Как одевались в 1950-е: смотрим фильм “Сиротский Бруклин”

Motherless Brooklyn - постер Снимать про пятидесятые сложнее, чем про девяностые, хотя бы по той причине, что нужно как-то скрывать тротуарные съезды для колясок, которых в ту эпоху не было. А еще одежда, вещи, машины. Эдвард Нортон пошел на технические трудности, несмотря на ограниченный бюджет, но по-другому с идеей атмосферного классического детектива, наверное, ничего бы не вышло. Действия новеллы Джонотана Летема 1999 года он перенес в 1950-е.

“Сиротский Бруклин”, с одной стороны, соблюдает правила традиционного нуара: мы видим драматичную игру теней и рассеянного сквозь решетку жалюзи мягкого света, тепло-коричневую гамму деревянных интерьеров; а с другой — дневная уличная картинка яркая и солнечная, предметы и одежда хорошо различимы и представить повседневную жизнь Нью-Йорка той поры гораздо легче, чем из оригинальных черно-белых, пусть и снятых по горячим следам, картинам.


Здесь мы не будем касаться достоинств сюжета, рецензий на эту тему достаточно на Кинопоиске — а просто посмотрим на внешний облик персонажей и подумаем, что изменилось в мужской моде за 70 лет.

Кепки и шляпы

Сиротский бруклин 55 - хэтс энд кэпс

1950-е — последнее десятилетие перед резким спадом шляпного производства. Символическим моментом смены тренда считается инаугурационная речь Кеннеди в 1961 году, произнесенная им с непокрытой головой. С тех пор мужчины в силу разных причин стали массово отказываться от шляп — со временем этот головной убор превратился почти в чистый «фэшн стейтмент».

Сиротский бруклин 4 - шляпы

Но пока 1953 год, носить шляпу более чем нормально. Мейнстрим это серые, черные и коричневые фетровые федоры с атласными лентами-бантами — их мы видим чуть ли не в каждом кадре, а вот более экстравагантный вариант, порк-пай, шляпа с плоским верхом, есть только у Гилберта Кони, напарника героя Нортона.

Сиротский бруклин 2 - шляпа порк-пай

Лайонел Эссрог, которого играет Нортон, в начале носит твидовую кепку. По конструкции это не восьмиклинка, а флэт кэп, хоть и сидит достаточно глубоко и имеет объем. Кепки подобного типа вполне можно надеть и сегодня без риска сойти за фрика. В ней Эссрог более органичен, нежели в сменившей ее впоследствии шляпе, но на то у него были свои причины.

Сиротский бруклин 16 - кепка или шляпа

Главный герой, сирота, выросший в приюте, не слишком уверенный в себе, страдающий нервным тиком, должен распутать дело, начатое его другом-боссом, Фрэнком Минной (Брюс Уиллис). Меняя кепку на шляпу, Эссрог, конечно, желает получить силу прежнего хозяина, и элегантный серый Стетсон неплохо, как мы увидим, справляется со своей миссией.

Эпичный «продакт плейсмент» от компании Стетсон. Частично скрытая надпись “made by Stetson especially for F.M.” должна, по-видимому, заканчиваться “…for F.M.Light & Sons”.

Сиротский бруклин 44 - шляпа Стетсон продакт плейсмент

Эссрог в обычной жизни редко носит костюмы и классические пальто, ему привычней свитер и морской бушлат. Шляпа в таком окружении смотрится странно, но что делать — талисман важнее, да и искусственность такого сочетания, похоже мало волнует героя.

Сиротский бруклин 27 - бушлат и шляпа

Сиротский бруклин 26 - бушлат и шляпа

Бушлат, возможно, настоящий, военный, на пуговицах классические якоря. Многие современные производители бушлатов традиционно оставляют изображение якоря на пуговицах. Такой тип двубортного пальто (pea coat) в наши дни не только не устарел, а стал, пожалуй, еще больше почитаем и востребован.

Галстуки

Многие рисунки галстуков той эпохи вполне носибельны и сегодня — повторяющийся мелкий паттерн или косая полоска, но большинство стойко ассоциируются именно с сороковыми-пятидесятыми: это вычурные крупные орнаменты в стиле модерн.

Журнал Esquire 1953 года

Журнал Esquire 1953 года

Что точно не отвечает требованиям современности, так это длина и ширина. Пояс брюк сегодня снизился, а следом за ним потянулся и кончик галстука: 150 см — средняя длина нынешних галстуков против примерно 130-135 см тогдашних. Ширина в те годы варьировалась в пределах 8-11 см. Сейчас 10-11 см — сильно шире нормы и явно отсылает к винтажной стилистике.

