фото: Антона Журавкова
Вопрос 1:
Недавно в соцсетях прочитал, что всех охотников хотят заставить изучить какой-то охотминимум.
Помню, что когда получал охотничий билет четыре года назад, мне давали какую — то инструкцию прочитать.
Посмотрел ее, многое знал от ребят, что охотниками стали раньше.
Вернул книжицу и расписался в каком — то гросбухе, что прочем.
А сейчас, что действительно заставят проходить обучение охотминимума на каких — то курсах.
Потом еще и экзамен сдавать. Это, что правда? (Толян П. — охотник из Саха Якутия).
Отвечаю:
Толян, спасибо за вопрос!
Наверное, вы прочитали не удачный комментарий о проекте ФЗ № 10309-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях закрепления обязанности по прохождению обучения требования охотминимума) (далее – Проект). Проект внесен в ГД РФ 28 октября прошлого года, который еще не рассматривался даже в первом чтении.
В охотничьем сообществе уже не один год обсуждается необходимость этого, хотя до настоящего времени такой обязанности нет. Те из граждане, кто решил стать охотником и получить охотничий билет обязаны под роспись ознакомиться с требованиями охотничьего минимума. Однако, как показывает положение дел, такое требование устарело.
Простое ознакомление с охотминимумом не гарантирует приобретение гражданином минимального необходимого ему для осуществления охоты набора знаний и навыков. Что приводит к тому, что в России ежегодно выявляются более 50 000 правонарушений нарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
К тому же и не снижается, а только растет количество несчастных случаев на охоте. Если в 2015 году таких случаев за год фиксировалось 40, то в в 2019 году возросло до 58 в год. К сожалению, таких случаев и сейчас меньше не становится.
фото: Олега Хайдакина
Если Проект станет ФЗ, то вступит в действие с 1 сентября этого года. В ФЗ об охоте тогда появится новая статья 21.1 и поменяется статья 21 о охотничьем минимуме. Через изменения и дополнения в статьи 32 пп. 5.1 и 5.2; региональной государственной власти – статья 34 новый пункт 3.1 изменятся полномочия органов государственной власти в сфере охоты.
С момента вступления новых положений ФЗ об охоте, охотничий билет станет документом единого федерального образца и без ограничения территории его действия, будет иметь учетные серию и номер и подлежит регистрации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в государственном охотхозяйственном реестре.
Охотничий билет будет действовать со дня внесения сведений о нем в государственный охотхозяйственный реестр. этот документ будут выдавать в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о его получении, но не ранее дня внесения сведений о нем в государственный охотхозяйственный реестр.
К тому же новая редакция пункта 1 статьи 21 ФЗ об охоте устанавливает, что охотничий билет будет выдавать гражданам «прошедшим проверку на знание требований охотничьего минимума».
Новая статья 21.1 Проекта, устанавливает обязательность граждан, впервые получающее охотничий билет, пройти обучение требованиям охотничьего минимума и после прохождения такого обучения пройти проверку на знание его требований.
Охотминимум включает в себя требования правил охоты, техники безопасности при осуществлении охоты, а также основы биологии диких животных. Установлен здесь также процедура прохождения обучения и проверки на знание требований охотминимума.
Такую проверку знаний будут осуществлять органы исполнительной власти субъекта РФ в порядке, который установит Правительство РФ. Этот же уполномоченный орган планируют наделить полномочием по формировании перечня вопросов для проверки на знание требований охотминимума.
Кроме того, этой же статьей Проекта устанавливается, что для прохождения проверки на знание требований охотминимума заинтересованное лицо, обязано представить органу исполнительной власти субъекта РФ выписку о результатах медицинского освидетельствования, предусмотренного статьей 6.1 ФЗ об оружии», содержащую сведения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
Так, что Анатолий, предложенное авторами Проекта об установлении в ФЗ об охоте обязательного требования к гражданам впервые получающим охотничий билет пройти обучение по знанию охотничьего минимума и прохождении проверки полученных знаний. Вас лично, как и других охотников, вероятно, не затронет. Но изучить эти требования самостоятельно, рекомендовал бы Вам.
