Обилие и разнообразие охотничьих животных в США, природные и социальные особенности штатов, в которых они находятся, необходимость учета интересов и претензий охотников и другие важные обстоятельства требуют наличия развитого охотничьего законодательства и его постоянного совершенствования.
фото: Fotolia.com
Достаточно упомянуть, что первый американский охотничий закон был принят еще колонистами в начале XVII века, и к 60-м годам XX века число учтенных федеральных и штатных законов превысило 6,5 тысяч!
Это, между прочим, свидетельствует о постоянном внимании государства и общества к проблемам охоты, чего, к сожалению, не скажешь о современной России.
По американским воззрениям, право на охоту принадлежит каждому гражданину. Всеобщая свобода охоты подчиняется двум главным условиям.
Во-первых, охота допускается только в определенных территориальных границах, определяемых государством.
Во-вторых, охота ограничивается частной собственностью на землю. Без разрешения землевладельца она незаконна. Он не имеет права запретить охоту в своих угодьях. Но он может запретить доступ в них посторонних лиц, что в общем-то одно и то же.
Сам землевладелец по отношению к диким животным, являющимся государственной собственностью, должен руководствоваться общими правилами охоты, действующими в стране и в штате.
Хотя свобода охоты является американской традицией, вся история развития охотничьего дела в США характеризуется увеличивающимися ограничениями охоты и устрожением соответствующего контроля за ней.
Совершенствование охотничьего законодательства в США в XX веке проходило под девизом: «Дичь – это богатство, способное к воспроизводству, и в противоположность богатствам недр может существовать вечно, если относиться к нему разумно».
Это положение явно ассоциируется с принципами вечного неистощительного природопользования, которые были провозглашены российскими лесоводами еще в начале XX века и получили широкое признание в дальнейшем.
В США регулирование охоты и забота о дичи с давних пор относились к компетенции штатов, а не государства. В прошлом веке, однако, появилось общегосударственное охотничье законодательство.
Была создана федеральная охотничья администрация и начата подготовка квалифицированных кадров для нее. Новые охотничьи законы настойчиво и последовательно внедрялись в жизнь с одновременной организацией строгого охотничье-полицейского контроля процесса охоты.
В первые десятилетия создания Комиссий по рыбе и дичи в штатах их деятельность существенно ограничивалась вмешательством местных органов власти, обычно некомпетентных в вопросах охраны природы и природопользования.
фото: Семина Михаила
В большинстве штатов комиссиям, с помощью федеральных органов, в период перед началом второй мировой войны удалось освободиться из-под влияния местных властей путем введения в конституции штатов специальных дополнений.
В конце прошлого столетия законодательство, регулирующее охотничье хозяйство США, основывалось на следующих принципах:
– Охотничьи животные признаются собственностью государства.
– Продажа и покупка мяса диких животных, а также наличие его у кого-либо без специального разрешения после закрытия сезона считаются незаконными.
– Охотник должен метить убитых им зверей специальными метками сразу же после их отстрела (отсутствие таких меток приравнивается к браконьерству).
– Охотники на уток приобретают «утиные штампы» за плату в ближайших почтовых отделениях, только они дают право на охоту на эту группу пернатой дичи.
– Лицензии на отстрел охотничьих животных (отдельно – на крупную и пернатую дичь), а также жетоны для мечения трофеев продаются Комиссиями по рыбе и дичи штатов и их местными отделениями.
Следует отметить, что выдача лицензий является не только эффективным средством регулирования добычи, но и играет важную экономическую роль в охотничьем хозяйстве.
Плата, получаемая за лицензии, стала постоянным источником средств, которые расходуются на охрану и воспроизводство дичи, на компенсацию ущерба, наносимого дичью сельскому и лесному хозяйству. Государство благоразумно не посягает на этот не очень большой, но постоянный финансовый поток.
Укрепление федерального охотничьего законодательства осуществлялось постепенно, поэтапно. Вначале государство могло вмешиваться только в те вопросы, которые затрагивали интересы сразу нескольких штатов.
В начале XX века был принят закон, запрещавший самовольную интродукцию теплокровных животных. В связи с соглашением, заключенным в 1916 г. с Канадой о пролетных птицах, было принято решение о передаче всех вопросов, связанных с мигрирующими птицами, вначале – Федеральному министерству сельского хозяйства, а затем – Федеральному министерству (департаменту) внутренних дел.
Что является принципиальным – одновременно эти вопросы были исключены из компетенции отдельных штатов. В 1934 г. был принят Закон об охоте на мигрирующих птиц, и это усилило централизацию, необходимую в таком важном и деликатном вопросе.
На основании действующего законодательства Бюро спортивной охоты и рыболовства Департамента внутренних дел ежегодно разрабатывает и рассылает в штаты документ, который имеет пространное, но точное наименование: «Федеральные регуляции, относящиеся к охоте, приобретению, транспортировке, импорту траурного и белокрылого голубей, вяхирей, вальдшнепов, бекасов, морских уток, пастушковых и водоплавающей дичи, лысух и журавлей». В нем описываются сроки и нормы охоты, разрешенные способы добычи каждого вида (группы) дичи.
фото: антона Журавкова
Кроме регулирования охоты на мигрирующую (перечень относящихся к ней видов и групп приведен выше) дичь, общегосударственная сфера деятельности в области охотничьего хозяйства распространяется на:
– Регулирование торговли и других взаимоотношений между отдельными штатами, федеральным государством и зарубежными странами, а также между белыми и индейцами.
– Поддержание на должной высоте управления общественными благами.
– Заключение международных договоров и соглашений.
– Управление государственной собственностью, находящейся на принадлежащей государству земле.
Сохранившиеся, несмотря на некоторые федеральные ограничения, юридические возможности штатов создают огромный простор для нормотворчества в области охоты и охотничьего хозяйства, не противоречащего, впрочем, общегосударственным принципам.
Каждый штат имеет свое, постоянно совершенствуемое Положение об охоте, полностью учитывающее местные природные, этнографические и социально-экономические особенности. В этих положениях ежегодно уточняется статус местных, немигрирующих видов животных (разрешенные к добыче, запрещенные, подлежащие регулированию), сроки и нормы их добычи в отдельных охотничьих округах и специальных (видовых) охотничьих участках, наказания за нарушения правил охоты и т.д.
Штатные положения об охоте очень индивидуальны. Например, в Пенсильвании на охотничий сезон 2005/2006 г. были уточнены сроки и нормы добычи основных видов охотничьих животных, размер платы за лицензии, разрешенные способы и орудия добычи.
Штат Айдахо установливал правила охоты на сезон 2004/2005–2005/2006 гг., предусмотрев три формы платных лицензий: для местных взрослых охотников, местных юных охотников и местных таксидермистов. Для приезжих выделены две формы платных лицензий – для всех охотников и таксидермистов.
В Калифорнии, еще до наступления охотничьего сезона 2006/2007 г., были предусмотрены 4 типа лицензии: для местных и неместных охотников, юниорские лицензии, двухдневные лицензии для приезжих охотников – с дифференциацией оплаты этих лицензий.
Содержание правил охоты штатов приведенными сведениями не ограничивается, в них еще много важных профессиональных подробностей, о некоторых будет рассказано в следующих статьях.
Правила охоты разрабатываются и уточняются силами больших коллективов специалистов при активнейшем участии ученых – охотоведов и экологов, которые пристально следят за изменением ситуации. И это всегда – «свежий продукт».