История одного происшествия

Следуя на «Ласточке» в Выборг, окидывая внимательным взором чудные апрельские виды за окном, на перегоне Лазаревка — Верхне-Черкасово, я стал свидетелем трагедии. Предпринятое затем путешествие на автомобиле — для проверки внимательности зрения — подтвердило сей факт. Примерно в 800 метрах от Верхне-Черкасово по направлению движения в Выборг (справа) в решетке ограждения застряла и погибла среднего размера кабаниха.

Фото Антона Журавкова.

Фото Антона Журавкова.

Голова зажата в решетке, глаза раскрыты, конечности выпрямлены в агонии и задеревенели, брюхо вздуто.

Это лишь малая толика впечатлений, дальнейшие подробности которых вряд ли порадуют читателя.

Зрелище не для слабонервных.

Поэтому мы не приводим фотоотчета.

Мы не эксперты и не можем определить время наступления летального исхода, но, поскольку приблизительным осмотром ни на крупе животного, ни рядом нет следов воздействия ранок или входящих пулевых отверстий, а также и следов крови, уместно предположить, что животное погибло без «помощи» человека.

В 2019–2020 гг. я имел соответствующие полномочия общественного инспектора Комитета с по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности правительства Санкт-Петербурга, поэтому знает предмет.

Зона ответственности в 100 метрах вдоль железнодорожного полотна принадлежит транспортной полиции, а наблюдение за животным миром природоохранному ведомству. Куда и было сообщено об увиденном.

Кроме того, трудно вообразить, что увиденное пассажиром не замечено поездными бригадами, постоянно следующими по этому участку пригородных и товарных поездов. Однако по состоянию на 15 часов 19 апреля животное еще не было убрано. Трагедия? Несомненно. Ибо сказано: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

В эпоху, когда к охоте и охотникам законодатель применяет все более жесткие требования, ограничивая добычу, вводя правила лицензирования и налагая на охотхозяйства обязанности по содержании территории — «зоотехнию», ведется борьба с браконьерством и заслушиваются отчеты по эффективности таких сражений, в это самое время мы теряем поголовье диких животных по причинам, далеким от криминальных.

И даже если описанный случай не является типичным, а происходит несколько раз в год и реже, он все одно должен быть рассмотрен неравнодушным сообществом, ратующим за сохранение животного мира с тем, чтобы исключить подобные случаи. Но как?

Техническая сторона дела субъективно видится такой. Забор, который мы видим вдоль железных дорог, является отличительным признаком не только «выборгской дистанции пути» Октябрьской дороги, но и по всей стране.

Сплошное ограждение появилось по всем «дорогам» вдоль ж.д. путей России примерно в одно время — десяток лет назад. По крайней мере так его видел я на Северо-Западе и в Центральной России. Форма заграждения — секционный металлический забор, сварные конструкции звеньев, установленные на бетонные опоры, вкопанные в грунт.

Если посчитать весь «черный» металл, пущенный на такие ограждения в России, окажется, что вместо них можно было сплошным накатом опоясать по одной параллели не меньше, чем земной шар. И все — из металла.

Протяженность металлического забора такова, что тянется от Финской границы через Бусловскую и Выборг до самого Петербурга. В многосекционном заборе, состоящем из звеньев размерами примерно 3 метра в длину и 2 в высоту, ячейки сделаны размером 40х40 см, как раз для того, чтобы проходила голова среднего дикого животного без рогов.

И там застревала. От станции Выборг до Зеленогорска автор насчитал в сплошном заборе много более 20 «прорех», исключая санкционированные проходы в лесу, у водных артерий, в местах грунтовых дорог, уходящих в лес.

Особенно много «разрывов» там, где секции просто сняты или их и не было между Зеленогорском и Ушково, да и в других местах тоже встречаются сии виды: сплошной забор, и рраз… нет секции. Рядом ни тропинки, ни дороги.

Тогда возникает логичный вопрос: кто следит за этим некогда установленным, некогда белой краской покрашенным забором, а теперь ржавым с подтеками от естественных осадков? Наверное, имеются ответственные лица на каждом участке, и в документах их не трудно найти.

С них и спрос — за надежность ограждения, внешний ржавый или достойный вид, отсутствие секций, покосившиеся, относительно прямой оси линейность ограждения, своевременность ремонта и др.

А может быть, пора пересмотреть и стандарты самого забора, чтобы туда не пролезала голова животного и ограждение не служило причиной смерти. Сейчас и вообще весной, а лучше бы — заблаговременно, это очень важно проанализировать в силу естественной миграции животных.

Пути миграции животных весной меняются в связи с половодьем, а сама миграция активизируется. Но это, похоже, в России никто не учитывает.


Исходная статья