Мы идем за ружьем. Долой интернет-торговлю оружейных товаров

Изображение Мы идем за ружьем. Долой интернет-торговлю оружейных товаров
Фото Антона ЖУРАВКОВА

С развитием интернет-торговли и маркетплейсов из нашей жизни все больше стал выпадать такой краеугольный камень наших увлечений, как посещение магазинов для рыболов и охотников

Охотники не рыбаки, в нашем увлечении присутствуют компоненты, оборот которых строго регулируется законом: оружие, патроны, порох….


В этой статье предлагаю вместе со мной заглянуть, так сказать, за прилавок магазина. Но давайте сперва познакомимся: я не один год работаю в оружейных магазинах столицы — от крупнейших до легендарных. Мне доподлинно неизвестны ситуации в магазинах по всей стране. Но, думаю и примерно знаю, что они схожи.

Прошло то золотое время, когда существовало такое понятие, как «охотничье хозяйство». Магазины тогда принадлежали не частным лицам, а, как правило, обществам охотников и рыболовов. Теперь же на смену пришла охотничья индустрия. И если цели торговли незыблемы — получение прибыли, то с приходом агрессивного западного маркетинга методы достижения этой цели изменились на все 100%.

При входе в магазин нас встречает продавец. Вот об этой ключевой фигуре я и хотел бы поговорить. В свете последних событий оружейный рынок претерпел кардинальные изменения. Появилось большое количество новых производителей турецкого оружия, производители патронов стали менять составляющие. Помочь разобраться во всех этих новшествах мы обычно и просим продавца. Вот тут и начинается самое интересное.

По моим наблюдениям, 50% продавцов не имеют собственного оружия, еще 20% изредка выезжают на стрелковый стенд или на открытие охоты. Оставшиеся 30% надо разделить на охотников зверовых и по перу, из них самая малая часть — легашатники. Их на моем пути встретилось всего три человека. А ведь у них своя охота и отдельные патроны, отдельное направление оружия.

Вот и получается, что подбирать вам оружие под собаку будет человек, ни разу не бывший на охоте. В моей работе мне встречался продавец со стажем 20 лет, последний раз стрелявший из гладкоствольного ружья лет 12 назад. К природе он относился скептически, в выходной день не выходил дальше двора своего многоквартирного дома.

А ведь сейчас охотнику, как никогда, нужна грамотная консультация. Производители патронов для гладкоствольного оружия столкнулись с дефицитом пороха и импортных капсюлей, пыжей-контейнеров. И собирают патроны на том, что смогли достать. И что же может случиться? А то, что, приобретя патроны своей любимой фирмы, вы на охоте обнаружите, что они имеют совершенно другие характеристики — от снопа искр из ствола до отказа работы автоматики и догорания пороха в ствольной коробке.

Так что не бойтесь задавать прямые вопросы продавцу, какой порох используется в патроне; не изменились ли составляющие (порох, капсюль, пыж, дробь) у патронов любимой фирмы; какими патронами стреляет сам продавец; какие патроны наиболее популярны сейчас у охотников?

А главное, при покупке патронов взвешивайте цену выстрела в деньгах и цену выстрела для вас лично в виде трофея. Взяв самые дешевые и вам незнакомые патроны по рекомендации продавца, глупо ехать с ними за 2000 км в Архангельскую область, тратя десятки тысяч на бензин и организацию охоты.

В связи с этим в памяти всплывает случай из моей практики. Продавец весь день рекомендовал патроны с дробью № 1, причем на все виды охоты: на бобра, зайца, утку, вальдшнепа. На мой вопрос, почему он это делает, ответ был прост:
— Я как открыл сегодня склад с патронами, так мне первая коробка с этой дробью и попалась. Не хочу лазить по сейфам, искать необходимые патроны. Потом еще проблемы со списанием в отчетности будут. А тут вон как удобно придумал.

Сейчас рынок наводнило турецкое оружие, о большинстве турецких фирм никто даже и не слышал. Придя в магазин, помните золотое правило торговли: лучший товар у продавца тот, который есть в данный момент у него на складе. Сейчас сюда еще добавилась запутанная система мотивации и премирование продавца.