Вопрос 2:
Расскажите, пожалуйста, о каком-то новом Проекте в закон об охоте, котором могут установить дополнительные платы за охоту на крякву и даже чирка. Неужели такое возможно? (Валерий Николаевич К., охотник — пенсионер из Новосибирска).
Отвечаю:
Уважаемый Валерий Николаевич, спасибо за обращение,
28 октября прошлого года в ГД РФ был внесен внесен проект ФЗ № 10375-8 «О внесении изменений в статью 13 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части отдельных вопросов взимания сбора за пользование объектами животного мира). Первоначально его планировали ввести в действие с 1 января 2022 года, но на 5 апреля его еще не рассматривали ни в одном из трех необходимых чтений.
Авторы предложили через внесение дополнений в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ), установить в нем новые объекты обложения сбором за пользование объектами животного мира.
Вы, вероятно знаете, что в настоящее время НК РФ к таким объектам относит только объекты животного мира, указанные в статье 11 ФЗ об охоте.
К таким отнесены: 1) млекопитающие, а именно: а) копытные животные — кабаны, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлоны, сайгаки, серны, сибирский горный козел, туры, снежные бараны, гибриды зубра с бизоном, домашним скотом; б) медведи; в) пушные животные — волк, шакал, лисица, корсак, песцы, енотовидные собаки, енот-полоскун, рысь, росомаха, барсук, куница, соболь, харза, дикие кошки, ласка, горностай, солонгой, колонок, хори, норки, выдры, зайцы, дикие кролики, бобры, сурки, суслики, кроты, бурундуки, летяги, белки, хомяки, ондатра, водяная полевка;
фото: fotolia.com
2) птицы — гуси, казарки, утки, глухари, тетерева, рябчики, куропатки, перепела, кеклики, фазаны, улары, пастушки, обыкновенные погоныши, коростели, камышницы, лысухи, чибисы, тулесы, хрустаны, камнешарки, турухтаны, травники, улиты, мородунки, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнепы, вальдшнепы, саджи, голуби, горлицы.
Кроме того, в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к охотничьим ресурсам также относятся гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые.
К тому же, законами субъектов Российской Федерации допускается отнесение к охотничьим ресурсам млекопитающих и (или) птиц, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи.
В то же время , в действующем НК РФ за добычу большой группы массово добываемых охотниками видов охотничьих ресурсов (гуси, казарки, утки, рябчик, зайцы, лисица, белки и другие) в настоящее время не установлены размеры ставки сбора за их добычу. В связи с этим авторы Проекта предложили соответствующие изменения в статью 13 и в наименование Главы 25.1 НК РФ.
Для этого, имеющие здесь слова «объект животного мира» дополнить словами «отнесенными к охотничьим ресурсам». После этого, появляеися возможность дополнть и изменить редакции статей: 333.1 – 333.7 и 333.33.
Это же в свою очередь, позволит в НК РФ дополнительно установить ставки налогового сбора за добычу большой группы массово добываемых охотниками видов охотничьих ресурсов (гуси, казарки, утки, рябчик, зайцы, лисица, белки и другие). После этого, предлагается установить единую сумму сбора за дополненные в качестве возможных объектов налогообложения охотничьи ресурсы.
Указанный сбор за пользование массовыми видами охотничьих ресурсов предлагается оплачивать до получения разрешения на их добычу путем единовременной уплаты суммы сбора за пользование такими охотничьими ресурсами независимо от количества разрешений на добычу охотничьих ресурсов при условии, что сроки охоты, установленные в указанных разрешениях на добычу охотничьих ресурсов, истекают в течении одного года с даты уплаты сбора.
При этом сумма сбора за пользование указанными охотничьими ресурсами определяется в размере ставки сбора, установленной для соответствующих охотничьих ресурсов, независимо от количества особей используемых охотничьих ресурсов.
Ставку сбора за пользование охотничьими ресурсами предлагается установить в размере 600 рублей для массовых видов пушных животных, относящихся к охотничьим ресурсам, и 700 рублей для птиц, относящихся к охотничьим ресурсам.
