В этом году зима исполнила свою миссию на 146% без помощи волшебника Чурова, заставив многих поверить в пусть и неправильные, но от этого не менее апокалиптические трактовки календаря майя
Фото Антона Журавкова
Даже активисты Гринписа на время прекратили кричать о глобальном потеплении, кутаясь в свои шубки из искусственного меха.
В то время как в большинстве европейских стран с экранов телевизоров на улицы городов переместились реалии фильма-катастрофы «Послезавтра», а венецианские гондольеры не смогли, проснувшись утром, выйти на работу, поскольку их транспортные средства вмерзли в лед, компания Nissan решила принять вызов стихии и продемонстрировать, насколько модельный ряд их внедорожников готов к адским для европейцев холодам и будничным российским реалиям. Чтобы никто не сомневался в экстремальности условий тест-драйва, его решили провести на «главном катке» России. Нет, не на Красной площади перед ГУМом, а на льду озера Байкал.
Шесть часов лета до Улан-Удэ, плюс пять часов благодаря смене часовых поясов — ночь пролетела незаметно. Еще через пару часов мы уже рассаживались по автомобилям. В жеребьевке нашей «банде» сумасшедших фотографов достался Nissan Pathfinder.
Улан-Удэ, несмотря на статус столицы Бурятии, не может похвастать большим количеством достопримечательностей, но произвел на всех исключительно положительное впечатление. Если попробовать подобрать один эпитет для описания города, то наиболее близко, но все же блекло звучит слово «колоритно». Из главных достопримечательностей — самая большая в мире голова Ленина с по-бурятски раскосым разрезом глаз и расположенный неподалеку от города Иволгинский дацан, в котором покоятся нетленные мощи Пандита Хамбо-ламы XII Даши-Доржо Итигэлова. Сами мощи доступны для осмотра очень редко, поэтому после недолгой прогулки по территории дацана мы отправились в Новый Энхалук, чтобы успеть застать закат на Байкале. Выбрав более длинную, сложную, но более красочную трассу Р438 вместо федеральной М55, всю дорогу боролись в желанием останавливаться через каждые 500 метров и фотографировать все вокруг. Наш Pathfinder с новым трехлитровым дизелем V6 (231 л.с.) и 7-ступенчатой автоматической коробкой передач послушно съезжал с дороги в любом приглянувшемся нам направлении, где мы только видели хороший кадр. «Следопыт» являет собой почти идеальный образ SUV, сочетающий соответствующий цене комфорт и хорошую управляемость, который одинаково хорошо себя чувствует и на городском асфальте, и на загородном бездорожье. В принципе он отличный претендент на роль моего боевого коня накануне последнего дня планеты, но рано делать выводы, это ведь только первая машина в тестировании. Миновав перевал Улан-Бургасы, мы поменялись транспортными средствами с догнавшими нас коллегами.
Поводом для проведения байкальского тест-драйва Nissan стал юбилей модели Patrol. В прошлом году флагманский внедорожник отметил свое 60-летие. По заявлениям менеджеров компании последняя версия Patrol разрабатывалась с прицелом на арабский рынок, для богатых нефтедобытчиков из стран с плохими дорогами. В нашей стране с дорогами и нефтью ситуация обстоит аналогичная, поэтому своих покупателей машина обязательно найдет. Из пионеров оффроуда Patrol в нынешней своей инкарнации превратился в представительного пенсионера. Образ водителя видится под стать автомобилю: еще пару десятилетий назад он где-то месил грязь и упорно трудился, а теперь добился определенных высот, привык к кожаным салонам, а лишние телодвижения и экстрим ему уже не по статусу. И несмотря на то что пороха в пороховницах хоть отбавляй, в здравом уме лезть на машине за три миллиона рублей в болото вряд ли кто-то решится. Мягкая подвеска автомобиля хорошо гасит все неровности дороги, чтобы старички в салоне не расплескали содержимое своих катетеров. Перфекционизм инженеров в некоторых моментах сыграл по принципу «лучшее враг хорошего», и, к примеру, руль «Патруля» в итоге потерял почти всю информативность. Трасса была щедро и неравномерно посыпана снегом и крупной щебенкой, поэтому выбрать, какой режим — snow или stone, — в этой ситуации был бы оптимальным, нам не удалось, как и почувствовать разницу в поведении машины при их переключении. Я мысленно представлял, сколько людей моей комплекции уместилось бы в салоне Patrol и приходил к выводу, что шансы на попадание в книгу рекордов Гиннеса определенно велики. Не столько из-за моих габаритов, сколько из-за огромной, если так можно выразиться, «территории» салона авто. Что до моего хит-парада «Судного дня», то в этом роскошном дирижабле лучше пусть спасаются от конца света дяди с толстыми кошельками и животиками, а мне предстоит поискать что-то более близкое по духу и цене.
Толщина льда Байкала в разных местах доходит до 70−120 сантиметров, что позволяет передвигаться по нему на автомобилях. Официально выезд на лед запрещен, но на свой страх и риск люди пересекают его в надежде сократить расстояние. В объезд из Энхалука до Иркутска придется ехать километров на 200 больше, чем по прямой по льду. Всегда надо быть готовым к тому, что ты вместе с машиной можешь уйти под лед в считанные секунды и никто об этом даже не узнает. Там, где вчера была толща прозрачного льда, сегодня может оказаться трещина шириной до двух метров. В этом сезоне несколько машин с их пассажирами уже ушли на дно самого глубокого в мире озера в жертву местным духам. И если даже не рассматривать самый печальный сценарий, есть шанс порезать покрышки об острый лед и застрять посреди безжизненной ледяной пустыни на обжигающем морозном ветре.
Во время выезда на лед в голове невольно всплыл факт, что на полярных станциях все тракторы имеют открытые кабины. Холодно, конечно, но зато всегда можно выпрыгнуть. Нам, правда, волноваться было не за что, выезд на зеркальную гладь Байкала нам был официально разрешен МЧС. Вся экстремальная часть автомобильных развлечений на льду организаторами была отдана «младшенькому» из семейства кроссоверов Nissan модели Juke в турбоверсии, с полным приводом и полностью независимой подвеской.
Очередь из желающих подрифтовать по гладкому черному льду выстроилась моментально. Несмотря на все ходовые качества Juke, продемонстрированные в «фигурном катании», спасение от вселенской катастрофы на нем мне видится недостаточно кинематографичным. Кастинг на роль второго плана Juke не прошел по моей личной совершенно нелогичной прихоти — не почувствовал я к этой машине искренней симпатии.
Как ни уговаривал я устроителей тест-драйва, попробовать в таких же сумасшедших заносах Qashqai 4х4 мне не дали. Он, как внезапно повзрослевший с прибавлением в семействе старший брат, понуро стоял в сторонке и не пользовался особым вниманием у гостей. Теперь он отвечал в семье за рассудительность, благодаря системе кругового обзора при парковке, доставшейся ему в наследство от Patrol. И хотя в боевых условиях опробовать Qashqai мне в этот раз не удалось, это именно та машина, на которой бы я хотел удирать от надвигающейся ледяной волны, поглощающей все и вся на своем пути. А после откровенного разговора с техниками Nissan, которые с нескрываемым удивлением и восхищением рассказывали, что, несмотря на «заточенность» автомобиля под город, он без посторонней помощи выбирался в тестовых заездах на краю земли из самых невероятных западней, я окончательно определился со своим «спасителем».
До конца света время пока есть, может, я еще успею опробовать Qashqai по полной в экстремальных условиях. В следующий раз я не против испытать и другие варианты конца света, например условия аномальной жары. Где-нибудь на Черноморском побережье. А что?..