Дважды заинтересованный взгляд

Прочитав все три статьи Александра Гришина «За круглым столом с МВД» («РОГ» №№ 30, 31, 32 за 2010 год), хочу прояснить некоторые моменты. Начну с предложения участников круглого стола ввести услугу «одного окна» для получения разрешений на оружие. Это весьма разумно, так как документы на травматическое и гладкоствольное оружие москвичи, например, получают в ОВД, а на нарезное — в УВД. Была высказана правильная и технически выполнимая идея все гражданское оружие передать в ОВД. Это необходимо сделать.

фото: Антона Журавкова

фото: Антона Журавкова

Ввод платы за ускорение выдачи документов нецелесообразен. Не открою Америки, сказав, что и сейчас в отдельных местах за отдельную плату можно ускорить решение этого вопроса. Но деньги идут не в карман государства. Так куда же? Не секрет, что гражданина, желающего приобрести (или продлить) право на владение оружием, предварительно проверяют — рассылают соответствующие запросы в разные базы учета.

Если это делать по официальным каналам, то на это уйдет месяц, а то и больше. Когда же сотрудник получает деньги на «ускорение», то он лично едет туда, проплачивает там срочную проверку и везет все необходимые документы в отдел. Кто этим будет заниматься, если деньги пойдут государству?

Предложено увеличить количество приемных дней, включая и субботу. Мысль вроде бы верная, но как ее воплотить в жизнь? В низовых подразделениях (ОВД) не хватает сотрудников. Подчас вместо двух инспекторов ЛРР в ОВД только один. Начальство и так не очень-то считается с личным временем сотрудников.

Например, если милиция в городе переведена на усиленный вариант несения службы, то это значит, что у большинства сотрудников отменены выходные. И платить им за сверхурочную работу в большинстве случаев никто не собирается. Отгулы получить так же проблематично — работать некому.

Многие руководители ОВД смотрят на инспекторов ЛРР как на резерв сил. Их можно посадить в дежурную часть, если кто-то заболел, задействовать в очередной операции или направить в конвой. При этом не смотрят, что в этот день у сотрудника ЛРР приемный день. Если сотрудник находится в дежурной части ОВД, то он еще может пообщаться с посетителями. А если он на операции или в конвое? Вот и ходят граждане по несколько раз в приемные дни. А если еще и субботы сделать рабочими, то когда же сотруднику побыть с семьей, выехать на дачу, охоту-рыбалку? И за что он должен нести такие лишения? За мизерную плату?

Несомненно, отстреливать нарезное оружие необходимо в специально приспособленном помещении. И делать это должны специально подготовленные сотрудники. В Московских ОВД лишнего уголка не найти. Упразднены раздевалки, столовые, комнаты отдыха — все отдано под кабинеты. Где уж там найти место для отстрела оружия. В Москве подобные места целесообразно иметь в УВД. Охотник один раз в пять лет привозит туда стволы на отстрел. А вот остальную работу необходимо отдать в местные ОВД.

Особый вопрос — сельские районы. Полковник Жихарев прав, что при наличии небольшого количества охотников в районе нерентабельно держать в РОВД должность сотрудника ЛРР. Тем более что идут постоянные разговоры о необходимости сокращения в МВД. Интересно, кого будут сокращать? Например, в конце восьмидесятых годов в ГУВД Москвы было всего три генерала. Сейчас на прядок больше.

Когда в Москве сокращали РУВД и создавали УВД, то делалось это под флагом сокращения управленческого аппарата, но привело к обратным результатам: управляющих, проверяющих, контролирующих, перекладывающих бумажки стало слишком много. Вот кого нужно сокращать! В этом смысле один инспектор ЛРР на три сельских района — заманчивая идея. Но люди могут болеть, уходить в отпуск, и вот в силу этих причин три РОВД на какое-то время лишаются сотрудника ЛРР.

Согласен, что в принципе в любом РОВД можно создать место для отстрела оружия — да хотя бы сарай построить!— в райцентрах земля не так дорога, как в Москве. Но и к этому примешивается человеческий фактор: как сотрудник ЛРР будет добираться из одного РОВД в другое? Расстояние между райцентрами минимум 30–40 км. Служебного транспорта на периферии не хватает. Если на личном транспорте, то ни бензин, ни амортизацию машины сотруднику никто не станет компенсировать. На общественном? Но с 2005 года сотрудники милиции лишены льгот, а с 2009-го повысились тарифы на проезд в городском и пригородном транспорте.

Теперь по поводу рапорта от участкового, который необходим для ЛРР. Совершенно верно подмечено, что запрос на этот рапорт должен поступать к участковому, минуя охотника. Но сейчас в милиции, особенно в крупных городах, нет более паршивой должности, чем эта. С развалом патрульно-постовой службы (ППС) на участковых перекладывают ее обязанности. Вот и приходится им патрулировать улицы, быть в оцеплениях, усилениях и прочее, прочее.

При этом основных обязанностей с них никто не снимает. Они так же завалены разными ненужными бумагами. И если инспектор ЛРР направляет вас с запросом к участковому, то он просто помогает вам побыстрее все оформить. Участковый должен не только проверить место хранения оружия, но и побеседовать с домочадцами и соседями о вашем поведении в быту и только на основании этого давать заключение о возможности наделения вас правом на оружие. Но, к сожалению, слишком заняты участковые решением «чужих» задач.

На мой взгляд, сейчас в нашей стране существует наиболее простая процедура получения разрешения на оружие. Сбор пакета документов не особо обременителен. Если решить некоторые организационные моменты, создать единую всероссийскую базу данных, то вопрос получения права на оружие упростится еще больше. Только не надо забывать человеческий фактор, о котором я попытался рассказать.


Исходная статья