В девятнадцатом веке, как и в веке восемнадцатом, существовали формы поведения, присущие «лучшим людям» (аристократам и джентри), которые перенимались в той или иной степени теми, кто находился на нижних ступенях социальной лестницы.
Фото из архива автора.
Викторианская эпоха (1837–1901) ознаменовалась появлением огромного и богатого среднего класса, члены которого были довольны своими достижениями, но не знали, как себя вести.
Их приверженность к совокупности культурных и моральных ценностей британского общества ярко проявлялась в их действиях.
Они обращались к аристократии за социальным руководством.
Как отмечает французский искусствовед Клод д’Антенез, «что же касается новых «лордов» из промышленности или финансов, то какая лучшая иллюстрация их сплочения с нравами старой аристократии, чем облачение в одежду вместе с идеями и манерами?».
То, что воспринималось как привычки и обычаи традиционного правящего класса, было заимствовано и адаптировано в тысячах буржуазных домов. Новоиспеченному аристократу, или стремящемуся к аристократии, требовалось много конкретных и подробных указаний о том, как одеваться, что есть, где быть замеченным и, что особенно важно, как проводить свой досуг.
«Костюм, — объясняет историк моды М.Н. Мерцалова, — слово, образовавшееся от итальянского costume, и сначала обозначало собственно «быт», «обыкновение», «нравы», а позже приобрело понятие «платье», «костюм».
Охотничий костюм — форма одежды, предназначенная для охот в многообразных климатических условиях и местностях, отличалась в разные исторические периоды.
Как писал в 1822 году Пирс Эджен в статье «Спортивная одежда и аксессуары», «первая задача в английском переменчивом климате — это защита от ревматизма, иначе за удовольствие от полевых занятий можно поплатиться, а также защита ног при прохождении через живые изгороди, канавы, леса, пустоши и от нападения ядовитых змей». Спортсмены стремились к тому, чтобы их одежда была простой и удобной.
Фото из архива автора.
М.Н. Мерцалова выделяет в XIX веке начало изменений в спортивной одежде в первые пятнадцать лет XIX века, когда вся Европа напоминала военный лагерь. «Это время, — отмечает она, — настоящее царство мужчин.
Влияние воинского духа на все стороны жизни было огромно». Форма охотничьего костюма уподобляется военному мундиру: охотничий комплект был строг по покрою и совершенно не декорирован, в основном для пошива костюмов использовали легкую шерстяную ткань.
До 1810-х годов охотники-спортсмены всех сословий надевали на охоту рединготы и аби с короткими кюлотами , к которым были добавлены гетры.
После 1810 года мода охотничьего костюма на протяжении всего столетия сохраняла черты XVIII века. Именно с этого времени, пишет М.Н. Мерцалова, «происходит стандартизация и стабилизация деталей мужского костюма почти на столетие, и изменения в нем, диктуемые модой, касаются частностей, по которым только и можно отличить один период времени от другого».
Постепенно происходит упрощение охотничьего костюма, формы и детали его теперь диктуются главным образом целесообразностью. «Основной одеждой мелкого буржуа и рабочих были рубашка, куртка… и длинные (или короткие) штаны, грубая обувь и войлочная шляпа». Английский историк костюма Джоан Нанн уточняет:
«Куртка, или пиджак — первоначальный предмет гардероба рабочих, учеников, кучеров и т.п. (в XVIII в. джентльмены надевали его, когда пудрили волосы), стал в XIX веке частью костюма человека благородного происхождения, заменив сюртук… Его носили в 1840-х, а с 1850-х популярность пиджака стала расти».
Фото из архива автора.
Джон Майер в «Справочнике спортсмена» акцентировал внимание на том, что «стрелок должен носить самое легкое платье, поверх фланелевой рубашки и панталон, хорошо защищая ноги и ступни».
Охотничья куртка и жилет, которые надевали в ранний теплый сезон, были из джинсы, сатина или нанки, а в холодный — из вельвета с фланелью, для предупреждения ревматизма. Пирс Эджен советовал:
«Мужчины определенного возраста, которые хотят избежать бессонных ночей и страданий от люмбаго и ишиаса, не должны пренебрегать осторожностью и должны выбирать удлиненные охотничьи куртки и жилеты, чтобы защитить поясницу».
