Мода существует уже много веков, и всегда были люди с различным к ней отношением. Денди, трендсеттеры, с подачи которых появляются новые тенденции; хипстеры, принимающие подачу в первую очередь; люди, не равнодушные к моде, но следующие трендам обдуманно и рационально. Также всегда были те, кто абсолютно равнодушен к моде и стилю, редко покупающие новую одежду — только по необходимости, лишь когда старая совсем износилась. Трудно до конца понять причины, но в последние годы, видимо, были созданы условия для того, чтобы мировоззрение этой последней группы приобрело ясные очертания и даже получило название своему стилю. Нормкор — именно этот термин стал очень популярен в последние годы для обозначения модного нигилизма.
О нем сегодня и расскажем.
Гимном нормкору стал очередной выпуск K-Hole, группы, прогнозирующей тренды, опубликованный в октябре 2013 года. Идея приобрела массовость, стала интернет-мемом после того, как журнал New York Magazine опубликовал статью об этом феномене в начале прошлого года. С этого момента рост упоминаний хэштега #normcore стал лавинообразным.
Так что же такое нормкор?
Вы когда-нибудь надевали, что под руку попадется? Например, старые вареные джинсы, растянутый свитер и стоптанные кроссовки, и при этом вас не заботил ваш внешний вид. Если да, то в этот момент вы были одеты в строгом соответствии со стилем нормкор. Да, это самый легкий способ выглядеть в соответствии с каким-нибудь стилем не подозревая об этом.
Несмотря на использование здесь слова “стиль” (оно просто удобное), нормкор, строго говоря, нельзя назвать таковым. Это скорее отношение к моде, жизненное кредо.
Вкратце его можно выразить так: люди, адепты нормкора, не хотят умереть в гипермаркете. То есть позиция понятна: равнодушие к трендам, брендам и прочей ерунде, связанной с модой. Мы не желаем прожигать жизнь в погоне за модными веяниями, не хотим тратить время на поиск собственного стиля, мы хотим быть просто нормальными. Кстати, само слово нормкор — синтез английских слов normal и hardcore.
Вот основные постулаты, выдвинутые K-Hole, и позволяющие уловить суть течения:
Несмотря на загадочность некоторых пунктов, можно довольно четко представить общую картину, понять те принципы, на которые опирается нормкор. Ситуативность, спонтанность, отсутствие авторитетов, приспособляемость и конформизм, эмпатия превыше толерантности и прочие ценности, призванные, по замыслу K-Hole, объединять, а не разъединять людей. К слову, очень сильно напоминает философию анархизма.
Основная проблема современного общества, от которой отталкивается нормкор и которую стремится преодолеть, — это разобщенность людей. По логике нормкоровцев, именно индивидуализм, стремление быть другим, не таким как все — причина отдаления людей друг от друга. Эмпатия, способность проникнуть в чувства другого человека и принять их как свои, а не толерантность, по сути лишь способность терпеть других, — вот на чем стоит нормкор.
Как же предлагается одеваться тем, кто принял эту религию?
«The most different thing to do is to reject being different all together.»
Основное правило — ничем не выделяться, выглядеть, как самый обычный человек. Это значит, носить простые базовые вещи: белые, серые футболки, джинсы из 90-х (uncool dad jeans), свитшоты, черные водолазки, дешевые бейсболки из супермаркета, спортивные штаны, белые кроссовки — в общем, как турист-бэкпэкер, коих тысячи по всему миру, и выглядят они все примерно одинаково. Одним словом, нормкор — это крайняя степень конформизма.
Стиль нормкор презирает все остальные стили. Стремление следовать тренду, модному течению, создавать уникальный образ — это как раз то, против чего выступает нормкор. Непритязательные вещи, секонд-хэнд, максимально не привлекающий внимание наряд — вот ориентир на случай, если вы загорелись идеями нормкора.
Кого из известных людей можно назвать в качестве примера для подражания? Конечно, в первую очередь на ум приходят имена Стива Джобса и Марка Цукерберга. Как известно, глава Apple, из года в год на презентациях появлялся исключительно в кроссовках, джинсах и черной водолазке. В этой связи вспоминается факт из жизни Эйнштейна, который имел в своем шкафу дюжину одинаковых черных костюмов и менял их каждый день.
Что касается основателя Facebook, тут похожая история. Выбор одежды по утрам — это принятие решение, на которое требуется время. И чтобы сосредоточиться на важных, по мнению Цукерберга, делах, он исключает этот момент и поэтому ходит каждый день в одной и той же одежде.
Вот еще несколько цитат из меморандума:
“Когда-то люди рождались в сообществе и должны были найти свою индивидуальность. Сегодня люди рождаются индивидуальностями и должны найти свое сообщество.”
“Нормкор не хочет свободы, чтобы стать кем-то, — нормкор желает свободы, чтобы быть со всеми.”
Нормкор нельзя назвать стилем в узком смысле слова. Как видите, это гораздо более широкое понятие, некая система ценностей. Несмотря на все добрые устремления, действительно ли это верный путь к объединению? Позволим себе немного скепсиса. Так ли уж ближе вы станете к людям, если смените хороший пиджак на потертую джинсовку? Намного ли вы станете свободней, если купите не качественные кожаные туфли, а дешевые кеды? Согласимся, это прекрасно освежающий душ после фанатичной гонки людей за брендами и новейшими модными трендами. Но нужна ли крайность, сменяющая другую? Оставайтесь собой, и все будет хорошо.