужчины, за исключением упомянутых выше профессий, не слишком любили черную одежду. А к XVII-XVIII векам в нарядности, яркости и разнообразии мужской гардероб мало отличался от женского:
Начиная с 1820-х годов мы наблюдаем интересное и труднообъяснимое явление, начало новой эры в моде, получившее название “великий мужской отказ”. Переход к черно-белому гардеробу произошел буквально в считанные десятилетия. В начале 1830-х вечерний мужской костюм должен быть черным (как вариант, синим). Летом допускались белые брюки, но уже через несколько лет “черные брюки или панталоны сделались непреложным законом”. Далее из обихода выходит цветной жилет, последняя яркая мужская вещь.
«И уже в 1850 году французский журнал “Journal des tailleurs” сообщает, что светский мужской костюм состоит исключительно из панталон, двух жилетов — белого и черного; черного галстука и еще одного, белого» (Джон Харви “Люди в черном”).
Главной причиной стремительного обесцвечивания мужского гардероба часто называют социальную нивелировку, которую мы можем наблюдать после буржуазной революции во Франции, но причина не только в этом: мода на неброскость формировалась в Англии как результат практических запросов мелкопоместных дворян, путешествовавших верхом, а не в экипажах — и затем распространилась повсеместно. Не последнюю роль также сыграли денди того времени; в частности, небезызвестный Джордж Браммел.
XIX век известен бурными технологическими переменами и утверждением капитализма в качестве господствующего уклада. На первый план выходят буржуазные ценности. Черный цвет в викторианскую эпоху приобретает смысл сдержанности и аскетизма, трудовая мораль того времени предписывала самоотверженно трудиться с целью преуспеяния. Деньги, а следовательно и власть, в этот период ассоциируются с черной одеждой в наивысшей степени. Мужской гардероб все больше и больше чернеет.
«В 1891 г году Оскар Уайлд отправляет в The Daily Telegraph письмо протеста против “одинаковых, как униформа, черных фраков, которые носят теперь” — черный казался ему “однообразным, скучным и унылым”.»(Дж. Харви “Люди в черном”).
На рубеже веков черный все еще носили повсеместно, но уже скорее по инерции. Женщина понемногу раскрепощалась, власть мужчин слегка ослабила хватку. Вскоре мрачный мужской гардероб стали разбавлять клетчатый трикотаж, серая фланель и твид различных цветов. В последующие годы XX века можно наблюдать постепенное вытеснение черного из повседневного обихода: лишь в формальной одежде даже в наши дни этот цвет прочно стоит на своих позициях.
Черный цвет сегодня
Конечно, черный цвет и в наши дни имеет те же ассоциации, что и в прошлом: глубинная человеческая психология никуда не исчезла. Но благодаря множеству стилевых направлений сегодня мы можем применять черный как угодно, создавая тысячи разнообразных оттенков настроения, играя различными цветовыми сочетаниями.
Черный часто предпочитают люди творческих профессий. Вот причины своей любви к этому цвету, которые называют архитекторы (журнал “Теория моды”, вып. 33):
- интровертный характер
- с целью подчеркнуть отстраненность от своих творений
- жизнь — грустная штука
- черный выражает тихую уверенность в тайне, которая направляет креативность в нужное русло
- в черный проще одеваться
- черный стройнит
Ну что ж, логичные причины: черный, действительно, цвет романтической меланхолии и ухода в тень. Но в то же время, это очень броский цвет. Одевшись в черно-белый наряд, вы без сомнения, будет замечены — весь мир цветной, и взгляд невольно выхватывает из толпы монохромную картинку.
Перейдем к практическим аспектам мужского гардероба.