Карманы на куртке размещались с обеих сторон. На левой стороне куртки верхний карман был предназначен для хранения пакли (для пыжей) и всяких мелочей, под ним большой или «заячий» карман имел подкладку из клеенки, которую можно было протереть губкой, или толстую подкладку, легко мывшуюся.
Подкладку делали сменной или вместо нее делали клеенчатую сумку, которая прикреплялась на пуговицах внутри кармана.
Как отмечал Делабер Блейн, «пусть портные с Вест-Энда кроят одежду в своем монструозном вкусе, она не может соперничать с длинной удобной фланелевой курткой с нагрудными карманами снаружи и внутри, в которые можно положить одного или двух зайцев, и с наружными карманами, в которые можно положить куропаток, но, если охотник хочет унести в ней все, что убьет, полы куртки должны быть длинные».
При охоте с кремневым ружьем опытные охотники советовали еще брать с собой небольшой молоток, отвертку и все необходимые портативные инструменты и «медную проволоку, прикрепленную к одной из пуговиц, которую нужно всегда иметь под рукой для чистки запального отверстия».
Заряды (пули и дробь) носили в отдельной сумке-кошельке, а порох — в рожке. Пороховница и фляжка с крепким алкоголем размещались по разным сторонам куртки. Жилет с обеих сторон имел внутренние карманы, в которых находились нож, нюхательный табак или сигары и разные другие мелочи.
Фото из архива автора.
После 1836 года, когда стали широко применяться казнозарядные ружья с унитарным патроном, начали использовать патронташи. В патронташе, который носили на поясе между курткой и жилетом, имелось шесть или семь отсеков с каждой стороны для хранения около тридцати зарядов.
Из обуви предпочитали носить полуботинки со шнуровкой и гетрами до колен, в этом случае не надо было надевать брюки, но если гетры не доходили до колен, то тогда уже надевали брюки или широкие штаны, крытые кожей снаружи или изнутри для защиты от колючек. Носили также полусапоги с тугой шнуровкой, с хорошей прочной подошвой, позволяющей быстро ходить, и не слишком тяжелые.
«Стоунхендж» советовал, чтобы подошва обуви была утыкана гвоздями с большими головками. Подошва и кожа сапог для водонепроницаемости пропитывались смесью воска и канифоли или составом из кипяченого льняного масла (одна пинта ), пчелиного воска и смолы (по четыре унции), расплавленных вместе и перемешанных.
На охоту в Шотландию советовали брать шерстяной пастуший тартан , куртку с жилетом, непромокаемую шапку вместо шляпы, прочные ботинки из кожи с одним швом сзади, на толстой подошве, с широкими носами, водонепроницаемый плащ, несколько пар перчаток из оленьей кожи, застегивающихся на запястьях, пару черных чулок, причем «в чулках из овечьей шерсти ходить легче, чем в хлопчатобумажных или нитяных».
В 1850 году лондонские торговцы шляпами Джеймс и Джордж Лок получили заказ от лесничего Джеймса Коука из Норфолка на изготовление твердой шляпы, которая бы защищала голову от удара ветками при объезде охраняемой им территории в поисках браконьеров.
Фото из архива автора.
Как пишет С. Чернов, «созданный Джеймсом и Джорджем эскиз был передан шляпных дел мастерам Томасу и Уильяму Боулерам, которые изготовили для Коука опытный образец, названный первоначально «железной шляпой». Она имела куполообразную тулью и была укреплена снаружи пропиткой».
Этот котелок был популярен не только у охотников, в повседневной жизни его носили и джентри, и буржуа. Позднее вошла в употребление кепка «дирстокер» из пестрого твида с двумя козырьками и ушами. Первоначально она была распространена в шотландских поместьях, где практиковалась охота на оленей.