Кроме того, в связи с существенным ущербом, который наносится иным охотничьим ресурсам и сельскохозяйственным животным, законопроектом предлагается установить ставку сбора за добычу волка и шакала в размере 0 рублей.
Первоначально этот Проект планировалось вынести на первое чтение в ноябре 2021 года, но этого не произошло в связи с конструктивной критикой Проекта со стороны депутатов, специалистов охотничьего хозяйства, экспертного сообщества и активных охотников. Более того, появились предложения и о снятии этого Проекта с дальнейшей работы.
Вопрос 3:
Как охотник с двацатилетним стажем недавно узнал, что теперь охотникам можно иметь в собственности до десяти стволов. Неужели это правда? (Константин Алексеевич М., охотник из Астрахани).
Отвечаю:
Уважаемый Константин Алексеевич, 25 февраля Президентом РФ подписан Федеральный закон за № 21 — ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» (далее- ФЗ — 21).
Редакция частьи 11 статьи 13 ФЗ об оружии, которая вступит в действие через 180 дней после официального опубликования ФЗ — 21 такое устанавила. Внесенные в эту часть поправки увеличивают до 10 единиц максимальное количество «охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и (или) охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом».
При этом установлено обязательное условие — наличие у гражданина права на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом.
Кроме того, ФЗ — 21 ввел условие о владении одним лицом не более чем 10 единицами огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом.
фото: Семина Михаила
Вопрос 4:
В новостных лентах Интернета немало информации о том, что наряду с регулярном отстрелом пуль из нарезного оружия, теперь хотят ввести обязательный отстрел для хранения в Росгвардии гильз из гладкоствольных охотничьих ружей охотников. Неужели такое может быть?
Ведь я часто одни и те же гильзы использую для снаряжения патронов для охоты на разную дичь. Причем, как папковых, платмассовых, так и латунных гильз. Затем использую их для стельбы из имеющихся у меня на законном основании, одно — и двухствольных ружий 12 калибра.
Неужели кто-то верит в то, что после многократного использования гильзы, да еще из двух ружей, можно будет определить, кто реальный владелец оружия? (Олег, охотник из Москвы).
Отвечаю:
Уважаемый Олег, понимаю и разделяю ваши опасения. Вопросы возможности использования отстрелянных ранее в установленном порядке гильз для выявления владельцев оружия, возникали и раньше. Не являясь специалистом по криминалистической экспертизе оружия, то же не понимаю такого.
Однако, в декабре прошлого года принял личное участие в проведении независимой антикоррупционной экспертизе проекта приказа Министерства Внутренних Дел Российской Федерации «Об утверждении Криминалистических требований к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему» ID проекта 01/02/12-21/00123828 (далее – Проект).
Сделал это понимая важность проекта, что позволит принять новую релакцию Криминалистических требований к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему.
Однако меня в Проекте насторожило то, что в авторы его предлагают в ряде его положений установить в качестве положения, что после выстрела «Должно образовывать на стреляных гильзах следы оружия, содержащие комплекс признаков, достаточный для идентификации оружия».
Конечно знал, что примерно такие же требования есть в пункте 33 действующих Криминалистических требований (приказ МВД России от 30.06.2017 г. № 429.) есть требание о том, чтобы «Гильзы патронов к огнестрельному нарезному и гладкоствольному оружию, огнестрельному оружию ограниченного поражения, газовому и сигнальному оружию должны обеспечивать сохранение на них следов частей и деталей, пригодных для его идентификации».
Но в Проекте нет положений того, что понимать «под конструкцей гильзы, обеспечивающие сохранение на них следов частей и деталей оружии».
Ведь это важно знать, так как ФЗ об оружии запрещает на территории Российской Федерации оборот в качестве гражданского и служебного оружия, оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям.
Свои предложения, о необходимости устранения этого и других не совсем понятных положений Проекта, автор, как, вероятно и другие эксперты, направил. На 5 апреля у автора нет сведений о принятии этого Проекта. Не будем, пока, переживать.