Екатерина II Великая любила охоту как ритуал в красивых костюмах с изысканным снаряжением
Государственном Эрмитаже хранятся удивительные по красоте и необычные по конструкции ружья и пистолеты, которые Екатерина II заказала в Туле для своих внуков — великих князей Александра и Константина. Наиболее эффектным по отделке и оригинальным по конструкции является набор из двух двуствольных охотничьих ружей, двух одноствольных ружей и трех пистолетов. Замки на всем этом оружии были кремневые. В настоящее время два предмета из этого набора, одно двуствольное и одно одноствольное ружье, находятся в Историческом музее в Москве, остальные — в Эрмитаже.
Тульские оружейники свои имена указывали лишь в исключительных случаях. Поэтому установить имя оружейника, который сделал это ружье, сегодня уже невозможно. Ясно лишь, что это сделано в Туле в 1793 году.
[mkref=2601]
Все предметы имеют ложи и рукояти из слоновой кости. Нанесена тончайшая гравировка, изображающая крылья орла, маски, растительные и геометрические орнаменты, а также оружие. Шомполы также из слоновой кости, с художественной гравировкой.
Двуствольные ружья из этого комплекта имеют горизонтальное расположение стволов. Сложный процесс пайки не давал подобным ружьям получить широкое распространение, они входят в моду не ранее 1760-х гг.
Ружья из гарнитура великих князей интересны заряжанием с казенной части. Система предвосхищала современную двустволку. Перед спусковой скобой находился рычажок, при нажатии на который стволы ружья опускались вниз на шарнире. Эта конструкция пришла из Западной Европы, но на русских ружьях встречается впервые.
После “перелома” стволов в казенники вставляли заранее снаряженные порохом и дробью металлические “патроны” в виде стальных цилиндров, в которых имелись отверстия, совпадающие с затравочными в ружейных стволах. Имея запасные патроны, охотник мог легко и быстро перезарядить ружье. В этом гарнитуре имеется еще одно одноствольное ружье такой же системы. Все вместе — конструкция и декор ружей — говорит о незаурядном таланте и вкусе мастера-оружейника.
Металлические детали ружей и пистолетов императорского набора покрыты глубоким темно-синим воронением, по нему золотом наведены мифологические сюжеты. Курки выполнены как пасти драконов, в которые вставлены кусочки кремня. Рукояти пистолетов в виде головок попугаев оправлены в золоченую латунь.
На одном ружье представлена монограмма “Е II” (Екатерина II), а на межствольной планке имя мастера — Иван Лялин. К сожалению, биография мастера нам не известна, предположительно он работал ложевщиком в последней четверти ХVIII века. Ему также приписывается набор оружия, который был преподнесен Александру I в день коронации в 1801 г.
Этот подарочный набор состоит из дробового ружья, штуцера, дорожного мушкетона с дульной частью в виде воронки и пары пистолетов. Ружье и штуцер производят впечатление массивных предметов, потому что оба довольно длинные — соответственно 1195 мм и 1120 мм; калибр штуцера 12 мм, а ружья 17 мм. Отличительной особенностью штуцера является сверловка канала ствола в виде тригональной нарезки, которая, по мысли мастера, должна была улучшить точность боя. Оформлен подарочный гарнитур с хорошим вкусом, в стиле пышного ампира.
Стволы, замки и приборы инкрустированы серебром с позолотой, орнамент дополнительно проработан гравировкой. Ложи оправлены фигурными пластинками серебра в стиле французского оружейника Николя Бутэ, законодателя мод в украшении оружия. На шейке лож инкрустирован вензель императора — “А-I”.
Пара казнозарядных пистолетов с кремневыми замками, чернильными приборами и подсвечниками, подаренная императрице Екатерине II тульскими мастерами. Длина стволов 104 мм, калибр — 9,4 мм.
Для тульских оружейников изготовление заказных предметов особам императорской фамилии было весьма выгодно по многим причинам. Кроме получения денежной компенсации, подтверждалось право на работу частным образом и демонстрировалась их высокая квалификация. Во многих музеях России сохранились охотничьи ружья, ножи, кинжалы лучших тульских мастеров: А. Леонтьева, И. Полина, И. Лялина, Я. Крапивенцова, С. Бабякина, М. Бурдыкина.
[mkref=2602]
Начало ХIХ в. ознаменовалось перевооружением русской армии новой моделью пехотного ружья, что вызвало очередной запрет частных работ для тульских оружейников. Затем наступил 1812 год — война с Наполеоном, и снова было не до красивых охотничьих ружей.
Выковав в кузнях оружие победы в Отечественной войне 1812–1814 гг., казенные тульские оружейники продолжали жить в бедности, им по-прежнему не разрешали выполнять частные заказы. В 1815 г. для восстановления своих давних прав на частные заработки в Петербург отправились заслуженные мастера Андрей Медведев и Михаил Бурдыкин. С собой они везли подарки Александру I, среди которых были охотничьи ружья и пистолеты.
