Двадцать лет назад в Беларуси была создана Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь
Ее основными задачами были определены государственный контроль за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, земель под дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), древесно-кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд, охраной, защитой, воспроизводством и использованием лесного фонда, ведением рыболовного хозяйства и рыболовством, ведением охотничьего хозяйства и охотой.
Это служба, стоящая на страже интересов государства, непосредственно подчиненная главе государства. Как показали прошедшие два десятилетия, выбранная стратегия оказалась успешной и эффективной.
В конце 90-х годов прошлого века, после развала СССР, когда оказалась разрушенной ранее сформированная система управления охотничьим хозяйством некогда единой страны, в лесах воцарилось безвластие. Каждое из вновь образованных государств решало проблему наведения порядка в лесных угодьях по-своему. Кто-то пытался взять в качестве образца зарубежные модели, кто-то искал иные пути.
В Беларуси резкий всплеск браконьерства, доставшаяся в наследство система охоты для избранных и когда рука руку моет вынудили принимать экстренные меры. С чего же все начиналось и что сегодня наиболее актуально? Об этом разговор с нашим гостем, заместителем начальника Госинспекции Юрием КОВШИКОМ. Думается, белорусский опыт будет интересен российским охотникам.
— Необходимость создания сильной и результативной природоохранной структуры назрела в конце 1990-х – начале 2000-х годов, — рассказывает Юрий Петрович. — Высокий уровень браконьерства в сфере охоты, рыболовства и лесопользования привел к быстрому и значительному уменьшению природных ресурсов. Проблема приобрела масштабный характер, и на нее вынужден был обратить внимание президент. Так появился Указ «Об образовании Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь». При этом, согласно Положению об Госинспекции, общее руководство и контроль за ее деятельностью также осуществляет президент Республики Беларусь.
Эффективность, а главное, своевременность создания такого специально уполномоченного госоргана, стали понятны буквально в первые же месяцы работы. Как видно из показателей контрольной деятельности Государственной инспекции тех лет, тогда фиксировалось большое количество нарушений природоохранного законодательства, прежде всего в области рыболовства и охоты. Например, в 2003 году территориальными органами Госинспекции было выявлено 25,4 тыс. нарушений природоохранного законодательства.
Для сравнения: в 2022 году зарегистрировано 5,9 тыс. таких нарушений.
Подавляющее большинство выявляемых в тот период правонарушений — это нарушения порядка осуществления рыболовства. В 2003 году было изъято рекордное количество электроловильных установок (ЭЛУ) — 51, в 2022 году изъято 14 ЭЛУ. Количество изъятых в 2003 году сетей составило 18,7 тыс. шт. протяженностью 935 км, в 2022 году изъято или добровольно сдано 10,6 тыс. сетей протяженностью 421 км.
Что касается охоты, то в год образования Государственной инспекции было выявлено 1,6 тыс. нарушений правил ведения охотничьего хозяйства и охоты. А в 2004 году — наибольшее за 20 лет их количество — 2,4 тысячи. Для сравнения: в 2022 году выявлено 677 таких нарушений.
Без сомнений, одним из определяющих факторов результативности стало то, что Гос-инспекция подчинена непосредственно главе государства. Неприкасаемых для нас нет. Также играет немаловажную роль и то, что факты задержания нарушителей, независимо от их статуса и положения, публикуются в Интернете и СМИ. Сегодня это один из обязательных элементов работы контролирующих органов, направленных на информирование граждан и формирование объективного взгляда на нашу работу.
— Какие же нарушения в сфере охотничьего хозяйства чаще всего регистрировались в прошлом году?
— Основной упор был сделан на пресечении наиболее грубых правонарушений, в том числе с признаками уголовно наказуемых деяний. В результате такого подхода основное количество выявленных нарушений в сфере охоты — это нарушения, связанные с осуществлением незаконной охоты. Всего в 2022 году выявлено более 340 подобных фактов, из них 79 — с признаками уголовно наказуемых деяний, по которым возбуждены уголовные дела. У нарушителей изъято 565 единиц огнестрельного оружия, в том числе 293 единицы незарегистрированного, 6,7 тонн незаконно добытой дичемясной продукции, 552 прочих орудий охоты.
Довольно часто работниками Государственной инспекции выявлялись нарушения, связанные с ношением охотниками пулевых или картечных патронов при осуществлении охоты на ненормируемые виды охотничьих животных. В 2022 году было 45 таких фактов. Нередки нарушения правил безопасности охоты, которых в прошлом году выявлено 28. Зарегистрировано более 40 фактов незаконного перемещения (транспортировки) или разделки охотничьих животных, из них 30 — с признаками уголовно наказуемых деяний.
— Если сравнивать по регионам, то где живут самые законопослушные белорусские охотники?
— Если ориентироваться только на цифры, то в Могилевской области зафиксировано наименьшее число правонарушений — 86. А наибольшее количество нарушений в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства выявлено инспекциями Гомельской области — 133. Инспекциями Минской области выявлено 123 нарушения, Брестской области — 121, Витебской области — 100, Гродненской области — 106.
