Госохотинспекция в Беларуси: круче только горы

В Беларуси изменили полномочия инспекторов природоохранной Госинспекции. Госинспекция охраны животного и растительного мира при президенте Беларуси больше не сможет приостанавливать всю деятельность организаций, нарушавших природоохранное законодательство.

фото: Семина Михаила

фото: Семина Михаила

Эти изменения предусмотрены новым положением о Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при президенте Республики Беларусь, утвержденное указом президента от 15 июля 2019 года № 269.

Новый нормативный документ уточняет полномочия должностных лиц Госинспекции.

«В применении некоторых мер по контрольно-надзорной деятельности появятся ограничения. Прежде инспекторы имели право приостанавливать всю деятельность организаций, нарушавших природоохранное законодательство. Теперь Госинспекция сможет приостановить только выполнение конкретного действия или мероприятия. Например, проведение рубки в определенном месте«, — пояснил содержание данного документу журналу «Лесное и охотничье хозяйство» начальник отдела правового обеспечения Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь Валерий Романовский.

«Кроме того, Госинспекция не сможет предъявлять иски в суд о прекращении деятельности юрлиц в случае возможного причинения вреда окружающей среде в будущем. Прежде такая возможность имелась, но ей практически никогда не пользовались«, — уточнил он.

Под контролем Государственной инспекции отныне будут не только объекты животного и растительного мира, земли, ведение охотничьего хозяйства и охоты, рыболовного хозяйства и рыболовства, лесопользование и охрана леса, но и воспроизводство и защита лесного фонда.

С 24 октября по этим двум направлениям должностные лица Госинспекции могут вести административные процессы.

Кроме того, с инспекцией теперь придется согласовывать все проекты нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по лесовосстановлению и защите леса, в том числе технические регламенты и технические кодексы установившейся практики.

Госинспекторы получат свободный доступ ко всем документам и необходимой им информации как на этапе проведения контрольных мероприятий, так и при их подготовке.

Кроме того, у Госинспекции появится доступ и ко всем отраслевым банкам и базам данных, информационным системам на безвозмездной основе.

Например, инспекторы смогут свободно пользоваться ГИС «Лес» и АРМ «Лесопользование», информация с которых значительно упростит работу контролеров.

Госорганы, организации и граждане, которым Госинспекция выдаст предписание или предложение, теперь обязаны будут письменно информировать ведомство о принятых мерах. В срок – не позднее двух рабочих дней со дня истечения установленного срока на выполнение требования.

За непредставление такой информации Госинспекция вправе составить протокол об административном правонарушении.

Уточнены полномочия госинспекторов при проведении полевых контрольных мероприятий. Согласно положению, появилось четкое указание на то, что сотрудники Госинспекции имеют право на досмотр всех граждан. Прежде – только «совершивших правонарушение», что ограничивало инспекторов в работе на упреждение.

Также теперь для проведения процессуальных действий инспекторы вправе временно ограничивать и запрещать передвижение граждан.

Применение физической силы, спецсредств и оружия должностными лицами Госинспекции прежде регулировалось Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, как и для гослесоохраны. Сейчас же по данному вопросу Указом утвержден отдельный порядок.

Инспекторам разрешено применять оружие не только при реальной угрозе их жизни и здоровью, но и для защиты других людей. Например, тех, кто находится рядом с ними в рейде – егерей, инженеров по охотничьему хозяйству и т.д.

Оружие можно использовать для защиты зданий, сооружений, транспорта инспекции. А также для остановки транспортных средств нарушителей, когда те не подчиняются требованиям об остановке.

Боевые приемы борьбы по новому Положению смогут применять не только госинспекторы, но и водители, входящие в состав рейдовой группы, если это необходимо для задержания нарушителей.


Исходная статья