Сидим с семьей в расширенном составе, поздравляем внучку с трехлетием, подарки обсуждаем, торт едим, а дочь вдруг спрашивает, когда я на рыбалку собираюсь. Не чувствуя скрытого подвоха, отвечаю, что подожду пока вода спадет, плотва отнерестится и уклейка к берегу подойдет, а там видно будет.
Первая рыба. Фото: Яншевского Андрея.
И в ответ мне сообщают, что старшая сестра именинницы средства копит на удочку.
Посмотрел я в глаза восьмилетней внучки, а в них точно такое же сияюще-азартное выражение, которое было летом, когда я на ее глазах поймал карпа.
Несколько неожиданным стало для меня такое признание.
И начались у меня напряженные размышления, разбавляемые воспоминаниями.
У меня в шестилетнем возрасте первой снастью была не удочка и не спиннинг, поэтому я стал вспоминать, как начинали ловить другие дети, да и не только дети.
В большинстве случаев первой снастью у ребенка является та, или подобная той, на которую ловит отец или дед, но это не всегда правильно.
У начинающего может создаться ощущение, что смысл рыбалки в ожидании утопания поплавка или в звоне колокольчика.
Рыбалка такое занятие, в котором каждый может найти свой интерес и не только в конкретном способе ловли или в конкретной рыбе.
Например, многих увлекает подготовка или модернизация снастей. Кому-то больше нравиться читать или смотреть фильмы. Кому-то нравится ловить только карасей или щук, а других увлекает максимальное разнообразие видовых трофеев и мест ловли.
Невозможно предсказать, какой именно вид рыбалки может увлечь ребенка в самом начале. Потом будет проще – или рыбалка не заинтересует, или юный рыболов будет с каждым шагом приближаться именно к такой рыбалке, которая ему наиболее интересна.
Я решил не ломать голову и взять внучку еще раз на рыбалку, но уже не на карпа, а на плотву. Карпа нужно ждать, а плотва у берега крутится постоянно, нужно лишь подбросить легкой прикормки и забросить легкую оснастку.
Фото: Яншевского Андрея.
На невесомой «спортивной» уклеечной удочке длиной около 3,5 м даже 70-граммовая плотва ощущается вполне весомым уловом. Короткой удочкой с укороченной оснасткой (всем советую делать оснастки для маховой удочки на 30-50 см короче удилища) техника ловли осваивается быстро и без усилий.
Рыбалка становится динамичной, наглядной, веселой и результативной. Это уже потом, если ребенок попросится на рыбалку еще раз, можно и нужно взять дополнительно, как альтернативный вариант более длинное удилище или донку.
Все-таки классическая поплавочная удочка была и будет воплощением сути любительской рыбалки. Нужно быть достаточно наблюдательным, чтобы нередко просто на уровне интуиции определить местонахождение той или иной рыбы. Нужно заинтересовать эту рыбу, а затем установить с ней контакт.
Но, крайне важно, чтобы этот контакт в виде поклевки был наглядным. Именно поэтому, несмотря на явное снижение результатов рыбалки, подавляющее большинство рыболовов использует заведомо большие, но яркие поплавки с полосатыми толстыми антеннами, а для того, чтобы поклевка была видна всем присутствующим на водоеме, на антенну еще крепят оранжевый шарик.
Присутствие таких соседей очень помогает наглядно объяснить ребенку, зачем нужен чувствительный поплавок и крючок, который все-таки пролезет в рот некрупной рыбки.
Попутно можно и нужно показать, что комфорт на рыбалке необходим как для удовольствия, так и для результатов ловли. Нужно удобно сидеть, удобно забрасывать приманку, удобно доставать рыбу из воды и помещать ее во временное заключение не в пакет от хлеба, а в просторный садок.
Вот вопрос о том, отпускать ли рыбу или взять ее для отчета перед родителями должен решать ребенок, но ему можно помочь, сделав соответствующие фото. В любом случае, очень важно, чтобы последнее слово осталось за начинающим.
Первым критическим моментом в рождении нового рыболова будет решение о повторной рыбалке и лучше, если ребенок сам скажет, кого он хочет поймать. Вот тут начнутся вводные теоретические занятия, в ходе которых придется рассматривать варианты и сразу объяснять те трудности, которые могут возникнуть.
