RAV4 — автомобиль-парадокс. С одной стороны, именно этот кроссовер явился родоначальником целого класса, поскольку до него приличный по вместимости кузов, нормальный клиренс и полный привод считались отличительными признаками лишь наиболее утилитарных автомобилей.
Номинальная длина кузова нового Toyota RAV4 выросла на 205 мм, высота снизилась на 15 мм, а ширина подросла на 30 мм.
Но с другой — эта Toyota до сих пор упорно хранит в себе геном тех настоящих внедорожников. Несмотря на то, что это уже не модно. Клиент обленился окончательно. Сначала он забастовал против подключаемых систем полного привода, где надо было орудовать кнопками-рычагами, теперь же лишней стала даже функция принудительной блокировки межосевой муфты. На той же Opel Antara (он же Chevrolet Captiva) подобной фишки уже нет, на полностью автоматическую систему в очередной раз поставила и Honda, только что выпустившая новое поколение CR-V… Вот Toyota эту функцию сохранила. Впрочем, RAV4 из локомотива давно превратился в рядового труженника. Сегмент наводнен успешными продуктами, а в такой ситуации былые заслуги уже никого не интересуют. По этой причине Toyota пришлось плыть по течению, следуя общему тренду, создавая автомобиль не под себя, а под клиента. Тем не менее стоит признать, что машина получилась очень неплохой. Хотя японцы и сэкономили: вместо того чтобы сделать новую платформу, поставили новинку на модернизированную базу предшественницы. Но удлиненную. И это первый плюс модели четвертого поколения, поскольку виртуальные сантиметры на практике превращаются во вполне реальные и позволяют говорить о том, что автомобиль обладает полноценным салоном, где найдется место для четверых взрослых пассажиров. И это не шутка: сидящие сзади едва ли коснутся коленками спинок передних кресел, причем даже тогда, когда те будут отодвинуты назад до упора. В любом случае, подобного запаса пространства не предложит ни главный конкурент модели Nissan X-Trail, ни очень востребованный у нас KIA Sportage.
Поскольку новый RAV4 построен на удлиненной базе, позаимствованной у машины предыдущего поколения, места во втором ряду достаточно, даже когда передние кресла
отодвинуты назад до упора.
Кто-то может подумать, что просторная пассажирская капсула предполагает некоторые ограничения в погрузке багажа, но это неправда. Разумеется, те 500 с небольшим литров, что предложены владельцу, не железнодорожный контейнер. Скажу больше, у некоторых конкурентов багажник повместительнее. Но, как правило, лишь номинально. К примеру, в новом поколении CR-V он выше, но гораздо короче, так что вряд ли у вас получится нормально загрузить его хотя бы на две трети объема. К слову, тот же недостаток был характерен для первого поколения Mercedes M-класса, из грузового отсека которого поклажа банально вываливалась, как только вы открывали заднюю дверь. Кстати, о последней. «Тойотовцы» наконец-то заменили распашную заднюю дверь на подъемную. Мало того, снабдили ее программируемым электроприводом, который в отличие от подобных систем других производителей позволяет фиксировать дверь не в заданной точке, а в любом положении.
Если RAV4 прошлого поколения изнутри выглядел довольно женственным, то салон нынешней генерации смотрится вполне брутально.
В общем, естественный минус багажника нового RAV4, оснащенного полноразмерной «запаской», — небольшая надстройка, приподнимающая фальшпол в центральной части (в противном случае колесо бы под него не поместилось). Но есть в этом и некоторые преимущества: в машинах с полноценным колесом после трансформации второго ряда образуется идеально ровный пол, тогда как в остальных случаях — платформа, напоминающая восходящую к «носу» палубу авианосца.
