Мои спутники – путешественники-автомобилисты. У них соответствующий автомобильный навигатор. А отдельный прибор для автономных пеших, лыжных или водных походов им ни к чему. Но, глядя на то, как хозяин осторожно прикрывает рукой яркий экранчик от падающих мартовских снежинок, я засомневался.
Все-таки автомобильный навигатор не рассчитан на испытание дождем и снегом. И что если тайник был бы не в городском парке, а там, куда от машины нужно прогуляться три-четыре часа пешком по лесу? Хватило бы уже немолодого встроенного аккумулятора? А на обратную дорогу?
Итак, универсальный навигатор в защищенном корпусе с хорошей автономностью? Некоторые улыбнутся и пожмут плечами. Создатели Garmin Montana решили бросить скептикам вызов.
Технические характеристики
Dakota 20 | Oregon 550 | Montana 650t | |
Размеры (длина x ширина x толщина, см) | 10 x 5.5 x 3.3 | 11.4 x 5.8 x 3.5 | 14.42 х 7.48 x 3.64 |
Размеры TFT-дисплея, см | 3.6 x 5.5 | 3.8 x 6.3 | 5.06 x 8.93 |
Разрешение сенсорного дисплея, пиксели | 160 x 240 | 240 x 400 | 272 x 480 |
Поддерживаемые карты | векторные, растровые | ||
Маршрутных точек | 1000 | 2000 | 4000 |
Маршрутов | 50 | 200 | |
Емкость путевого журнала | 10 000 точек, 200 треков | ||
Поддержка карт памяти | microSD | ||
Разъем для связи с компьютером | miniUSB | ||
Электронный компас | есть | ||
Барометрический альтиметр | есть | ||
Встроенная фотокамера | нет | есть | |
Влагозащищенность | IPX7 | ||
Плавает в воде | нет | ||
Элементы питания | АА (2 шт.) | AA (3 шт.) или съемный аккумулятор | Максимальное время работы от батарей, ч (*) | 20 | 16 |
Вес (с батареями АА), г (**) | 148.8 | 192.7 | 333 |
Цена, руб. (***) | 12 990 | 19 790 | 28 690 |
(*) По данным производителя.
(***) Подразумеваются щелочные (alkaline) элементы питания.
(***) Данные сайта garmin.ru (ЗАО «Навиком») на 27 марта 2012 г.
В линейке Montana три модели. Montana 600 – базовый вариант, 650 дополнительно укомплектована фотокамерой, а 650t – камерой и топокартами.
Комплектация
На тестирование мне были предоставлены три коробки. В одной – навигатор Montana 650t с пленкой на экране, кабель USB, съемный аккумулятор и документация на русском языке. В двух других коробках оказались крепления на ветровое стекло и торпедо автомобиля (в продаже отдельно от навигатора). Каждое крепление комплектуется автомобильной зарядкой. Кабель от прикуривателя соединяется с креплением, а не с прибором. На креплении хорошо заметны контакты, у навигатора – ответные площадки.
Карта «Дороги России – ТОПО» от компании «Навиком» была заранее закачана в память навигатора (благо память более 3 Гб).
Внешний вид, конструкция, эргономика
Мне доводилось слышать, что Montana напоминает Garmin Oregon. Те же формы и расцветка. Тот же форм-фактор, что и у Oregon и Dakota – портативный навигатор с тачскрином. Но Montana больше. А если взять ее в руку, сразу чувствуешь, насколько она массивнее своих предшественников. Остальные навигаторы смахивают на фотоаппараты-«мыльницы», настолько они просты и, можно сказать, прячутся в руке. Montana подобна зеркальной камере, вид которой вызывает уважение у прохожих.
Экран занимает не всю лицевую панель. По длинной части с обеих сторон оставлено примерно по 2.5 см пластика, что позволяет при желании держать навигатор двумя руками. Модель 650t темно-серая со светло-серой полоской по периметру.
На длинных торцах в резиноподобном материале сделано по несколько углублений – они помогают удерживать прибор в руке. На одном из длинных торцов, прямо по центру – упомянутые выше маленькие круглые контактные площадки, семь штук. На противоположном торце – две глубоких выемки для автомобильного крепления и кнопка включения-выключения. Один из коротких торцов снабжен пластиковым ушком для стропы или ремешка.
С задней стороны навигатора выступает крышка батарейного отсека. Она прижимается к корпусу с помощью традиционного «гарминовского» металлического «ключика». С внутренней стороны крышка обрамлена пластиковым выступом, который, если крышка закрыта, прижат к резинке на корпусе. От поломки крышку берегут ребра жесткости.