Например, внучка скажет, что теперь ей хочется поймать того самого карпа, которого дед отпустил в прошлом году, и нужно будет доходчиво объяснить, что с поплавочной удочкой ей самостоятельно ловить карпов пока будет физически затруднительно. Для этого еще до выезда на пруд можно взять удилище 5-6 м, привязать на куске лески груз весом грамм триста и предложить ребенку медленно поднять этот груз.
В случае согласия на замену снасти логично взять пикер или фидер. Для натурного сравнения можно взять и поплавочное удилище, даже штекер, но лучше не отвлекаться, а показать и главное объяснить начинающему особенности работы с донной снастью без поплавка.
Фото: Яншевского Андрея.
Если ребенок увидит рыболова со спиннингом и попросит дать ему в руки именно эту снасть, то начинать нужно где-нибудь на полянке со стриженой травой. Здесь обязательно должна быть какая-нибудь мишень в виде, например, лежащего полена.
Любой начинающий рыболов должен прочувствовать как технические возможности каждой снасти, так и свои личные эмоции и впечатления. Важно дать подержать снасть еще до рыбалки.
Зачастую рыболовы с огромным стажем не желают использовать наиболее эффективную в конкретных условиях снасть не по незнанию, а по неопытности — не хватает одной простой «тренировки» перед рыбалкой. Без этой тренировочной пробы мучения со снастью на первой рыбалке быстро превращаются в нервозную суету с мыслями сожаления о драгоценном потерянном времени.
Возьмем снасть «для дальнего заброса», нередко некорректно именуемую матчевой. Если рыболов приедет с этой новой для себя любимого снастью и попытается сразу наловить рыбы, то получится не очень. И оснастка будет захлестываться, и точность заброса будет сомнительной, а уж с прикармливанием на 30 м и дальше, вообще неизвестно что делать, если заранее не потренироваться стрелять из рогатки.
Практика обучения юношей показала, что достаточно одного занятия на заснеженной площадке зимой или на пруду летом, чтобы научиться более или менее правильно делать точный заброс любой снастью.
Или всего полчаса нужно чтобы «поставить» руку для точного заброса камешков с берега (имитация прикормки) в плывущий по течению поплавок на удилище длиной 8-9 м.
С рогаткой у всех по разному – одни начинают точно «стрелять» через три минуты, другие – несколько позднее. Но для рогатки в качестве ядер лучше использовать не разновесовые камешки, а имитацию прикормки, например, из суглинка.
Но, возвращаясь к внучке. После того, как начинающий рыболов научится самостоятельно справляться со снастью и рыбой на крючке, наступит ответственный момент прокомментировать результаты рыбалки. И это более важно, чем любой результат самой ловли.
Нужно свои эмоции и соображения о хорошем или плохом результате ловли рыбы сформулировать в деталях и спокойно высказать вслух. До или после этого обязательно нужно выслушать все соображения ребенка.
Анализ проведенной рыбалки в совокупности с эмоциями – это та часть рыбалки, которая может быть даже важнее, чем переживания во время самой ловли, впрочем, не менее важны эмоции еще во время подготовки предстоящего выхода за рыбой.
Я вполне серьезно размышляю о предстоящей совместной рыбалке, потому что сам люблю рыбачить один и молча, когда руки ловят, а я анализирую все, что вижу. А с внучкой придется пояснять каждый шаг и делиться в доступной и краткой форме своими соображениями и наблюдениями, и при этом не быть назойливым.
Но самое важное, чтобы ребенку было действительно интересно и он понял, что результат определяется не абстрактным везением, а действиями самого рыболова.
У самой старшей внучки первой рыбой был ротан. Фото: Яншевского Андрея.
Очень хочется, чтобы она почувствовала разнообразие и динамику ловли и, что удовольствие не в самой рыбе. Вот тогда внучка может стать рыболовом, а может и нет.
Поэтому деньги пускай копит, но не тратит, пока не захочет купить удочку или спиннинг именно такой, какой сочтет нужным.
А пока… Возьмем у дедушки что-нибудь подходящее.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Рыбалка состоялась, но совсем не так, как я долго планировал. Приехали дети в гости на полдня на дачу, сели мы с внучкой в авто и поехали на ближайший платник.
Выбор свой внучка остановила на форели и нам повезло. Несмотря на уже теплую воду, форель клюнула и ребенок в полной мере дважды в течение часа оценил борьбу с сильной рыбой. (Пришлось мне побегать с длинным подсачеком в руке!)
В следующий раз договорились ехать за плотвой.