Только в 1816 г. после волнений рабочих тульского завода им восстановили их привилегии. В архивных документах зафиксированы четыре частные “фабрики” (скорее мастерские) по изготовлению партикулярного оружия. Кроме того, многие оружейники возобновили работу “на стороне” в домашних мастерских.
Среди тульских мастеров возникли оружейные династии, которые десятилетиями специализировались на создании охотничьего или произвольного оружия. К ним можно отнести Якова и Никиту Крапивенцовых, Спиридона и Алексея Бабякиных, мастеров Гольтяковых.
С появлением в России промышленных выставок туляки получили возможность экспонировать там свои изделия. Так в 1831 г. Н. Крапивенцов выставил пару дуэльных пистолетов. Андрей Медведев привез пару пистолетов и охотничье ружье ценой в сто рублей. Особенно богатой и интересной стала выставка в Туле в 1837 г.
Тульское охотничье оружие стоило немалых денег — Михаил Прохоров за охотничье ружье в ящике с прибором просил на выставке 1839 г. в Петербурге 550 рублей. Никита Рудаков за свою двустволку с принадлежностями в красивом футляре хотел получить 800 рублей!
Одним из лучших мастеров первой половины ХIХ в. считался Иван Сушкин, который был первоклассным гравером и резчиком приборного цеха. Именно ему поручили украсить золотой насечкой и начертать памятную надпись на ружьях и пистолете, сделанных в честь приезда на завод царя Николая I. Сегодня его работы с гордостью хранит Тульский музей оружия.
Охотничий комплект, состоящий из большого ножа и столовых принадлежностей — ножика, вилки и ложки, — изготовленный неизвестным мастером, очевидно, по мотивам западно-европейских ножей.
Когда через несколько лет в 1843 г. понадобилось от тульского сословия выставить оружие на Московскую выставку, снова выбрали И. Сушкина. Он изготовил великолепное капсюльное ружье, которое сейчас находится в фондах Государственного Исторического музея. На стволе из красивого дамаска, на казеннике сверху, инкрустировано имя мастера стилизованным рукописным шрифтом. Курок замка выполнен в виде дракона. Шейка приклада резана в виде утиного клюва. Ружье поражает легкостью (2,6 кг) при крупном калибре 19 мм.
Ружья с капсюльным замками туляки стали делать в 1830-х гг., хотя сама система известна была уже в начале ХIХ в. Первый химический замок запатентовал Дж. Форсайт в 1807 году. Новинкой заинтересовались английские и французские оружейники и занялись созда-нием новых воспламенительных составов. К 1820-м гг. был предложен медный колпачок с ударным составом внутри, который получил название “капсюль”. Под него был сконструирован ударный “капсюльный” замок.
Капсюль служил только для поджигания основного заряда пороха. Для этого его надевали на полую трубку, ввинченную в казенник ствола, которая называлась на немецкий манер “брандтрубкой”. Взрывной состав капсюля состоял из солей гремучей ртути, он воспламенялся от сильного удара. Это позволило серьезно упростить замок. Не нужна была ни затравочная полка, ни огниво, ни подогнивная пружина, ни курок с губками, куда вкладывался кремень. На наружной стороне замочной доски, похожей на доску кремневого замка, находился курок с чашкообразной головкой, который разбивал капсюль. В движение его приводила двуперая пружина на внутренней стороне замочной доски. Взвод и стопор курка осуществлялся аналогично кремневому замку.
[mkref=2603]
Новая система была практически безотказная. Ведь кремневый замок часто давал осечки и плохо работал в сырую погоду. Также важным преимуществом новой системы было то, что под нее можно было легко переделывать старое оружие. Заряжание ружья оставалось прежним — с дульной частью, менялся только способ воспламенения пороха в стволе. Несмотря на явные преимущества капсюля, в России еще долгое время велась полемика о достоинствах и недостатках новой системы. Причина была не только в консервативности и привычке к старине, проблема имела материальную подоплеку. Своих хороших капсюлей в России не было, а заграничные обходились слишком дорого. Поэтому основная масса охотников-промысловиков продолжала пользоваться кремневым оружием.
Лучшими изготовителями охотничьего оружия середины и второй половины ХIХ века несомненно считались потомственные тульские оружейники Гольтяковы, род которых восходит к середине ХVIII в. Старейшим из них был Петр Корнеевич Гольтяков 1791 г. рождения. Он прошел путь от обычного мастера до “надзирателя дела замков”, так именовался руководитель замочного цеха Тульского завода. Его инициалы “П. Г. “или подпись “Петръ Гольтяковъ” имеются на военном оружии середины ХIХ века.
