Хорошая рубашка — это произведение искусства. Она как картина гениального мастера: ей можно любоваться на расстоянии, наслаждаясь сюжетом; можно подойти ближе и внимательно рассмотреть детали — мельчайшие штрихи и мазки, в которых воплотилось вдохновение художника. Чтобы создать что-то прекрасное, нужно обладать не только талантом, но и мастерством — знанием техники — которое приходит с опытом. Хорошо сшитая рубашка — это не просто набор механически соединенных между собой кусков ткани. Качественная рубашка подразумевает внимательный целостный взгляд на процесс ее изготовления, что включает в себя множество факторов. Это и очень точно подогнанные друг к другу части изделия — в результате чего рубашка становится не просто одеждой, а второй кожей, вам в ней уютно и комфортно, она не стесняет движений и в то же время сидит по фигуре. Это и качество ткани, которое делает сорочку красивой и элегантной. Это еще и внимание к деталям, на первый взгляд незначительным, о чем мы сегодня и хотим рассказать. Давайте на двух примерах посмотрим, что же отличает хорошую рубашку высокого уровня от самой обычной, или даже посредственной.
Возьмем довольно раскрученный массовый испанский бренд Massimo Dutti. Стоимость данного экземпляра — около 3 тыс. р. (регулярная цена без скидок). Производство Турция. Ну а сравним его с итальянской рубашкой марки Guglielminotti, которая изготовлена в Италии. Цена около 8 тыс. р. Обе сорочки можно отнести примерно к одному стилю — кэжуал или смарт-кэжуал. Обе — slim, то есть слегка приталенные. Надо сказать, что приталены они разными способами: MD — с помощью вытачек, а Guglielminotti — обошлись без них. Лично мне второй вариант нравится больше, однако этот момент нельзя рассматривать как показатель качества.
Крой. Конечно, все зависит от индивидуальных особенностей фигуры, но все-таки отмечу, что рубашка Massimo Dutti, несмотря на то, что сидит в целом хорошо, слегка сковывает движения в области широчайших мышц спины. У Guglielminotti этот недостаток отсутствует — да и в целом у итальянской рубашки ощущается некая гармония частей, благодаря которой достигается необходимый комфорт.
Пуговицы. На рубашке высокого уровня перламутровые пуговицы — обязательный атрибут. Они не сломаются, в отличие от пластика, да и выглядят гораздо лучше. Толщина пуговицы может служить индикатором “щедрости-скупости” производителя: тонкие пуговицы из натурального перламутра, конечно, удешевляют стоимость изготовления. Отличить перламутр от платика можно на ощупь. Вернее всего будет тест прикосновения губами: перламутр тактильно ощущается холоднее.
На рубашке Massimo Dutti пуговицы пластиковые, на Guglielminotti — перламутровые. Обратите внимание на способ пришивания: справа — вручную, красивым способом “воронья лапка”, слева — обычный машинный “крест-накрест”. Однако и у той и другой рубашки есть минус: у поговиц отсутствует “ножка”. Не критично, но все же.
Также немаловажен тот факт, что справа (у итальянской рубашки) петли обмётаны вручную (причем все), слева — на машинке.
Вот еще одно любопытное отличие: у рубашки Guglielminotti нижняя петля расположена горизонтально (для большей свободы движений — пустяк, а приятно).
Ручные операции — один из главных показателей рубашки высокого уровня, о чем мы еще упомянем ниже, однако не стоит его переоценивать. Да, это престижно, и живой шов, возможно, позволяет сделать посадку более удобной и естественной, но машинный, конечно, прочнее. И зачастую они дублируют друг друга. Посмотрите на фото ниже: кажется, что кокетка пришита вручную. Действительно, ручной шов присутствует, но на самом деле там есть скрытый машинный шов.
Massimo Dutti — обычный машинный шов:
В рубашке MD, конечно, отсутствуют ручные операции вообще. Чем может похвастаться с этой точки зрения итальянский подопытный?
Вручную пришиты рукава (фото с изнанки):
Как видите, рядом присутствует еще машинный шов, но он нерабочий. Это хорошо заметно, если слегка отогнуть ткань.
UPD: Тут такое дело: возникли сомнения, настоящий ли это ручной шов или он сделан на специальной машине, имитирующей ручной шов — спасибо Эдуарду за разъяснения (см. комментарии к посту). Обращение к производителю не прояснило ситуацию — ответа от итальянцев нет. Все же склонен согласиться с Эдуардом — шов не сделан руками, то есть иголкой и ниткой — здесь была использована хитрая машина.
Здесь сразу стоит указать на еще один фактор, который, если вы его заметите, точно указывает, что перед вами не заурядная рубашка. Хорошие портные пришивают рукав в конце, после того как сшиты спинка и полочка. Определить просто: посмотрите, совпадают ли боковой шов и внутренний шов рукава. Если нет, то рукав пришит в конце.
Вручную пришита планка разреза рукава:
Еще обратите внимание на крохотную, но очень характерную деталь — короткий поперечный шов, который встречается нечасто даже в дорогих рубашках. По-видимому, он служит для укрепления конструкции разреза рукава.
Ластовицы. Еще одна маленькая деталь, которая присутствует на всех приличных рубашках. Это такой маленький кусочек ткани, чаще всего треугольный, который соединяет снизу переднюю и заднюю части рубашки. Как мы видим, на рубашке MD он присутствует, но, определенно, у G он выглядит гораздо симпатичней.
Воротник. У обеих рубашек он не очень жесткий с тонкой подкладкой внутри. На итальянской рубашке он аккуратнее и ровнее. MD не может похвастаться качественным воротником, так как слегка пузырится.
На хороших рубашках косточки обязательно должны быть съемными (в дешевых — они часто вшиты). В нашем сравнении эта крайне полезная опция присутствует в воротниках обеих рубашек.
Еще один немаловажный фактор — плотность стежков машинного шва. Она говорит о прочности всей конструкции. В рубашках нижнего ценового сегмента она составляет примерно 4-5 стежков на см. В хороших и очень хороших 6-7. Иногда может быть и больше. Обе наши сегодняшние сорочки по этому показателю попали в одну категорию: MD — 6 ст./см, Guglielminotti — 7 ст./см.
Завершим анализ тем, что назовем еще одну деталь, по которой вы уверенно сможете сказать, что перед вами добротная качественная рубашка. Английский термин звучит как “single-needle stitching”. Это значит, что боковой шов прошит в одну иглу. О чем это говорит? Дело в том, что двойной параллельный шов легче и быстрее делать швейной машиной с двумя иглами, но это не самый лучший вариант для покупателя: после стирки ткань в месте шва скорее всего пойдет волнами. Одной иглой шить дольше, зато это и выглядит эстетичней (снаружи будет виден только один шов), и ткань не будет морщить.
Рубашка Massimo Dutti, как мы видим, прошита в две иглы. Guglielminotti — в одну.
Всегда и во всем люди ценили качество и профессиональный подход. В портновском деле — тем более. Опыт, мастерство, традиции, любовь к своему ремеслу и полет души — такими представляются мне условия для создания по-настоящему прекрасных творений. Полный набор этих факторов встретишь нечасто, именно поэтому такая одежда стоит дорого. Однако, о чем не раз здесь упоминалось, хорошую одежду или обувь можно расценивать как инвестицию — инвестицию, которая принесет дивиденды: карьера, отношения, новые возможности. Но есть и другая причина — искренняя и бескорыстная любовь к хорошим вещам. Почему бы и нет?