Дикий закон о животных

Госдума завершает шестилетнюю работу над законопроектом «Об ответственном обращении с животными»: депутаты намерены принять его во втором, решающем чтении на пленарном заседании 12 июля. Если все пойдет так, как планировалось, то документ, впервые в истории России устанавливающий хоть какие-то гуманные правила обращения людей с животными, станет законом уже в августе.

фото: Fotolia.com 

фото: Fotolia.com 

Правда, вступление в силу некоторых норм отложено на год или даже два с половиной, а уверенности в том, что все прописанное оживет хотя бы лет через пять, нет.

Почему?

Этот закон — про домашних животных, кошечек-собачек-хомячков, животных в зоопарках, цирках, дельфинариях, на притравочных станциях и про безнадзорных животных. По очень разным оценкам, в России — от 10 до 30 млн домашних кошек. И непонятно, сколько миллионов собак. Сколько змей, тигров или хомяков обитают в квартирах или загородных домах — неизвестно.

Достоверных цифр нет, потому что до сих пор нет учета животных, проживающих с людьми или около них. В законопроекте «Об ответственном обращении с животными» сначала предполагалось прописать обязательную регистрацию всех домашних животных, потом — регистрацию хотя бы собак потенциально опасных пород и диких животных, которых держат рисковые россияне, но в окончательной версии упоминание о регистрации исчезло вообще.

После долгих споров решили, что не надо огород городить: ведь еще в 2015 году в целях обеспечения ветеринарной безопасности другим законом уже, по сути, введена обязательная регистрация домашних животных и предписано создание соответствующего единого федерального реестра.

Но реестра этого нет — вот незадача.

Только в июне 2017 года Минсельхоз наконец опубликовал проект правил идентификации животных, из которого следует, что завершить создание единой информационной базы планируется к 2023 году. Правила до сих пор не утверждены. Как на практике будет выглядеть регистрация — непонятно.

Скажите, о каком контроле за соблюдением правил, прописанных в законопроекте «Об ответственном обращении животных», может идти речь, если нет учета? Как вы будете доказывать, например, что именно собака гражданина Иванова накакала на детской площадке, а он не собрал за ней экскременты и тем самым нарушил требование закона «обеспечивать уборку мест и территорий общего пользования от загрязнения продуктами жизнедеятельности домашнего животного»?

Кстати, требование убирать в общественных местах не только за собаками, но и за кошками, как и многие другие требования, вступают в силу после официального опубликования закона. За их нарушение обещана гражданская, административная или даже уголовная ответственность.

Но в Кодексе об административных правонарушениях все это еще не прописано, статья 245 Уголовного кодекса, где про «жестокое обращение с животными», не уточнена, не внесены изменения и в Гражданский кодекс (кошки и собаки — движимое имущество владельца, хотя новый закон и провозглашает их «существами, способными испытывать эмоции и физические страдания»)…

А еще правительству и властям регионов предстоит работа над огромным количеством подзаконных актов: распоряжений, приказов, постановлений. Без них многие статьи законопроекта — лишь оболочка без содержания.

Минимум 11 важнейших вопросов позднее решит правительство. Оно определит, какие породы собак следует считать «потенциально опасными». Сочинит перечень диких животных, которых держать в жилых помещениях запрещено, и перечень случаев, когда запрещенных животных держать дома будет можно.

Решит, в каких ситуациях удавов можно кормить живыми кроликами в открытых для свободного посещения местах и когда домашних животных можно использовать в предпринимательской деятельности. Разработает требования к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, к содержанию животных в приютах и к обращению с животными без владельцев. И т.д., и т.п.

Одно из достоинств законопроекта — легализация приютов. Но если вспомнить, что приютов нет во многих регионах, а организация их работы (только в отдельных зданиях, обязательное размещение сведений о поступивших животных в Интернете, 10‑дневный карантин, лечение, кастрация, допуск волонтеров) потребует не только желания, но и средств…

Законопроект, кстати, не требует от региональных властей создания приютов — он лишь наделяет ПРАВОМ их создавать. А если ни государственных, ни частных приютов в регионе так и не появится, куда девать животных?

На подготовку подзаконных актов и отводится — по логике законопроекта — год. До 1 июня 2018 года еще можно гулять с собаками опасных пород так, как с карликовыми пинчерами, пичкать транквилизаторами или допингом животных, используемых в контактных зоопарках, отлавливать бродячих животных в присутствии детей.

Только 1 июня 2018 года вступают в силу статьи о приютах и о конфискации диких животных, запрещенных к содержанию в жилище, а общественные инспектора-зоозащитники начнут пользоваться своими правами.

Контролировать и надзирать за всем власти тоже планируют начать через год.

Зоопарки, дельфинарии и зоосады в их нынешнем виде вправе работать до 1 июня 2020 года: те, кто не пройдет лицензирование, закроются.

Но 31 декабря 2017 года закончится Год экологии, стимулировавший внимание властей к зоозащитной теме хотя бы на словах. А после президентских выборов предстоит неизбежная перетряска правительства и перераспределение полномочий между ведомствами, что не стимулирует эффективную работу чиновников…

Декларация о намерениях — вот что примут депутаты 12 июля во втором, решающем чтении.


Исходная статья