В 1839 г. на выставке в Петербурге П. Гольтяков демонстрировал двуствольное ружье с прибором ценой 700 рублей. Подобного типа двустволки хранятся в Историческом музее. Ружье имеет две пары сменных стволов букетного дамаска (гладкие и нарезные). Калибр обоих стволов 12-й, а нарезные имеют семь спиральных нарезов. Казенники украшены золотой инкрустацией и надписью с именем мастера и императорской короной.
За свои изделия в 1852 г. П. Гольтяков получил право именоваться оружейным мастером “Их Императорских Высочеств Великих Князей Николая и Михаила Николаевичей” и мог ставить на свои изделия императорский герб. Немногие оружейники России имели такое право.
По конструкции и внешнему оформлению ружье из Исторического музея делового английского стиля, без лишних украшений, немного массивное. Здесь следует учитывать, что ружье должно было выдерживать мощные заряды пороха под пулю 12-го калибра. При этом дробовые стволы имеют очень тонкие стенки, а ружье весит всего 3,5 кг.
Другим первоклассным оружейником был Иван Михайлович Гольтяков, современник Петра Корнеевича (родился в 1815 г. ). По данным 1850 г., он имел собственную “фабрику” охотничьих ружей. Работать он начал младшим отдельщиком замочного цеха, а через двадцать лет был уже старшим арсенальным надзирателем. Неоднократно награждался на заводе деньгами и медалями за выставочные экземпляры.
К наиболее интересным изделиям этого мастера относятся спортивные винтовки, сохранившиеся в петербургском Эрмитаже. Они снабжены спусковыми механизмами со шнеллером и “ортопедическими” затыльниками прикладов, которые сегодня ставятся на спортивное оружие. Стволы его винтовок имели всего два спиральных нареза, по принятой тогда системе “люттихского штуцера”. Калибр стволов 19 мм, система воспламенения капсюльная, все оружие выполнено тщательно и со вкусом. Эти ружья интересны еще и тем, что своим существованием доказывают наличие спортивной стрельбы в России того времени.
Николай Иванович Гольтяков прославился собственными системами оружия. Однако этот револьвер повторяет знаменитую модель Кольта .36 калибра.
Пожалуй, самым видным из Гольтяковых был Николай Иванович Гольтяков. Он не связан прямым родством с Иваном Михайловичем. В отличие от других мастеров, Николай Гольтяков после 1864 г. (когда тульские оружейники перестали быть крепостными) перешел в купеческое сословие и занялся изготовлением охотничьего оружия как владелец небольшой фабрики. Практически это была крупная мастерская с числом рабочих от 10 до 30 человек, производство которой основывалось на ручном труде.
На многочисленных выставках Н. Гольтяков демонстрировал самое разное оружие — капсюльные ружья с дамасскими стволами, ружья центрального боя также с дамасскими стволами, оружие со стальными стволами. Его штучные изделия оценивались по 250–300 рублей и по отзывам современников стоили того.
[mkref=2604]
Большую известность Н. Гольтяков получил как конструктор и изготовитель собственных систем оружия. Например, в 1868 г. ему выдали привилегию на производство и торговлю револьвером своей системы. Эта модель пользовалась большим спросом среди русских офицеров, не имевших возможности покупать дорогое зарубежное оружие.
В Историческом музее имеется револьвер Н. Гольтякова, повторяющий знаменитую модель американского револьвера Кольта 36-го калибра. Он снабжен приставным прикладом и украшен охотничьими сюжетами.
В Эрмитаже хранятся два револьвера и револьверная винтовка великолепной отделки, которые Н. Гольтяков изготовил для подарка в 1880 г. царю Александру II. Оригинальной является конструкция перезаряжания, в которой барабан выдвигается вперед и опускается вбок.
В 1886 г. мастер демонстрировал на выставке Русского технического общества двуствольное казнозарядное ружье собственной разработки. Вероятно, именно оно хранится сегодня в Тульском музее оружия. Затвор ружья откидывается вверх по системе, близкой к английской модели Снайдера. Затвор снабжен экстрактором и оригинальным затвором. Стволы отделаны резьбой, а на замочных досках выгравированы сцены охоты. Конечно, подобное ружье было исключением среди обычных ружей капсюльной системы, которыми пользовались русские охотники.
Мастер Н. Гольтяков не мог конкурировать своим небольшим производством с фабричным Тульского завода, который выпускал дешевые охотничьи ружья малыми сериями. Сам Н. Гольтяков проработал до глубокой старости; когда ему было уже 85 лет, он представил на Парижскую всемирную выставку 1900 года четыре прекрасных охотничьих ружья.
Судьба всего частного тульского оружейного производства была предрешена. Технический уровень его был таков, что оно не могло обеспечить охотников современным оружием, а ружей центрального боя, кроме берданок, не выпускалось. Необходимо было наладить на Тульском оружейном заводе производство качественного охотничьего оружия, и с 1903 г. завод начал принимать на него заказы. Была открыта специальная охотничья мастерская, ружья которой ценятся по сей день знающими охотниками.