Занятие это преувлекательнейшее, но не все здесь так просто. Без учета множества нюансов это занятие вполне может оказаться и бесперспективным. В чем же секреты? Во-первых, глубина, если вы собираетесь ловить леща днем, а не ночью, должна быть обязательно достаточной, чтобы лещ не испугался подойти под вашу лодку. А это не менее 4 метров.
Фото: Маилкова Анатолия.
В противном случае – клевать будет.
Но не лещ.
На крючке окажутся и густера, и плотва, и мелкие подъязки, но только не лещ.
Лещу нужна, прежде всего, безопасность, а значит – глубина.
В этом случае тень от лодки не спугнет осторожную рыбу.
Итак, требуемая глубина есть.
Теперь заякорим лодку.
Кстати, к самой лодке здесь тоже предъявляются серьезные требования: если ее борта будут высокими, то ветер станет раскачивать лодку на воде, как пьяного на дороге.
Какая уж там рыбалка: возникшая при дуновении ветра (а это у нас не редкость) парусность уничтожит все надежды на своевременную подсечку – ведь поклевку увидеть будет практически невозможно. Не говорю здесь об асах-лещатниках, которые собаку сьели на этом деле и даже осторожную поклевку при любом ветре распознают наверняка – таких ведь единицы.
Итак, заякорились. Естественно, с двух сторон лодки: с носа и кормы по якорю. Наиболее подходящие по весу груза в данном случае – небольшие чугунные болванки кило по 10–12 каждая.
Как доказано практикой, если вы не нарвались на тропический ураган, то выше означенный вес будет надежно стабилизировать ваше плавсредство. Мало этого, по окончании рыбалки легче вытянуть такой груз из заиленного озерного дна. А это, кстати, часто – проблема.
Не верите – попробуйте добавить еще пару-тройку кило к такому грузу и дело может запросто закончиться обрезанием якорного фала.
Теперь требуется кормушка. Подкормить рыбу можно, конечно, и без нее. Тем более, в озере, где течение совсем слабое. Но тогда не обижайтесь, если насадку постоянно будет тормошить мелочь. Ведь именно мелкую рыбу в первую очередь привлечет медленно опускающаяся и разносимая постепенно даже слабым течением рыхлая прикормка.
А с кормушкой дело другое: тут вы получаете шанс удержать рыбу на продолжительное время строго на месте прикормки, прямо под лодкой.
Кормушка выполняется из обычной ячеистой сетки (типа советской авоськи, но мелкой, примерно 10 на 10 мм) любого цвета, глубина скроет цветовые изъяны. В сетку предварительно помещается груз и затем укладывается прикормка. Один конец сетки завязывается наглухо еще на первом этапе изготовления кормушки, второй затягивается слабым узлом непосредственно перед самым ее погружением на дно.
Если добавить к прикормке пару капель растительного масла или мизерную дозу какого-либо современного ароматизатора из ассортимента разнообразных магазинных флакончиков, то результаты могут быть круче.
Но тут главное – не переборщить. Малейшая передозировка может сослужить плохую службу, и лещ к такой неестественно обильно пахнущей приманке может не подойти и вовсе.
Теперь о самой удочке. Особенности бортовой удочки – это ее непотопляемость, устойчивость на ветру, легкость и возможность быстрой ее установки в лодке.
Фото: Елизарова Павла.
Подробнее – это тема отдельного разговора. Но о главной детали такой удочки я все-таки скажу в этой статье.
Сторожок – вот, на мой взгляд, наиболее тонкая деталь этой снасти. От его чувствительности зависит 90 % успеха. Именно он постоянно находится на связи с самой рыбой. Правильно выполненный сторожок не испугает осторожного леща при поклевке. Напротив, он поможет рыбе поднять со дна аппетитную приманку таким образом, что лещ даже и не почувствует никакой тяжести от трех- или четырехграммовой мормышки и не успеет бросить ее раньше, чем рыболов сделает подсечку.
Материалом для изготовления сторожка может служить как поливиниловая основа, так и металлическая полоска – это кому что нравится. На конце сторожок оснащается пенопластовым шариком, в котором для пропуска лески делается отверстие.
Шарик желательно покрасить яркой краской, чтобы при любом освещении он легко угадывался даже боковым зрением. Это особенно важно, если вы ловите на несколько удочек сразу. Сам сторожок в двух местах оснащается пропускными колечками, сделанными из обычных изоляционных кембриков.
И в заключение еще один маленький совет. Не бойтесь при ловле леща бортовой удочкой ставить на снасть леску с относительно толстым сечением. Оптимальна, мне кажется, леска с сечением 0,22. Практика ловли леща показывает, что он совсем не пугается такой толщины. Зато на аналогичного сечения леску вы без проблем поднимете любого местного леща.
Мормышку желательно покрасить черным или темно-зеленым водостойким лаком. А форма ее должна обеспечивать такое положение мормышки на грунте, чтобы крючок при опускании приманки на дно не заваливался набок.