Снимать про пятидесятые сложнее, чем про девяностые, хотя бы по той причине, что нужно как-то скрывать тротуарные съезды для колясок, которых в ту эпоху не было. А еще одежда, вещи, машины. Эдвард Нортон пошел на технические трудности, несмотря на ограниченный бюджет, но по-другому с идеей атмосферного классического детектива, наверное, ничего бы не вышло. Действия новеллы Джонотана Летема 1999 года он перенес в 1950-е.
“Сиротский Бруклин”, с одной стороны, соблюдает правила традиционного нуара: мы видим драматичную игру теней и рассеянного сквозь решетку жалюзи мягкого света, тепло-коричневую гамму деревянных интерьеров; а с другой — дневная уличная картинка яркая и солнечная, предметы и одежда хорошо различимы и представить повседневную жизнь Нью-Йорка той поры гораздо легче, чем из оригинальных черно-белых, пусть и снятых по горячим следам, картинам.
Здесь мы не будем касаться достоинств сюжета, рецензий на эту тему достаточно на Кинопоиске — а просто посмотрим на внешний облик персонажей и подумаем, что изменилось в мужской моде за 70 лет.
Кепки и шляпы
1950-е — последнее десятилетие перед резким спадом шляпного производства. Символическим моментом смены тренда считается инаугурационная речь Кеннеди в 1961 году, произнесенная им с непокрытой головой. С тех пор мужчины в силу разных причин стали массово отказываться от шляп — со временем этот головной убор превратился почти в чистый «фэшн стейтмент».
Но пока 1953 год, носить шляпу более чем нормально. Мейнстрим это серые, черные и коричневые фетровые федоры с атласными лентами-бантами — их мы видим чуть ли не в каждом кадре, а вот более экстравагантный вариант, порк-пай, шляпа с плоским верхом, есть только у Гилберта Кони, напарника героя Нортона.
Лайонел Эссрог, которого играет Нортон, в начале носит твидовую кепку. По конструкции это не восьмиклинка, а флэт кэп, хоть и сидит достаточно глубоко и имеет объем. Кепки подобного типа вполне можно надеть и сегодня без риска сойти за фрика. В ней Эссрог более органичен, нежели в сменившей ее впоследствии шляпе, но на то у него были свои причины.
Главный герой, сирота, выросший в приюте, не слишком уверенный в себе, страдающий нервным тиком, должен распутать дело, начатое его другом-боссом, Фрэнком Минной (Брюс Уиллис). Меняя кепку на шляпу, Эссрог, конечно, желает получить силу прежнего хозяина, и элегантный серый Стетсон неплохо, как мы увидим, справляется со своей миссией.
Эпичный «продакт плейсмент» от компании Стетсон. Частично скрытая надпись “made by Stetson especially for F.M.” должна, по-видимому, заканчиваться “…for F.M.Light & Sons”.
Эссрог в обычной жизни редко носит костюмы и классические пальто, ему привычней свитер и морской бушлат. Шляпа в таком окружении смотрится странно, но что делать — талисман важнее, да и искусственность такого сочетания, похоже мало волнует героя.
Бушлат, возможно, настоящий, военный, на пуговицах классические якоря. Многие современные производители бушлатов традиционно оставляют изображение якоря на пуговицах. Такой тип двубортного пальто (pea coat) в наши дни не только не устарел, а стал, пожалуй, еще больше почитаем и востребован.
Галстуки
Многие рисунки галстуков той эпохи вполне носибельны и сегодня — повторяющийся мелкий паттерн или косая полоска, но большинство стойко ассоциируются именно с сороковыми-пятидесятыми: это вычурные крупные орнаменты в стиле модерн.
Что точно не отвечает требованиям современности, так это длина и ширина. Пояс брюк сегодня снизился, а следом за ним потянулся и кончик галстука: 150 см — средняя длина нынешних галстуков против примерно 130-135 см тогдашних. Ширина в те годы варьировалась в пределах 8-11 см. Сейчас 10-11 см — сильно шире нормы и явно отсылает к винтажной стилистике.
Подтяжки
Сегодня подтяжками все еще можно удивить окружающих, хотя возросшая любовь к качественному тейлорингу идет рука об руку с возвращением и подтяжек. В 50-х было уже много ремней, но подтяжки были самым обычным мужским аксессуаром. Заметьте, все исключительно на пуговицах, пришитых к внутренней стороне брюк.
Трикотаж
Костюм-тройка как довольно официальный комплект отживал свое, но в нем был один очень важный практический элемент — жилет. Чтобы не мерзнуть и выглядеть при этом неформально, мужчины стали надевать под пиджак кардиганы и трикотажные жилеты с V-образным вырезом. Галстук все еще оставался в чести, поэтому такой тип горловины был необходим. Длина трикотажных вещей, предназначенных для этой роли, в то время была небольшой, что, как и в случае с галстуками, обусловлено высоким поясом брюк. Сейчас, к слову, любителю винтажного стиля (привет, Сергей Чусовитин), непросто найти подходящей длины свитер, потому что оригиналы почти не дошли до наших дней, а новые длинноваты.
Костюмы
В середине века самым популярным кроем костюма в Америке был “сак” (sack suit), изобретенным еще в 20-е компанией Brooks Brothers, прямой, без вытачек, он бесхитростно свисал с плеч и никак не подчеркивал фигуру. В наше время выпускается только редкими традиционалистами, как J.Press, например. Н. Антонджованни писал о нем как о самом бесполезном силуэте мужского костюма.
В ходу в то время также все еще были популярны двубортные костюмы. Один из прекрасных экземпляров мы видим на мэре города.
Если характеризовать в целом силуэты 50-х, то ключевым словом будет ширина: широкие брюки, широкие плечи пиджаков, широкие галстуки и воротнички рубашек. Общий тренд на сужение всего и вся начался уже во второй половине десятилетия и в шестидесятых поток было уже не остановить. Но это потом, а пока — в моде элегантная массивная маскулинность.
Часы
Несколько странно и и нелогично на этом фоне смотрятся маленькие мужские часы, выпускавшиеся в 40-50-х. Конечно, многие из них красивы, стильны, надежны (некоторые до сих пор нормально работают), но размер, особенно в сравнении с современными, непривычен.
Кадр с крупным планом часов Лайонела Эссрога. Угадывается малоизвестный американский бренд LaMarque (вроде бы производился в Швейцарии) на 17 камнях с механизмом Incabloc.
Еще один момент, бросающийся в глаза, — никто не парится по поводу выглядывающих из-под рубашки футболок. Сегодня, за редким исключением полных нигилистов или, наоборот, утонченных эстетов, круглый вырез меняют на V-образный или совсем не носят футболку под рубашкой.
Напоследок, забавный кадр, любопытная аллюзия, заметить которую можно, только если вы знаток фотографии или пересмотрели недавно кучу фото- и видеоматериала из Нью-Йорка 1950-х. Это воспроизведение снимка Вивьен Майер с задремавшим продавцом газет.
Эпизод из фильма:
Оригинал, фото 1954 года: