Внедорожник (от английского field car, off-road vehicle, нем. Geländewagen) — это полноприводный легковой автомобиль повышенной проходимости, где все 4 колеса ведущие (4х4). Внедорожники предназначены для эксплуатации на всех типах дорог и на пересеченной местности.
Внедорожный автомобиль массового производства впервые появился 1940-х годах в Америке во время начала Второй Мировой. Автомобиль имел зависимую подвеску всех колес, а также упрощенный, открытый кузов, где были вырезы вместо дверей. Это творение принаодлежало фирме American Bantam, Ford Motor и Willys-Overland. Выполнили данный автомобиль по тендеру американских военных. Это был ответ на полноприводные автомобили-кюбельвагены, которые появились у армий стран Оси ещё в 1930 годах.
В Советском Союзе в 1941-1945 году выпускался первый в мире полноприводный седан ГАЗ-61-73 с закрытым кузовом от «Эмки», а начиная с лета 1941 года стал выпускаться первый советский внедорожник — ГАЗ-64, которого фронтовики прозвали «Иван-Виллис», за то, что он имел сходство с оригинальным Willys MA образца 1941 года, который поставлялся в Советский Союз в период Великой Отечественной войны. В годы Второй мировой войны, внедорожники стали одними из неотьемлимых и самых распространенных автомобилей в армиях собзников. Общий тираж выпуска таких автомобилей достиг огромной по тем временам цифры — 620 тысяч экземпляров.
После Второй Мировой войны, внедорожник, получивший торговую марку Jeep CJ2A — к нему был проявлен огромный интерес различных силовых структур во всем мире: военные, пожарные, лесники, гражданские, полиция, охотники и туристы. Во многих странах начался выпуск своих моделей внедорожников-подражателей.
Можно привести такой пример, как Английский Land Rover 1948 года выпуска. Со временем, конструкция внедорожника становилась все более и более совершенной. С 1947 года на базе «Jeep CJ2A» начался выпуск трехдверного универсала «Jeep 463», а также 4 тонного пикапа — «Jeep Truck». В 1950-1960 годы, в США появились версии универсалов «Station Wagon», оснащенные полным приводом с рамными шасси от пикапов, такие как «Jeep Wagoneer» образца 1962 года а также «Chevrolet Suburban» 1958 года.
В Европе и СССР в то время была мода на создание полноприводных моделей на базе обычных седанов и универсалов, которые поставлялись с усиленными кузовами. В Советском союзе это ГАЗ-М72, М3МА-410 а также и 411 «Москвич» а в Европе — «Citroen 2CV Sahara», «Renault Nomad» и другие модели.
В 1969 году в США появляется первый спортивно-утилитарный автомобиль (SUV) — «Chevrolet Blazer», который отличался более компантными размерами по сравнению со «Station Wagon» сьемной пластиковой крышей.
Впервые комфортабельный рамный внедорожник Range Rover, который имел постоянный полный привод и получил неофициальное прозвище «Фермер во фраке» за свою проходимость и престижность одновременно был представлен миру компанией Land rover в 1970 году.
В 1977 СССР было начато производство первого в мире, компактного внедорожника который имел несущий кузов, а также постоянный полный привод — «Нива» (Ваз-2121). Эта недорогая, комфортабельная и экономичная модель сразу стала очень популярна во всем мире, она практически завоевала эту часть рынка на продолжительное время и вызвала появление нового класса внедорожников. Все новые и новые модели этого класса стали производиться и в Японии и в США.
В середине 1980 годов прирост рынка автомобилей типа «Sov», которые классифицировались в США как «Light Truck» — легкие грузовики, постоянно увеличивается. В данное время на мировом рынке практически не осталось автобрэндов, которые бы не предлагали автомобили такого типа.
Сейчас на территории бывшего Советского Союза выпускаются гражданские внедорожники, в России на данный момент выпускаются:
— АВТОВАЗ — «Lada 4×4», бывшая до 2006 года «Нива»
— УАЗ: «Hunter», «Patriot»
— Джи-Эм-Автоваз — «Chevrolet Niva»
— Северсталь-Авто — «Ssang Young Rexton»
— Derways — «Derways Cowboy 3131»
В России также производится так называемая «отверточная сборка» некоторых внедорожников класса «SUV» (Легкий грузовик) китайского и американского производства. Вообще, на данный момент в мире насчитывается огромное количество внедорожников, как качественных, производства Германии, Америки, так и неочень, например китайского производства.
Внедорожник — символ свободны на дороге. Это всегда возможность «не быть, как все», когда Вы за рулем внедорожника Вы чувствуете преимущество перед другими участниками дорожного движения, но не стоит пренебрегать ПДД.