Под батарейками на дне отсека поблескивает разъем microSD. Кроме того, с задней стороны навигатора можно видеть глубоко утопленный глаз крошечной фотокамеры с надписью «Автофокус – 5 мегапикселей», а напротив – закрытые резиновыми заглушками гнезда USB-порта, внешней антенны и разъема «мини-джек» 3.5 мм для подключения наушников. Корпус собран на винтах. Если крышка батарейного отсека при сильном боковом сжатии слегка поскрипывает, то сам корпус хранит тишину. Никаких перекосов или увеличенных зазоров.
Автомобильные крепления и питание
Крепление на лобовое стекло выполнено на присоске с короткой штангой. Навигатор находится менее, чем в 10 см от стекла. Присоска ощутимо лучше тех, что использованы в моем автомобильном навигаторе и видеорегистраторе. Шаровая головка «сустава» позволяет изменять положение навигатора. С задней стороны расположен динамик, справа сбоку – разъем для кабеля питания. Спасибо конструкторам за то, что именно справа: навигатор обычно размещается ближе к водителю, и кабель уходит вправо вниз, к прикуривателю. Основание крепления номер два выглядит как тяжелый липкий блин. Его достаточно положить на торпедо и плотно прижать. Никакого клея, разумеется, тут нет. Если вам придет в голову снять крепление либо переместить его в более удобное место, «блин» легко отцепить от пластика, следов не останется. Даже, пожалуй, слишком легко. Если у торпедо неровная форма, края «блина» приподнимаются, и вся конструкция выглядит немного странно. Тем не менее, крепление неплохо держит навигатор. Остальное так же: разъем питания и динамик.
Пользователю придется смириться с тем, что разъемы питания на креплениях нестандартные. Вы не сможете использовать зарядку из числа тех, что продаются в ларьках, торгующих электромелочью. Кроме того, на зарядках нет надписей. Ничего, что говорило бы о силе тока. В комплекте с Montana имеется зарядное устройство от сети 100-240 В с разъемом miniUSB и выходным током 1А. Это хорошо: подобных зарядок в продаже много, как сетевых, так и автомобильных. Montana умеет работать от элементов АА или от съемного литий-ионного аккумулятора (3.7 В, 2000 мАч, в комплекте). Аккумулятор удобнее для использования в автомобиле.
Он напоминает своих «собратьев» в мобильных телефонах, но потолще. Фактически, всю дорогу водитель может подзаряжать его от прикуривателя и полагаться на аккумулятор лишь тогда, когда он на некоторое время выходит с навигатором из машины. На полную зарядку аккумулятора от сети 220В у меня ушло 4 часа 25 минут (с помощью комплектного сетевого зарядного устройства). Вставляется аккумулятор довольно легко, но чтобы его вынуть, пальцев оказалось недостаточно, пришлось использовать подручный инструмент. Батарейки вставляются и вынимаются без усилий. Обозначения полярности выдавлены в черном пластике, перепутать полярность в сумерках можно (здесь нет таких удобных пластиковых «предохранителей», какие Garmin придумала для новых eTrex).
Как туриста-пешеходника меня, естественно, интересовала продолжительность автономной работы от батареек. Я провел свой обычный тест с щелочными элементами Sony Stamina Plus – из числа тех, что продаются в универмагах едва ли не любого города нашей страны. Режим использования смешанный: то на машине, то пешком; встроенный компас отключен; подсветка изменялась по необходимости. Я листал и масштабировал карту, наблюдал показания «дорожного компьютера», двигался по проложенному навигатором маршруту, создавал новые точки, менял настройки в меню. Часто навигатор просто лежал в кармане куртки.
Трек все время записывался (установки записи – по умолчанию). Через 6 часов 55 минут прибор впервые пискнул: появилось предупреждение о том, что заряда батарей не хватает для звуковых сообщений и подсветки. Еще через 3 часа 10 минут на значке батарейки осталась одна рыжая полоска. Спустя 20 минут навигатор выключился.
Таким образом, Montana проработала от батареек 10 часов 25 минут. Результат весьма скромный, учитывая заявленные производителем 22 часа. Возможно, если бы я работал с прибором менее интенсивно – скажем, уменьшил подсветку и просто записывал трек – у Montana был бы шанс потягаться с Dakota и линейкой Garmin 62.
