Изначально гладкоствольное охотничье оружие никаких магазинов в своей конструкции не имело. Самые первые образцы вообще были дульнозарядными, причем эта тенденция сохранялась почти до конца ХIХ века.
Фото автора.
Охотники — народ консервативный, в большинстве своем отрицательно относящийся к переменам.
Именно этим можно объяснить, что до начала ХХ века значительное количество охотничьих ружей были все еще дульнозарядными.
Интересно, что на Тульском заводе сразу после революции восстановили производство капсюльных дульнозарядных охотничьих ружей.
Объясняется это просто.
Во-первых, они дешевле в производстве, во-вторых, для их эксплуатации нужны только капсюль, порох и свинец, отливать дробь или пули охотник может и сам, а выключив из процесса стрельбы гильзу, может заметно сэкономить и быть более автономным, что очень важно для промыслового охотника.
Но вместе с этим наметилась тенденция все большего распространения казнозарядного оружия. Конечно, оно значительно удобнее, скорострельнее и прогрессивнее.
Попробуйте почистить дульнозарядное ружье или перезарядить его другим снарядом, скажем, перейти с дроби на пулю!.. В общем, век дульнозарядных ружей был закончен.
С появлением унитарного патрона конструкция оружия стала сложнее, а вот управляться с ним стало заметно проще. Распространение получили модели с двумя и более стволами.
Понятно, что чем больше стволов, готовых к выстрелу, тем больше шансов при прочих равных условиях поразить цель. Но увеличить зарядность оружия можно не только увеличением количества стволов, как было предложено сначала, но и за счет создания многозарядного оружия с одним стволом.
Фото автора.
Типов магазинов многозарядных охотничьих дробовых ружей не так много, и каждый них имеет свои преимущества и недостатки, которые могут быть востребованы в различных условиях. Начнем обзор магазинов охотничьего гладкоствольного оружия по очередности их появления.
Самый простой тип магазина — это барабан. Появился он задолго до изобретения унитарного патрона и имеет ряд преимуществ. Так, эта система очень надежна.
В современных конструкциях поворот барабана происходит автоматически, как в МЦ-255, или специальным рычагом, как у Protecta. Но так или иначе он не зависит от качества и работоспособности боеприпаса.
Случись у вас осечка, вы без проблем продолжите стрельбу, просто провернув барабан следующей камерой к стволу.
Надежность — один из плюсов систем с барабаном. Из недостатков можно отметить мешкотность заряжания и разряжания оружия. На практике у вас столько зарядов, сколько камор в вашем барабане.
В барабан можно заряжать патроны разной мощности, в том числе и травматические, на надежности оружия это никак не скажется. Также минусом оружия с барабаном считается его большая толщина, но тут уж ничего не поделаешь: патрон большой, соответственно, таков и барабан, особенно многозарядный.
Как мне кажется, на сегодня оружие с барабаном под охотничьи патроны скорее экзотика, чем полезная в практике вещь, но, наверное, любители такого оружия со мной не согласятся.
Фото автора.
Второй популярный тип магазина — трубчатый (хотел написать подствольного магазина, но вспомнил, что они бывают и другие). Интересный вариант трубчатого магазина — магазин, расположенный в прикладе.
Сегодня его представителем является Cosmi, магазин которого уходит в приклад и заряжается весьма оригинально. Для этого нужно откинуть ствол оружия с затвором и затворной коробкой, причем со стороны кажется, что стрелок хочет перезарядить необычную одностволку, далее нужно заложить патроны в магазин, сдвигая их к прикладу.
Плюсы такой системы — лучший баланс и оригинальность, минусы — невозможность быстрой дозарядки и слабое место в шейке ложи, где проходит корпус магазина. Несмотря на это, апологеты Cosmi считают такой магазин практически идеальным из возможных.
Из самого названия «подствольный трубчатый магазин» ясно, что находится он под стволом оружия. У такого расположения по сути лишь один минус — изменение баланса при стрельбе, но «работает» этот минус только на магазинах емкостью более четырех патронов.
Но многим ли охотникам нужен такой магазин? А тактикам и тем более воякам на баланс откровенно наплевать.
Фото автора.
Итак, магазин расположен под стволом, заряжается движением вперед, при этом нужно поднять лоток подачи патронов и по одному затолкать патроны в магазин, что необязательно (есть умельцы, всовывающие и по два патрона).
Если оставить свободное место, всегда можно докинуть один патрон и, перезарядив ружье, приготовить его к выстрелу именно этим патроном.
Подствольным магазином снабжено огромное количество полуавтоматических и помповых ружей. Это, пожалуй, самый распространенный тип магазина на охотничьем, спортивном и военном гладкоствольном оружии.
Магазин позволяет быстро зарядить и разрядить оружие. Кроме этого, его можно дозаряжать в любой момент, а используя отсекатель патронов, можно превратить свое ружье (на время) в однозарядное, но очень скорострельное.
Оружие с таким магазином удобно с точки зрения габаритов: ничто никуда не выступает, если магазин разумно многозарядный. Короткий магазин при необходимости можно нарастить.
Барабан — самый древний вид многозарядного оружия. Фото автора.