Решающим моментом в создании законченного образа с использованием черного будет играть размер, занимаемая площадь относительно всего комплекта. При добавлении небольшого аксессуара (ремешка часов или перчаток, например) общий настрой картины остается почти нетронутым. И наоборот: с головы до ног одевшись в черное, вы кардинально меняете внешнее впечатление о себе. В зависимости от стиля одежды создается то или иное настроение: черный классический костюм задает тон формальности, деловой обстановки, надежности; черная кожаная куртка и джинсы заставляют взглянуть на человека совершенно с другого ракурса — бунтарь, маргинал, плохой парень, и уж точно не респектабельный джентльмен.
Многие считают черный универсальным безопасным цветом, который можно сочетать с чем угодно. Но мы видим, что это не такой уж безобидный цвет. Напротив, это сильный, эмоциональный, содержащий много отрицательных, порой зловещих, психологических аллюзий цвет. Поэтому использовать его нужно с большой осторожностью.
По поводу универсальности. То, что я вижу на улицах Москвы каждый день, побуждает сказать:
Черный костюм — не универсальный костюм!
Черная обувь — не универсальная обувь!
Мужчины, вся обувь которых состоит лишь из черных ботинок и туфель, думают, что решили проблему сочетаемости. А вот нет: тем самым они себя загоняют в рамки. Черная обувь не сочетается со светло-синими джинсами, коричневыми и любыми яркими брюками. Это очень и очень неудачная комбинация. Удручающая картина, даже если не брать во внимание уродливую обувь на фото саму по себе:
Здесь можно почитать подробнее о выборе между черными и коричневыми ботинками.
Черный костюм в наше время стал слишком формальным, не стоит носить его каждый день на работу, только если вы не охранник. Тем более если это чистый черный цвет, а не угольно-черный (charcoal) — темный, темный серый (как у Бонда на картинке выше).
Если пиджак двубортный, де еще присутствует жилет, это еще больше повышает градус формальности:
Еще одна довольно распространенная комбинация, от которой я бы советовал воздержаться: черная рубашка со светлым галстуком. Это выглядит либо наивно, либо наоборот — агрессивно, по-гангстерски (но при этом все-равно слегка комично):
Лучше уж не надевайте галстук вообще. Такой комплект из черной рубашки и пиджака может смотреться сексуально, но на мой взгляд, все же, претенциозно:
Еще раз: черный цвет не универсален, тем более когда это касается колорита вашей внешности. Это яркий и холодный цвет (подробнее в этой статье в сообществе color-harmony), и столько черного у лица пойдет далеко не всем. Из всех цветотипов только “зима” может без риска надеть подобный комплект (фото выше). У нас есть цикл статей, посвященных этому вопросу, где вы найдете подробное руководство по определению своего цветотипа. Базовые крупные вещи — пиджаки, рубашки, свитера — лучше подбирать из своей палитры.
Еще один важный момент: в одежде черного цвета как ни на какой другой заметна фактура материала. Поэтому здесь необходимо уделить большое внимание выбору качественной ткани. Дешевизна черного полиэстерового костюма или любой синтетической рубашки будет бросаться в глаза. С другой стороны, благодаря отсутствию цвета добротная шерсть, кашемир или хлопок будут оценены по достоинству окружающими.
С какими цветами можно сочетать черные предметы одежды?
Достаточно нейтральные и безопасные сочетания получаются с серым, бежевым.
Хорошо смотрятся вместе черный и приглушенный синий:
Интересный и эмоциональный эффект создается сочетанием черного и пурпурного:
Еще более эмоциональным, но уже с нотами драматизма будет тандем черного с красным. Но такое сочетание редко когда бывает уместным:
С осторожностью нужно комбинировать черный и белый у лица: это слишком резкое сочетание и должно соответствовать контрастности вашего лица.
К сожалению, та картина, которая есть сейчас, говорит о том, что в большинстве своем мужчины выбирают черный бездумно — лишь в силу устоявшегося стереотипа: «черный подходит ко всему и идет всем». Да, цвет функциональный и важный, обойтись без него трудно, но — границы у него тоже есть и довольно отчетливые, что мы и попытались сегодня показать.