Сиротский бруклин 19 - галстуки пятидесятых

Герой Бобби Каннавале — самый неравнодушный к своему внешнему виду персонаж

Сиротский бруклин 47 - галстуки пятидесятых

Сиротский бруклин 35 - галстуки пятидесятых

 

У Уиллиса типичнейший галстук 40-50-х

Естественно, курящих людей можно наблюдать чуть ли не в каждой сцене - курили в то время везде, где только вздумается.

Естественно, курящих людей можно наблюдать чуть ли не в каждой сцене — курили в то время везде, где только вздумается.

Подтяжки

Сегодня подтяжками все еще можно удивить окружающих, хотя возросшая любовь к качественному тейлорингу идет рука об руку с возвращением и подтяжек. В 50-х было уже много ремней, но подтяжки были самым обычным мужским аксессуаром. Заметьте, все исключительно на пуговицах, пришитых к внутренней стороне брюк.

Сиротский бруклин 31 - подтяжки

 

Как одевались в 1950-е: смотрим фильм “Сиротский Бруклин”

В этой сцене Мозес Рендольф (Алек Болдуин) курит сигареты “Честерфилд” с фильтром, но это фактическая ошибка — марка начала выпуск сигарет с фильтром только в 1966 году

 

Трикотаж

Костюм-тройка как довольно официальный комплект отживал свое, но в нем был один очень важный практический элемент — жилет. Чтобы не мерзнуть и выглядеть при этом неформально, мужчины стали надевать под пиджак кардиганы и трикотажные жилеты с V-образным вырезом. Галстук все еще оставался в чести, поэтому такой тип горловины был необходим. Длина трикотажных вещей, предназначенных для этой роли, в то время была небольшой, что, как и в случае с галстуками, обусловлено высоким поясом брюк. Сейчас, к слову, любителю винтажного стиля (привет, Сергей Чусовитин), непросто найти подходящей длины свитер, потому что оригиналы почти не дошли до наших дней, а новые длинноваты.

Сиротский бруклин 20 - трикотаж под пиджак

Иногда герой Нортона носит классическое пальто и здесь даже врожденная растрепанность Эссрога не мешает ему выглядеть элегантно.

Костюмы

В середине века самым популярным кроем костюма в Америке был “сак” (sack suit), изобретенным еще в 20-е компанией Brooks Brothers, прямой, без вытачек, он бесхитростно свисал с плеч и никак не подчеркивал фигуру. В наше время выпускается только редкими традиционалистами, как J.Press, например. Н. Антонджованни писал о нем как о самом бесполезном силуэте мужского костюма.

Сиротский бруклин 41 - трикотаж под пиджак

В ходу в то время также  все еще были популярны двубортные костюмы. Один из прекрасных экземпляров мы видим на мэре города.

Если характеризовать в целом силуэты 50-х, то ключевым словом будет ширина: широкие брюки, широкие плечи пиджаков, широкие галстуки и воротнички рубашек. Общий тренд на сужение всего и вся начался уже во второй половине десятилетия и в шестидесятых поток было уже не остановить. Но это потом, а пока — в моде элегантная массивная маскулинность.

Часы

Несколько странно и и нелогично на этом фоне смотрятся маленькие мужские часы, выпускавшиеся в 40-50-х. Конечно, многие из них красивы, стильны, надежны (некоторые до сих пор нормально работают), но размер, особенно в сравнении с современными, непривычен.

Кадр с крупным планом часов Лайонела Эссрога. Угадывается малоизвестный американский бренд LaMarque (вроде бы производился в Швейцарии) на 17 камнях с механизмом Incabloc.

Еще один момент, бросающийся в глаза, — никто не парится по поводу выглядывающих из-под рубашки футболок. Сегодня, за редким исключением полных нигилистов или, наоборот, утонченных эстетов, круглый вырез меняют на V-образный или совсем не носят футболку под рубашкой.

Сиротский бруклин 6 футболки под рубашкой

Напоследок, забавный кадр, любопытная аллюзия, заметить которую можно, только если вы знаток фотографии или пересмотрели недавно кучу фото- и видеоматериала из Нью-Йорка 1950-х. Это воспроизведение снимка Вивьен Майер с задремавшим продавцом газет.

Эпизод из фильма:

Оригинал, фото 1954 года:


Исходная статья