Если конструкция магазина с перехватывателем, то неважно, какой длины гильза патрона — 70, 76 или 89 мм, и какая закрутка — завальцовкой или звездочкой. Магазин всегда надежно подает патроны, а ружье стреляет, если, конечно, оно рассчитано на такие патроны. В США делаются специальные патроны для самообороны.
Дело в том, что готовый патрон гораздо короче стандартного, при такой хитрости в трубчатый магазин влезет заметно больше патронов. А вот коробчатые магазины с такими патронами надежно работать не будут.
Иногда встречаются трубчатые магазины, которые расположены над стволом. Пример тому — отечественное ружье «Рысь». Попал магазин выше ствола потому, что ствол подвижный, в обычном понимании у «Рыси» нет затвора, и патрон в ствол попадает в результате надевания ствола на патрон.
Стрелок тянет цевье со стволом вперед, гильза извлекается и вываливается вниз, патрон из магазина опускается на ее место, и ствол движением на себя надевается на патрон. Все в «Рыси» наоборот, видимо, поэтому и магазин попал наверх.
Надо сказать, несмотря на необычность, все работает отлично; единственное, что потерял магазин, — это возможность быстрой дозарядки.
Фото автора.
Трубчатые магазины крайне разнообразны, практичны, удобны и надежны. По сути, у них один минус — невозможность заменить магазин целиком. Но нужно ли это охотничьему ружью?
С армейским все понятно, военные давно поняли, что коробчатые магазины для них самые удобные, и придумали много вариантов. Но опять же встает закономерный вопрос: а нужен ли коробчатый магазин охотнику на гладкоствольном оружии?
До появлении ружей семейства «Сайга» чаша весов склонялась к ответу «не нужен».
Попытки велись давно и постоянно, но буксовали, и спроса на такое оружие особо не наблюдалось. Были сделаны варианты помп с питанием из коробчатых магазинов или даже с возможностью смешанного питания и из «трубки» и из «коробки», но, как сказано выше, спроса не было. Возможно, потому что магазины были ненадежны, неудобны и дороги.
Вспомним известное ружье МЦ-20-01 и его вариант — «длинный пистолет» ТОЗ-106. Сколько было вылито критики на его магазин: и вываливается он, и не подает, а особо горячие головы вообще выдвинули гипотезу, что сделать надежный коробчатый магазин более четырех зарядов, да еще в 12-м калибре просто невозможно.
Фото автора.
Да, патрон для гладкоствольного оружия непростой, геометрия непостоянная, материал гильзы мягкий, маршрут подачи сложный, но, как говорили раньше, «нет таких высот, которые бы не одолели большевики», и в нашем случае эта задача покорилась конструкторам Ижевского машиностроительного завода.
Именно они сначала разработали магазин для «Сайги 410», а затем для 20-го и 12-го калибров. Причем смогли сделать стабильно работающий магазин как пяти-, так и восмизарядный.
После этого оказалось, что гладкоствольное оружие с коробчатым магазином очень даже востребовано, причем не только у нас, но и за рубежом.
На западе не «не любят» коробчатые магазины, а просто не умеют их делать. Главный плюс коробчатого магазина — быстрая его смена. Нажал защелку — магазин вывалился из оружия.
Вставил другой, сбросил затвор с задержки или передернул затвор — все, ты опять с полностью заряженным оружием. Можно носить несколько магазинов с разными патронами и менять их по мере необходимости.
Фото автора.
Основной минус — совершенно неудобный габарит оружия, магазины емкостью более восьми патронов очень неудобны, и это настолько очевидно, что Ижмаш первое время просто игнорировал просьбы делать десятизарядные магазины, искренне недоумевая, как с этим можно ходить.
Но ходить никто и не собирался, просили в основном спортсмены, а у них свои критерии. В итоге коробчатые магазины нашли свою нишу, и оружие с ним оказалось востребованным. К сожалению, так и не получила развитие тема двурядных магазинов для гладкостволок.
Да, они очень толстые, но могли стать относительно короткими или многозарядными при той же длине. Этого не произошло, и появились «монстры» — барабанные магазины для дробовиков.
Переделки из боевого оружия чаще всего имеют коробчатый магазин.
Как говорится, свято место пусто не бывает. Спортсмены и стрелки-экстремалы хотели хотя бы 15 патронов и получили их. Чешская компания «Максраунд» разработала несколько «монстров» для «Сайги» и «Вепря» — магазины на 15, 20 и 30 патронов.
Выглядят они футуристично и стоят под тысячу долларов, но свою нишу они нашли. Как видим, на любой спрос рождается предложение.
Одним из минусов коробчатых и барабанных магазинов является чувствительность к длине патрона. Например, на «Сайгу 20» делались отдельно магазины для обычных патронов 70 мм и для «магнум» 76 мм.
В 12-м калибре эту проблему удалось решить, но все равно короткие патроны работают в коробчатых магазинах нестабильно.
Что хочется сказать в заключение? Тип магазина при выборе оружия, безусловно, не определяющий фактор, а скорее вспомогательный.
Охотники выбирают оружие — одностволку или двустволку, вертикалку или горизонталку. Пройдя эти этапы, стрелок-охотник задумывается о многозарядке, и вот тут бывает полезно узнать о разнообразии типов наиболее распространенных магазинов.