Вот и получается, что при огромном выборе вас искусственно направляют в нужное русло. Если вам приглянулось оружие неизвестной фирмы, сделайте простые математические расчеты: из цены оружия вычтите 30% прибыли продавца, 20% затрат на растаможку, доставку, сертификацию и т.д. Не обольщайтесь, а продолжайте расчеты. Вычтите примерно еще 30% — прибыль производителя и затраты на производство (зарплата сотрудников, электричество, газ и т.д.). И вот перед вами конечная сумма.

Задумайтесь, какого качества металл, дерево, пластик можно купить на эту скромную сумму. Поверьте, чуда не бывает. Сколько заплатите, на столько вам и сделают.

При покупке оружия действует то же правило: не бойтесь задавать вопросы: с каким оружием охотится сам продавец и взял бы он его себе? Что известно о компании-производителе? Много ли продали оружия этой модели и есть ли отзывы? Выявились ли проблемы при эксплуатации? Кто является официальным представителем производителя? Как обстоят дела с запчастями? (боек, пружины, лапка затвора, зуб выбрасывателя).

Простой пример: если в магазине вам скажут, что именно их компания привозит оружие из заграницы, если при магазине есть мастерская и магазин дает личную гарантию на это оружие, то ставьте огромный плюс.

Насторожитесь, если магазин перекупает оружие у третьих лиц, а фирма-поставщик находится за тысячи километров от вас. Сезон охоты короток, а ждать запчасти можно месяцами. Часто оказывается, что данной запчасти сейчас нет. Вас внесут в некий лист ожидания, а затем все пойдет по хорошо известному всем сценарию.

Свои подводные камни есть при покупке любого товара. Так, например, когда-то большую популярность набирали тепловизионные прицелы для охоты. Цена такого прицела не маленькая, но как получить на выходе то, что хотели?

Если четыре года назад на рынке была пара проверенных, недешевых производителей и несколько китайских, то теперь ниша полностью занята китайскими прицелами, производителей с десяток. Продавец в магазине с удовольствием включит любой прибор и покажет на экране яркую и красочную картинку, но может умолчать, что в условиях города и магазина термический фон совершенно другой, нежели в поле или лесу. В городе светится все: лампочки, здания, трубы отопления и т.д. Выйдя же в полевые условия, можно сильно разочароваться.

И казалось бы, тут нет ничего особенного: не понравилось — вернул. Однако все не так просто с товарами для охоты. Патроны не подлежат возврату и обмену, все претензии к производителю. Тепловизоры, оптика относятся к конструктивно сложным приборам, и возврат возможен только после заключения экспертизы; формулировка «меня не устраивает качество картинки» не является основанием для возврата.

С оружием все еще запутанней. Возврат возможен, но только через техническую экспертизу (обратите внимание: не товароведческую), которая подтвердит неработоспособность оружия. Также нужно получить в ОЛРР подтверждение на возврат оружия. Затем вам предстоит получение новой лицензии на покупку оружия. Естественно, человек, приобретая недорогое оружие, должен особо внимательно отнестись к выбору.

Вот мы с вами и заглянули за прилавок магазина. Не делайте поспешных выводов, продавец нам не враг. Он и сейчас остается проводником по огромному ассортименту рынка. Просто надо ответственно относиться к своему увлечению охотой.

Время охотничьей индустрии имеет свои особенности. Работая в легендарном бывшем магазине МООиР на ул. Профсоюзной, я общался с людьми, которые через много лет оказались здесь снова. Уже нет той общей страны, а у людей остались самые теплые воспоминания. Они помнили многих продавцов, интересовались их судьбой. А уж всяких веселых случаев, связанных с магазином, было не счесть. Сегодня же мы ищем знакомого продавца в основном для предоставления максимальной скидки.

Но не стоит ностальгировать, надо просто принимать современные правила. Новые условия диктуют новые реалии.


Источник