Экран, интерфейс
В Montana использован цветной сенсорный резистивный TFT-дисплей с диагональю 4 дюйма см и разрешением 272 x 480 точек. Он обладает функцией автоповорота из портетного режима в ландшафтный и наоборот. Логика управления переработана по сравнению с Oregon и Dakota. По умолчанию загружается главное меню с четырьмя пунктами: «Карта», «Куда?», «Компас» и «Отметить точку». Правее выводится информация о заряде батареи, уровне спутникового сигнала, текущем времени, дате и координатах. С этой страницы можно переместиться к остальным пунктам меню, если щелкнуть по изображению стрелочки на экране. Главное меню можно настраивать. Например, добавить пункты или, наоборот, убрать те, которые владелец использует редко. Можно использовать готовые профили (морской, автомобильный, спортивный и т.д.), а при желании создать свой профиль. Как и во всех последних навигаторах Garmin, можно выбрать язык интерфейса из меню (не нужно перепрошивать навигатор). Качество перевода хорошее, хотя безупречным его называть нельзя из-за ляпов вроде «ширина» вместо «широта» и непереведенных фрагментов типа «Configure Power Key». В целом управление навигатором простое, интуитивно-понятное, а сенсорный дисплей не страдает болезнями, присущими дешевым моделям: в моем тесте он чутко реагировал на касания и не преподносил сюрпризов наподобие внезапного «замерзания» или образования полос.
Работа «в поле»
Я не ждал от тачскрина выдающихся параметров, но трансрефлективный экран Montana мне очень понравился. В погожий день на ярком солнце экран с отключением подсветки почти не менялся, все детали были отлично различимы. (Экран моего смартфона в лучах яркого солнца практически слепнет). Стоит, однако, упомянуть, что в сумерках подсветка обязательна, и когда она отключалась из-за низкого уровня заряда батарей, Montana теряла часть своего шарма. Приятное впечатление оставил автоповорот. Montana не имеет ярко выраженной формы «под руку», как типичные походные навигаторы. Надписи «Garmin» и «Montana 650t» выполнены черной краской на темно-сером пластике корпуса и почти не видны. Довольно часто я брал Montana «неправильной стороной». Экран любезно поворачивался, избавляя меня от кручения самого прибора. Другое дело – в автомобиле.
Защелкнуть навигатор в креплении можно только одним способом, при котором контактные площадки оказываются снизу. Я то и дело забывал посмотреть, где они в данный момент, и недоумевал, почему навигатор не встает на свое законное место. Наверное, все-таки неплохо было бы иметь визуальное обозначение на лицевой стороне прибора. Благодаря тому, что экран резистивный и довольно большой, с нимоказалось возможно работать и в перчатках. Конечно, не так удобно, как пальцами, но – можно. Шаровая головка автомобильного крепления вначале показалась мне чересчур тугой. Я изменил свое мнение, как только выехал на М10. Попадая колесом в очередное подтверждение нашей общей российской беды, я не переживал, что навигатор перекосится или, чего доброго, отвалится вместе с креплением от лобового стекла.
Любопытства ради я попробовал вытащить шаровую головку из «сустава». Это мне удалось ценой заметных усилий. Можно не опасаться, что крепление «расчленится» по своей прихоти в неподходящий момент. Снять навигатор с крепления нетрудно и одной рукой. В целом, оба крепления показались мне надежными и удобными. Из двух предоставленных мне вариантов я бы, пожалуй, выбрал версию на лобовое стекло – из-за компактности. С чувствительностью у навигатора все в порядке. На подоконнике (внутренний угол здания, ограниченный обзор неба) за несколько минут Montana без особого труда «поймала» сигнал от пяти спутников.
Не возникало проблем и в транспорте, и под крышей моста-перехода над рекой (железобетон, металл, стекло). Я был удивлен, когда навигатор поймал сигнал нескольких спутников в центре Москвы, в конференц-зале на четвертом этаже пятиэтажного особняка. Прибор находился примерно в трех метрах от окна. Montana составила мне компанию в нескольких пеших вылазках как по Москве, так и по лесам Подмосковья. Прибор спокойно и уверенно вел нас к намеченной цели и демонстрировал хорошую точность в поиске геокешерских тайников. Их создатели пользуются разными приборами для определения координат, а затем эти координаты нередко уточняются по показаниям других навигаторов. Таким образом, Montana выдержала «коллективную» проверку на точность. Я использовал Montana не только для поиска, но и для создания трех московских тайников, которые на момент публикации статьи уже были обнаружены игроками-искателями. Для чисто пешего ориентирования навигатор, по моим ощущениям, великоват и тяжеловат. Это чувствуется в руке, да и карман куртки Montana заметно оттягивает. Громкости навигатора хватает, чтобы вежливый советчик (вернее, советчица) перекрывал не только дорожные шумы, но и умеренную музыку магнитолы. Голосовая схема для русского языка только одна. Для основных европейских языков их несколько – с именами вроде «Джек», «Мишель», «Штеффи». Единственная русскоязычная тема меня вполне удовлетворила: спокойный, хорошо различимый на слух голос. Маршрутизация продумана, а советы при движении по маршруту озвучиваются заранее. Фраза «Поворачиваем направо» звучала не в момент поворота, а чуть раньше, метров за тридцать, что давало возможность сконцентрироваться на маневре.
