Читая о компенсационных запусках рыбы возникает вопрос, насколько адекватно эти запуски компенсируют убыль рыбы. В 2013 г. постановлением Правительства РФ № 380 от 29 апреля было утверждено Положение о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Акцент сделан на компенсации ущерба, который возникнет при градостроительной деятельности, включая реконструкцию, капремонт, внедрение новых техпроцессов в существующих производствах.
При этом, в документах территориального планирования должны отражаться ограничения по деятельности в границах рыбоохранных и водоохранных зон.
С тех пор еще не закончены работы по определению границ заповедников, а Природоохранные прокуроры с прослеживаемой периодичностью указывают на отсутствие конкретных границ водоохранных зон.
Проблематичным является вопрос об оценке вреда, который могут нанести планируемые хозяйственные действия, поскольку те, кто может рассчитать реальные последствия нередко находятся «на стороне арендатора».
Известен случай, когда ущерб, нанесенный идущему на нерест стаду атлантического лосося, был оценен в 315 рублей с копейками (без тысяч и миллионов).
На бумаге все логично — нужно оценить уровень воздействия на рыбу и истребовать с хозяйствующего субъекта средства на компенсацию.
На эти средства заказать мальков рыб и сделать компенсационный выпуск мальков или молодь в водоем.
Почти ежедневно расширяется список предприятий заключающих договор с Росрыболовством на проведение компенсационных мероприятий, но суммы не сообщаются по причинам «неразглашения коммерческих сведений».
Суды повсеместно наказывают за сбросы чисто символическими административными штрафами. Например, за 14 тонн удобрений, лежащих почти на берегу реки реальный штраф в пределах 15 тыс. руб.
Компанию, которая в течение шести лет сбрасывала отходы от производства рыбной муки на поля Камчатки и покрыла смрадом гниющей рыбы всю округу, оштрафовали на 400 тыс. руб. (с учетом личности совладельца компании).
Допустим, что новое предприятие подписало с Росрыболовством документы на выплаты для компенсации ущерба путем запусков рыбы.
В настоящее время в стране зарегистрировано более 110 предприятий и организаций, проводящих выращивание мальков и молоди для целей аквакультуры.
По существующему положению неважно, кто мальков вырастит, хоть сам выращивай в бассейне на складе. Главное, чтобы выпуск рыбы проводился в присутствии уполномоченных лиц.
Нужно мальков пересчитать (по среднему весу), выпустить и заполнить специальную форму (как раз недавно утвердили ее новый вариант).
Со стороны, компенсационные выпуски вне госзадания выглядят как результат некоей сделки между загаживателем водоема и представителями надзорных органов. В результате рекомендации ученых не требуются, важным становится сам факт выпуска на оговоренную сумму денег. Худший вариант, когда выпускают уже недееспособную рыбу.
Работа бюджетных организаций видна из госзаданий, которые открыты для ознакомления. Из официальных данных видно снижение госфинансирования в несколько раз по сравнению с 2012 г. Сейчас эта цифра для европейской части страны не превышает нескольких сотен миллионов рублей.
Для сравнения, на развитие производства рыбы лососевых пород будет направлено 15 млрд. руб. субсидий из федерального и регионального бюджетов, следует из разработанной Минсельхозом и утвержденной Правительством РФ «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года».
В том числе 3 млрд. руб. пойдет на поддержку проектов строительства заводов для разведения молоди кеты, кижуча и нерки для развития пастбищного лососеводства, и 12 млрд. руб. дадут на возведение заводов по производству посадочного материала для индустриального лососеводства.
В недавно принятой (утверждена распоряжением Правительства РФ 26 ноября 2019 г. № 2798-р) и выше упомянутой «Стратегии» сказано, что:
«В связи с тенденцией снижения государственного финансирования мероприятий по искусственному воспроизводству, наблюдающейся в последние годы, объемы искусственного воспроизводства по государственному заданию снижаются. В целях сохранения водных биологических ресурсов на уровнях, которые смогут обеспечить максимальную устойчивую добычу водных биологических ресурсов и их биологическое разнообразие, планируется провести изменение структуры выпусков водных биологических ресурсов по видовому составу и целевому назначению».
То, есть в госзаданиях, возможно, что осетровых частично заменит судак, щука или окунь обыкновенный, недавно включенный в список аквакультурных рыб. Оно может быть и правильно – будет, что ловить рыболовам-любителям.
Фото: Андрей Яншевский.
Но, пока рыболовам европейской части страны рассчитывать особенно не на что. Разве что на подачки в виде двойной нормы вылова частиковых рыб, тех самых, численность которых катастрофически падает.
Сейчас финансирование тратится не на воблу, а на на лососей, сиговых и осетровых.
Это финансирование не компенсационное с точки зрения экологии, а восстановительное с точки зрения восполнения товарного запаса экспортного продукта.
«Стратегия» подсказывает, что спасение пресноводной рыбы пойдет и дальше по пути «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
Поэтому каждый обнародованный случай запуска мальков вызывает положительные эмоции и отклики.