Эльбрусская охота. Кавказский рог изобилия

Изображение Эльбрусская охота. Кавказский рог изобилия
Фото автора.

Наконец-то самолет коснулся колесами шасси взлетной полосы аэродрома. Забрав свой багаж, я вышел из терминала. Погода стояла ясная, лицо освежал легкий ветерок, доносивший до меня запах жухлой травы с полей Ставропольского края

Хотя на деревьях еще была зеленая листва, воздух своими ароматами напоминал, что уже середина сентября. Перекатив чемодан через бордюр, я отправился на паркинг, где меня уже ждал мой друг Казбек. Обнявшись и крепко пожав друг другу руки, мы отправились к пикапу, где и разместили мои вещи.

Снаряжение Казбека находилось уже в машине, и, чтобы не терять время, мы решили сразу выехать в горы, по пути забрав егерей Эдигбия и Ожая. Целью моего визита на Кавказ в этот раз был среднекавказский тур, ареал обитания которого находится под Эльбрусом. Это гибридный вид, который образуется в ходе спаривания дагестанского и кубанского туров.

Изображение БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ
Среднекавказский тур — переходный вид от западнокавказского к восточнокавказскому туру. Их черные рога более гладкие, с меньшими поперечными кольцами, а концы теснее сближены. Борода короче. Летняя окраска красновато-серая, лоб и подбородок и передняя сторона ног темнее, близ копыт она почти черная, живот и внутренняя поверхность бедер грязно-белые. Темная полоса по хребту может отсутствовать. Виды иногда так похожи, что нельзя определить их принадлежность, не зная, где именно они были добыты.ФОТО GIORGIMAILO/WIKIMEDIA.ORG (CC BY-SA 4.0)
БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ

Дорога проходила через поля и множество населенных пунктов. Над землей стояла легкая дымка из-за сожженной травы после уборки урожая. Вскоре на горизонте стали появляться заснеженные пики гор, над ними белой шапкой возвышался исполин Эльбрус. Дорога серой лентой уходила в ущелье.

Довольно скоро мы доехали до дома проводника, где нас ждал егерь Ожай. На заднем дворе Эдикбия текла горная река удивительного бирюзового цвета, наполненная множеством родников с минеральной водой. Эдикбий вынес из дома бутылку с холодным нарзаном и налил нам по стакану. До этих пор я пил лишь бутилированный нарзан, а прямо из источника — впервые в жизни. После непродолжительного обсуждения планов мы заехали в местный магазин за продуктами, после чего отправились дальше в горы, где находился базовый лагерь.

Поднимаясь все выше и выше, я невольно отмечал, что листва на деревьях уже окрасилась желтым цветом, а в изобилии растущая по краям дороги малина переспела и осыпалась, как и дикие груши, хотя местами они еще продолжали висеть на ветвях, привлекая диких животных. Поспевшие орешки бука, или чинарика, как его называют местные, скоро начнут осыпаться на землю, так что сейчас в горах изобилие разнообразной пищи. В этих местах водится множество кабанов и медведей, и сейчас для них самое время набирать массу перед зимой.

Доехав до домика, мы выгрузили все снаряжение и переоделись. Пока я раскладывал свои вещи, Казбек приготовил фирменную яичницу, которая под хычины была съедена в два счета. Солнце клонилось к закату и как только скрылось за хребтом, ветер сменился и стало заметно холодать. На небе появились первые звезды, а из дымоходной трубы приятно повеяло запахом бересты. В домике, потрескивая в печи, горели дрова, создавая приятную дружескую атмосферу. Попив чаю и обсудив планы на завтрашний день, мы улеглись спать.

Проснулся я без будильника, так как дома уже наступил день и разница во времени составляла несколько часов. После меня проснулись все остальные. Еще находясь в Дагестане, я заметил, что хычины заменяют местным жителям завтрак, обед и ужин. Вот и мы, плотно ими позавтракали, Эдикбий подогнал УАЗ, мы закинули в него рюкзаки и отправились в угодья.