С 1860-х годов стали носить еще два вида верхней одежды: бушлат, шившийся по образцу бушлатов королевского военно-морского флота, и норфолкскую куртку. Бушлат мог быть двубортным или однобортным, с тремя или четырьмя парами пуговиц, с маленьким и плоским воротником, с короткими лацканами и отличался от обычного пиджака прямоугольными полами, достигавшими середины бедра.
Норфолкская куртка, или «норфолкская рубаха», не сковывала движений и представляла собой однобортную куртку с поясом, бантовыми складками на спине, а иногда и спереди, и двумя нагрудными карманами.
Как отмечал Джоан Нанн, «вместе с гармонирующими бриджами куртка стала «норфолкским костюмом», популярным для охоты, загородных пикников и т.п. мероприятий». Первые такие куртки носили охотники на уток в графстве Норфолк. Как объясняет С. Чернов, «норфолские куртки стали модными после 1860-х в охотничьем кругу принца Уэльского, позднее Эдуарда VII, который часто гостил в своем поместье Сандрингем Хаус в Норфолке. Норфолкская курка обычно носилась с коричневым котелком и бриджами из той же материи».
В 1868 году «Стоунхендж» советовал экипироваться для охоты в Шотландии следующим образом: «Сюртук должен иметь на каждом плече по крепкому кожаному лоскуту, чтобы на нем можно было держать ружье, и он должен быть снабжен наружным карманом с левой стороны для ружейной сумки, и таким же карманом с правой стороны для пороховой фляги и ваты (для пыжей. — В.П.); над ними должны быть маленькие карманы с каждой стороны: в правом будет находиться капсюль-держатель, в левом — ниппельный ключ.
Если ружье заряжается с дула, то необходимо иметь пороховую флягу, патронташ, капсюльницу, вату, собачий свисток, ниппельный ключ с запасным ниппелем, нож и собачий хлыст, а ваш джилли , как его называют на севере, должен иметь охотничью сумку, сворку, запасы пороха и дроби, колпачки и вату, патроны Эли, чехол для ружья и пальто Макинтоша».
Фото из архива автора.
Что касается цвета одежды, то опытные охотники говорили начинающим: «Нет никакой необходимости наряжаться, фанатично стараясь гармонировать с окружающими объектами или местностью.
И хотя если речь идет об осторожных и чутких граусах, острое зрение которых позволяет им видеть опасность чуть ли не за две мили, мы рекомендуем одежду, в целом соответствующую цвету вереска, и в то же время мы считаем, что при охоте на куропаток, фазанов, зайцев, перепелов и т.п. одежда охотника может быть какой угодно, птицы понимают, что это человек, понимают, что он их враг, и, естественно, прячутся от него, пока их не обнаружат, а тогда убегают или улетают…
Если одежда неброских цветов и помогает подобраться поближе к куропатке и т.п., то лишь тем, что куропатка часто видит земледельцев в одежде такого типа, которые проходят мимо, не трогая их.
Тем щепетильным спортсменам, которые считают, что цвета одежды обязательно должны гармонировать с окружающей средой, мы сообщаем, что они могут надеть что-то цвета нанки для жнивья; а так как весьма вероятно, что потом куропатки полетят в капусту или турнепс, то необходимо все время иметь рядом помощника с зеленым пальто, чтобы накинуть его на плечи господина, и еще одно пальто цвета осени наготове на тот случай, если потом птица полетит в лес. Но шутки в сторону, цвет охотничьей одежды неважен при условии, что он неброский».
Итак, новый период в развитии стиля охотничьего костюма начался с конца XVIII века в условиях промышленной революции. Научно-технический и промышленный прогресс позволили скрасить местные различия в деталях и формах охотничьих костюмов за счет их расширяющегося производства, когда они становились товарами массового потребления.
Принятые в начале XIX века формы охотничьих костюмов для охоты с подружейными собаками, сохранялись на протяжении всего века, изменяясь лишь в деталях в устоявшейся форме костюма. Английский охотничий костюм стал более функционален, нежели ранее, и он сформировал облик мужчины-спортсмена нового времени.