Стоит отметить и то, что новый RAV4 получился довольно практичным и, как ни странно, вполне мужским. Архитектура салона достаточно специфична, как, собственно, и экстерьер кроссовера, но не скажу, что кокпит неудобен. Некоторые эргономические огрехи, естественно, видны невооруженным взглядом (например, вроде нелогичное меню мультимедийного комплекса или перекрытые ободом рулевого колеса или «навесом» центральной консоли кнопки), но в целом здесь удобно. И… довольно презентабельно. Материалы по меркам класса средние и по-прежнему довольно искусственные, но в любом случае это лучше, чем откровенно пластмассовый кокпит Toyota Camry.
И все же утверждение, что Toyota RAV4 идеален, неверно в корне. У него есть пара очень серьезных недостатков, которые, увы, могут сыграть с новинкой злую шутку. Причем именно в России, где такие машины хотя бы изредка, но загоняют туда, куда не следует. Например, речь о висящих ниже уровня защиты двигателя «штанах» системы выхлопа. Проблема касается только машин с 2,5-литровым двигателем, но поскольку таких версий будет продаваться около трети, вряд ли владельцы этих недешевых машин обрадуются регулярному ремонту выпускного тракта. Довольно хлипкими автору этих строк показались и пластиковые накладки на пороги (очередные кандидаты на выброс), хотя такие вещи обычно делают довольно устойчивыми к внешнему воздействию. Боюсь, что в процессе эксплуатации владельцы найдут еще несколько врожденных «болячек», их список слегка подрастет, и некоторые вещи, к сожалению, исправить не получится.
Но коль уж речь зашла об эксплуатационных качествах, обратимся к более приятным моментам. В частности, к тому, что впервые на официальных RAV4 в нашей стране стал доступен турбодизель. Основной спрос, разумеется, распределится между бензиновыми двигателями, коих по-прежнему два: 2-литровая «четверка», выдающая 146 л.с. и 2,5-литровый мотор мощностью 180 л.с. Вот роль топового теперь играет 2,2-литровый 150-сильный турбодизель, на который придется около 5–10 процентов спроса.
Хотя на самом деле двигатель неплохой. Тарахтит он, конечно, изрядно, но 340 Нм этой машине хватает с запасом, так что с динамикой проблем нет. Мало того, он отлично ладит и с «автоматом».
Про бензиновую часть линейки рассказать что-либо новое довольно трудно: менее мощный мотор взят у Avensis, более мощный — у Camry. Их, разумеется, модернизировали, но принципиальных изменений здесь нет. Достаточно сказать, что 2-литровый мотор лучше всего брать в паре с «механикой». Трансмиссия отличается вполне пристойным механизмом переключения, плюс две первые передачи тут максимально сближены, что позволяет легко держаться на небольших скоростях, третья же работает в диапазоне от 30 до 100 км/ч. Проблема этой машины — привод сцепления, рассчитанный на женскую ножку. В тяжелой обуви его почти не чувствуешь.
В поведении 2,5-литровой «четверки» откровений еще меньше: нормальная тяга, приемлемое ускорение. Главная новость — коробка. В паре с этим агрегатом японцы поставляют нормальный 6-ступенчатый «автомат» со спортивным и экономичным режимами и функцией ручного переключения. Не скажу, что эта АКП идеальна, но на фоне нынешней клиенты примут ее на ура, тем более что и переключается она довольно плавно, и крутящий момент лишний раз «не жрет».
Ровный пол в багажнике доступен лишь тем, кто откажется от полноразмерного запасного колеса. Если машина оснащается полноценной «запаской», в середине отсека появляется небольшая надстройка.
Что же касается бездорожья, то тут новинка в общем-то стандартна. Под «килем» — 19 сантиметров, межосевая муфта может быть заблокирована, так что при наличии нормальной резины на кое-какие подвиги RAV4 все-таки способен. Кстати, он может справляться даже с диагональным вывешиванием, причем на довольно серьезных преградах. Правда, проверяли мы все это на сухих испанских проселках, а вот насколько Toyota работоспособна в российской грязи и снегах — вопрос. Пока вопрос. Первые клиентские отзывы японцы уже имеют: машина доступна в салонах с конца февраля…