Дорога круто уходила вверх, и через час мы достигли ущелья, по которому проехать на автомобиле было невозможно, дальше путь лежал только пешком. Надев рюкзаки и взяв карабины, мы тронулись дальше в горы. Преодолев бурную реку, пошли по тропе, которая тянулась вдоль склона, покрытого серыми камнями. Под ногами у нас была бархатистая, все еще зеленая трава, источавшая ни с чем не сравнимый запах тимьяна. Сохранять равновесие, когда приходилось преодолевать очередные каменные нагромождения, мне помогал посох, который я всегда беру с собой в горы…

Через несколько километров мы дошли до лавины, которая так и не растаяла за все лето. Внизу образовалось небольшое болотце, по которому бегало множество куликов, ищущих насекомых под камнями. Через мгновение Ожай указал рукой на склон, заметив пасущихся туров. Мы тотчас укрылись за камнем, чтобы как следует рассмотреть животных, до которых было больше одного километра. После непродолжительного наблюдения стало ясно, что трофейных самцов там нет. Мы решили разделиться: Казбек с Ожаем пойдут левым хребтом, а мы с Эдикбием двинемся к концу ущелья и оттуда будем наблюдать за склонами. На нашем склоне снова оказалась снежная лавина, которая доходила до реки, так что идти пришлось прямо по ней. За лето снег так спрессовался, что по твердости не уступал бетону, но местами все же попадались пустоты, поэтому идти нужно было осторожно, чтобы в них не провалиться.

Внезапно в спину подул сильный ветер; небо затянули свинцовые тучи; запахло по-зимнему, и практически сразу крупными хлопьями повалил снег. Мы прошли большой путь, набрали приличную высоту, и идти назад нам совсем не хотелось, поэтому мы решили переждать непогоду в горах: а вдруг скоро протянет снежный фронт и туры окажутся как на ладони? Но время шло, а снег все усиливался. Ногти на руках в тонких перчатках стало жечь как огнем, и тогда я с горечью вспомнил про варежки, которые оставил дома, считая, что в сентябре они не понадобятся. К сожалению, желаемого просветления так и не случилось, а времени до заката оставалось совсем немного, и, чтобы не спускаться в темноте, мы отправились в обратный путь.

Включив рацию, узнали хорошую новость о том, что Казбеку удалось добыть мясного тура, а значит, вечером нас ждет жареная печенка с луком. Когда мы догнали друзей по пути к машине, уже наступила темнота. Мокрые, но довольные мы сели в УАЗ и отправились назад к домику. Развесив все вещи для просушки и приготовив печенку, мы сели ужинать. Эдикбий предложил поехать завтра в другое место и там поискать трофейных самцов.

Утром после завтрака мы быстро экипировались и выехали из лагеря. До нового места было порядка двух часов езды. Добравшись, мы оставили внедорожник и пешком двинулись вглубь ущелья, взяв на этот раз зрительную трубу. Приблизительно через пять километров заметили две группы туров. В одной находились только самцы, а во второй — самки с молодыми козлами. Группа самцов паслась на самой вершине хребта, но скоро они должны были лечь на дневку. В трубу их хорошо было видно, так как стояла ясная погода, а после вчерашнего снегопада склоны покрылись снегом (правда, на траве снег уже начал таять). Среди туров (а было их порядка десяти) выделялся один самец светло-желтого цвета с мощным развалом рогов. Эдикбий сразу заметил его и сказал, что ему минимум пятнадцать-шестнадцать лет и что с возрастом у них нарушается обмен веществ, поэтому старые самцы плохо линяют, и, возможно, это его последняя осень.

Времени у нас хватало с запасом, так что мы решили занять удобную позицию и подождать вечера: по словам проводников, туры обязательно должны спуститься ниже. Ну что ж! Ждать так ждать! Ведь это одно из главных качеств горного охотника —  умение ждать. Напротив нас паслись самки; молодой козел рогами столкнул крупный валун, и тот с грохотом покатился вниз по склону и влетел в густой осинник, из которого, как рой пчел, выскочили тетерева и сели на ближние березы. На северных скалах протяжно свистел улар, с грустью предвкушая наступление холодной зимы.