Голосовые подсказки работают только в том случае, если навигатор установлен в автомобильном креплении – или можно подключить к разъему 3.5″ наушники. Через этот же аудиовыход можно передать звук на автомагнитолу. Однако, я был обескуражен, когда оказался в центре Москвы без звуковых подсказок. В этот день я забыл дома автомобильную зарядку. Выяснилось, что питание от батареек не мешает Montana прокладывать маршрут, но приятный женский голос заменяется однотипным попискиванием. Если заряд батареек подходит к концу, лишенный подсветки экран становится неудобен для автонавигации. Загружать карты в Montana можно точно так же, как и в другие навигаторы последних моделей от Garmin. Я не заметил сколь-нибудь существенных задержек при масштабировании карты «Дороги России» и ее прокрутке. Сюрприз ждал меня, когдя однажды пришлось выполнить полный программный сброс настроек. Навигатор неожиданно заговорил по-фински. Качество снимков крошечной встроенной камеры невысокое. Такие фото с натяжкой можно назвать пригодными для домашнего электронного фотоальбома непритязательного путешественника, но не более.
Кадры, сделанные с помощью Montana вовремя парада в честь дня Святого Патрика (в настройках 3.2 Мпикс, условия освещенности, как говорят синоптики – «облачно с прояснениями»), выглядели пересыщенными. А в ясный день на полутонах в небе местами можно было увидеть полосчатость. Снег отдавал то в розово-фиолетовый, то в голубой. Настроек у камеры нет. В сущности, это не может служить упреком: возможность делать фотографии предусмотрена здесь не для создания качественных снимков, а для «фотокоординат», то есть, связывания фотографии с координатами на местности. Сомневаюсь, что владелец Montana захочет проводить эксперименты с таким недешевым прибором и погружать его в воду. Тем не менее, для Montana заявлена поддержка все того же сурового стандарта IPX7, который гарантирует водозащищенность остальных моделей Garmin. Я включил навигатор, зарыл его в мокрый снег и выждал полчаса. На работе Montana это никак не сказалось. Мне доводилось читать историю владельца Montana о том, как его навигатор провел всю ночь на дне ручья, а утром был найден с помощью водозащищенного металлодетектора и работал как новенький, но сам я свидетелем этого чудо-события не был. Хотя, зная щепетильность Garmin в вопросе защиты своих навигаторов от воды, можно поверить даже в это.
Выводы
Montana – навигатор, который выделяется своей универсальностью. По словам представителей Garmin, этот прибор удовлетворит интересы не только автомобилиста и пешего путешественника, но и любителя катания на квадроцикле и водных видов спорта. Montana может похвастаться большим, ярким экраном, гибридной системой питания (от аккумулятора или батареек), добротной «монолитной» конструкцией. Если использовать Montana, главным образом, в автомобиле, то времени автономной работы вполне хватит, чтобы не спеша прогуляться по окрестностям. Крепления в автомобиль солидные и весьма надежные. С установленными картами «Дороги России. ТОПО» владелец получит предупредительного помощника в прокладывании пути по городским улицам и автотрассам. С другой стороны, не обошлось без компромиссов. Экран с диагональю 4″ несколько маловат для автомобиля (сейчас на рынке множество дешевых автонавигаторов с диагональю 5″ и выше). Пеший путешественник может посчитать его несколько громоздким для ношения в руке или на шейном ремешке, а по времени жизни от батарей Montana проигрывает своим менее универсальным, но более «заточенным» под пешие прогулки собратьям от Garmin. Для полноценной работы в автомобиле необходимо дополнительно приобрести крепление и осуществлять питание от прикуривателя. Если вам нравятся устройства «все-в-одном», если вам не по душе закачивать точки, треки, тайники и маршруты в два или даже три навигатора подряд, а потом рыться в кнопках и искать по карманам разнокалиберные запасные батарейки, если вы человек разносторонний и увлекаетесь сразу несколькими видами активного отдыха – тогда, возможно, цена, уплаченная за Garmin Montana, не покажется вам чрезмерной.