Однако это статистика относительна. Не стоит забывать, что Гомельская область является самой большой в Республике Беларусь (40,4 тыс. кв. км), с наибольшей среди областей после города Минска и Минской области численностью населения (1 375 286 человек). Кроме того, на территории Гомельской области расположено больше всего земель лесного фонда (2,3 млн га) и значительное количество площадей охотничьих угодий (3,2 млн га).
— Вы можете описать социальный портрет современного браконьера?
— Думаю, что сегодня нарисовать какой-то единый обобщающий портрет современного браконьера невозможно. Социальных предпосылок для какого-то массового браконьерства, к счастью, у нас нет.
А тех нарушителей, что мы видим, условно можно разделить на отдельные группы: одни промышляют целенаправленно с целью наживы (самые изощренные и осторожные), другие браконьерят для себя и, как правило, попутно при охоте на зайца и утку; третьи вообще «петельщики» и «капканщики» (как правило, местные маргиналы), а есть еще и должностные лица охотпользователей, которые злоупотребляют должностными полномочиями в корыстных целях.
— Помогают ли простые граждане выявлять нарушения в лесу? Насколько востребована «горячая линия» Госинспекции и как Вы оцениваете ее эффективность?
— «Горячая линия» — важный и значимый инструмент в нашей работе. Каждый день на «телефон доверия» поступают звонки от неравнодушных граждан с сообщениями о нарушениях в природоохранной сфере. За год в центральный аппарат, областные и межрайонные инспекции поступает около 5000 сообщений. Должностные лица Госинспекции проверяют полученную информацию в ходе полевых мероприятий. В подавляющем большинстве случаев информация подтверждается, и благодаря бдительности граждан госинспекторы предотвращают правонарушения и преступления. Мы отмечаем, что с каждым годом повышается уровень самосознания граждан.
— Нередко, чего уж скрывать, многие простые граждане воспринимают представителей любых контролирующих органов негативно. Интересно, а для сотрудников Госинспекции также все охотники — потенциальные нарушители?
— Локальными нормативными правовыми актами Государственной инспекции четко регламентированы вопросы служебной (профессиональной) этики ее работников, в том числе требования к данным работникам в части соблюдения прав и законных интересов контролируемых субъектов и иных лиц, вежливого и тактичного общения с гражданами. Мы оцениваем реальные факты.
Следует также отметить, что с инспекторским составом проводится регулярная разъяснительная работа, в том числе в процессе инструктажей перед полевыми мероприятиями, направленная на исключение фактов формализма со стороны работников Государственной инспекции. Применение мер профилактического и предупредительного характера при выявлении малозначительных правонарушений стало прерогативой в работе. Только за 2022 год госинспекторами вынесено 1327 устных замечаний и проведено 4907 профилактических бесед.
— Оперативные рейды — это только часть работы инспекторов. А какие еще вопросы (в сфере охоты) входят в компетенцию Госинспекции?
— Действительно, проведение полевых и профилактических мероприятий — это лишь часть работы, которую выполняют территориальные органы и структурные подразделения Государственной инспекции. Областные и межрайонные инспекции осуществляют контроль за изъятием охотничьих животных в рамках проведения мероприятий по регулированию распространения и численности диких животных. Работники Государственной инспекции принимают участие в работе Республиканского штаба по принятию экстренных мер по ликвидации африканской чумы свиней и других особо опасных заболеваний животных, межведомственного координационного совета по охотничьему хозяйству, а также межведомственной комиссии по проведению контрольных учетов охотничьих животных. Относительно недавно (с 2021 года) у Государственной инспекции добавилась функция по регистрации фактов обнаружения травмированных или погибших в результате дорожно-транспортных происшествий охотничьих животных нормируемых видов. Информация о таких фактах направляется в Постоянную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров Республики Беларусь, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Государственную автомобильную инспекцию Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
— Как я понимаю, полностью искоренить браконьерство нереально. Общество может только к минимуму свести предпосылки для его проявления и оперативно пресекать противоправную деятельность, не давая ей принять массовый характер. В этом контексте у Госинспекции роль только карающего органа или более широкие функции?
— Государственная инспекция является специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственный контроль в определенных областях. В штате около 250 государственных служащих. На современном этапе рассматривать Государственную инспекцию как исключительно карающий орган абсолютно неправильно. Приоритетными направлениями нашей деятельности являются профилактика и предупреждение правонарушений, которые могут быть совершены в природоохранной сфере. Что же касается браконьерства, то да, наша служба предпринимает и будет предпринимать все необходимые меры, чтобы свести это явление к минимуму. Это одна из наших задач.
— Исходя из анализа сегодняшней ситуации в сфере охотничьего хозяйства, какие Вы видите основные направления работы Госинспекции в ближайшие годы?
— Полагаю, что в ближайшей перспективе основные направления работы Госинспекции в сфере контроля за охотой и ведением охотничьего хозяйства существенно не изменятся. За два прошедших с момента основания десятилетия Госинспекция показала эффективность и способность работать в интересах общества. Совместно с заинтересованными государственными органами, общественностью и гражданами мы обеспечим сохранность и развитие биоразнообразия дикого животного мира в лесах Беларуси.