Пока длилось ожидание, мы перекусывали печеньем с бисквитом и тихонько говорили о рыбалке на здешнюю форель — Эдикбий обещал научить ее ловить. Так за разговорами прошло несколько часов, и туры действительно стали потихоньку выходить и спускаться на кормежку.
— Ваш выход, Роман! — с бодростью в голосе сказал Казбек.

И мы начали подъем навстречу турам. Преодолев реку, стали подниматься выше, через сосновый лес, по крупному курумнику, затем по склону, который был скользким от пожелтевшей травы. Набрать нам предстояло 600 вертикальных метров, когда до животных останется около 500 метров: только тогда можно будет произвести уверенный выстрел. Животные скрылись в небольшой котловине на склоне, что нам было на руку; мы стали быстрее продвигаться к цели. Дойдя до хребта, откуда уже можно было наблюдать туров, мы вдруг справа обнаружили молодого козла. Он шел вдоль склона, потом встал, посмотрел на нас, запрыгнул на скалку и как свистнет. Затем еще несколько раз.

Сердце вмиг похолодело. Все, нас обнаружили! Зря только старались и потратили столько сил! Козел пулей скрылся за горой. Эдикбий подполз к вершине и выглянул, после чего как ужаленный откатился к нам назад.
— Туры на месте! Слава Богу, они ничего не услышали! — прошептал, улыбаясь, егерь. — Они подошли еще ближе к нам, и теперь до них чуть больше трехсот метров. Роман, готовься!

Я скинул карабин, выдвинул сошки и дослал патрон трехсотого калибра в патронник, после чего медленно пополз на животе вперед. Туры были на склоне, как на ладони.
— Видишь нижнего и самого светлого из них? Мы его видели утром в трубу. Он твой.
— Хорошо! — прошептал я в ответ и одобрительно кивнул.

Медленно крутнув барабан вертикальной поправки, я добавил кратности, успокоил дыхание и плавно подушечкой пальца потянул спусковой крючок на себя. Раздался выстрел, и после свиста пули по телу тура пробежала волна, а затем послышался долгожданный шлепок. Животное в горячке прыгнуло в сторону и остановилось.
— Стреляй еще! Тур очень крепок на рану! —  раздался сбоку встревоженный голос Казбека.

Я быстро дослал очередной патрон в ствол и, поймав в перекрестие лопатку зверя, произвел второй выстрел, после чего могучий рогач покатился вниз и упал прямо в ручей.
 — Поздравляю тебя, мой друг! Вот это монстр! Вот это рога, как Харли-Дэвидсон! — радостно закричал Казбек.

Моей радости не было предела. Это был именно он, чисто среднекавказский тур, да еще такого размера! Мы вчетвером спустились к ручью, когда уже стало смеркаться. Нужно было поторопиться. Тур действительно оказался пенсионером: мех на ушах уже не рос, и они были лысыми, в районе рогов и на спине, сияли проплешины, зубы были стерты практически до десен. Эдикбий с Ожаем посчитали и дали точное заключение, что добытому мной туру пошел семнадцатый год. Еще раз ребята поздравили меня от чистого сердца с великолепным трофеем, и мы принялись снимать кейп и решили срезать мясо с костей.

Пока управились, наступила темнота. Мы достали налобные фонарики и, подсвечивая себе, отправились в обратный путь. Луна освещала заснеженные хребты; по ущелью дул морозный ветер; я был счастлив, идя в компании друзей по склонам Кавказских гор с уникальным трофеем за плечами. Преодолев мост через реку, мы увидели впереди свет в окошках охотничьего домика.

С одной стороны, я был рад, что все удачно закончилось, а с другой — не хотел уезжать, и, заходя в дом, уже твердо решил, что обязательно вернусь сюда снова.