В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу изменений в Правила охоты, внесенных приказом Минприроды России от 10 декабря 2013 г. № 581, в части обучения (натаски и нагонки) собак охотничьих пород Минприроды России сообщает:
Фото Сергея Гуляева
Для любого вида охотничьих ресурсов сезон размножения — это ключевой период обеспечения устойчивого существования. Большинство охотничьих животных размножаются и выращивают потомство весной и в начале лета.
Многие специалисты и эксперты в вопросах обучения собак охотничьих пород не раз выказывали беспокойство по поводу практики проведения весенних испытаний собак. А.Л. Мищенко, кандидат наук, старший научный сотрудник ИПЭЭ РАН им. А.Н. Северцова, отмечает, что регулярное присутствие людей и собак при проведении испытаний на токах является мощным фактором беспокойства для размножающихся птиц и приводит к значительному увеличению гибели гнезд дупеля, бекаса, коростеля, перепела и других ценных полевых и болотных птиц, а также уток («Российская охотничья газета» № 29 от 10.07.2013 г.).
Разорение кладок и выводков болотно-луговой дичи, а также нарушение иерархической структуры дупелиных токов и их общую деградацию в результате проведения весенних испытаний охотничьих собак отмечает кандидат биологических наук С.Ю. Фокин («Российская охотничья газета» № 25 от 12.07.2013 г.).
Основной причиной снижения численности болотно-луговой дичи Е.Н. Смирнов и В.Н. Шуваев, эксперты Всероссийской категории, считают проведение весенних испытаний охотничьих собак. Кроме того, по их мнению, весенняя натаска, осуществляемая по дупелю на токах, — профанация и верный способ испортить собаку («Российская охотничья газета» № 31 от 21.07.2013). Президент охотничьего клуба любителей вальдшнепа и бекасов и одновременно любитель легавых собак, доктор биологических наук В.А. Кузякин, также считает, что если указанных птиц регулярно изводить весенней натаской, то скоро легавые собаки могут не понадобиться («Российская охотничья газета» № 29 от 10.07.2013). При этом причинение такого ущерба объектам животного мира, который влияет на дальнейшее снижение численности охотничьих ресурсов, затрагивает права охотников, не имеющих собак охотничьих пород.
Высокий уровень шума, создаваемый при весенних испытаниях лаек и гончих, создает факторы беспокойства и для млекопитающих, вынашивающих и выращивающих потомство. Недопустимо проведение нагонки лаек и гончих на млекопитающих в сроки запрета охоты, в связи с возможностью поимки охотничьих животных собаками.
Кроме того, натаска и нагонка собак охотничьих пород весной вызывает сомнение в качестве такой подготовки охотничьей собаки, что подтверждается наиболее опытными экспертами охотничьего собаководства (Е.Н. Смирнов, В.Н. Шуваев, «Российская охотничья газета» № 31 2013). Тренировка собак вне сроков охоты далека от реальных условий проведения охоты, в которых охотничьей собаке и предстоит «работать». Аналогичную позицию об испытаниях легавых занимают и признанные эксперты-легашатники (особенно довоенные), из отчетов которых следует, что все мероприятия в поле проводились именно по бекасу в конце августа — начале сентября после отлета дупеля.
Следует отметить, что воспитание и дрессировка собак охотничьих пород — действительно длительный процесс, занимающий несколько месяцев. Страсть к охоте у собаки в крови и только подготовленную и послушную собаку можно выпускать в угодья, где есть дичь. В ином случае охотничья собака может начать охотиться не для охотника, а инстинктивно «для себя». Непосредственно первый контакт охотничьей собаки с дичью должен быть правильно подготовлен и завершиться добычей, в противном случае охотничья собака не поймет, для чего она охотится вместе с человеком.
Дополнительно стоит отметить, что в Типовых правилах охоты в РСФСР, утвержденных 4 января 1988 г., были установлены научно обоснованные сроки натаски и нагонки собак, направленные на устойчивое, неистощительное использование популяций полевой и болотной дичи — с 20 июля по 15 ноября, по зайцу и лисице — с 1 сентября по 28 (29) февраля, по белке — с 1 августа по 28 (29) февраля.
При этом действующими Правилами охоты впервые установлены сроки непосредственно охоты с собаками охотничьих пород на болотно-луговую дичь в период с 25 июля по 31 декабря, а на боровую, полевую и степную дичь с 5 августа по 31 декабря.
Необходимо учитывать, что статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что охота — деятельность, в том числе связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей. Другими словами — деятельность в поле, связанная с испытанием и обучением собак, то есть с выслеживанием и преследованием, а в случае лаек и гончих — с возможностью добычи, относится к охоте и осуществляется в сроки охоты и при наличии соответствующих разрешительных документов.
Положения Правил охоты, определявшие, что нагонка и натаска собак осуществляются в течение всего календарного года, не освобождали от обязанности иметь разрешительные документы на осуществление охоты, которые могли быть выданы и действовать только в установленные Правилами охоты сроки — пункт 48 Правил охоты, в который изменения не вносились.
Таким образом, внесенные изменения, во-первых, не содержат ранее не установленных дополнительных ограничений и требований, связанных с осуществлением нагонки и натаски собак охотничьих пород; во-вторых — уточняют действующие положения Правил охоты в целях сохранения охотничьих ресурсов и для удовлетворения потребностей охотников; в-третьих — позволяют реально оценить возможности и уровень подготовки собак охотничьих пород в условиях, максимально приближенных к настоящей охоте; и, в-четвертых, данные изменения позволяют избежать расширенного, либо двоякого толкования положений Правил охоты, которые являются основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов, и обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Следовательно, указанные изменения не запрещают проведения всевозможных кинологических мероприятий, в частности испытаний и состязаний, что является неотъемлемой частью охотничьего собаководства, и не ставят под угрозу существование традиционных видов охоты с собаками охотничьих пород, а равно как существование самих пород.
Дополнительно сообщаем, что Минприроды России готово рассмотреть возможность расширения сроков охоты в целях натаски, нагонки, проведения испытаний и состязаний собак охотничьих пород в отдельных участках, которые определены в результате территориального и внутрихозяйственного охотустройства на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять федеральный государственный охотничий надзор.
При этом такая норма содержалась в типовых правилах охоты в РСФСР и позволяла круглогодично осуществлять натаску и нагонку охотничьих собак в специально отведенных участках угодий, закрепленных за государственными, кооперативными и общественными организациями. Однако количество и границы участков, правила их использования устанавливались арендаторами охотничьих угодий по согласованию с местными органами управления охотничьим хозяйством.
В целях проработки указанного вопроса Минприроды России направило соответствующий запрос в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации.
По результатам анализа поступивших позиций Минприроды России будет дополнительно проработан вопрос о целесообразности внесения изменений в Правила охоты по аналогии с типовыми правилами охоты в РСФСР.
Обращаем внимание, что доработанный по результатам общественного обсуждения проект приказа Минприроды России о внесении изменений в Правила охоты в принятой редакции (в том числе пункта 46) в целях проведения независимой экспертизы на корупциогенность был размещен на сайте regulation.gov.ru в сети интернет с 27 ноября 2013 г. по 3 декабря 2013 г. Приказ Минприроды России от 10 декабря 2013 г. № 581 в установленном порядке прошел государственную регистрацию в Минюсте России (зарегистрирован 28.03.2014, регистрационный № 31761), также на него получено положительное заключение Минюста России по результатам проведения правовой экспертизы соответствия данного нормативного правового акта законодательству Российской Федерации и положительное заключение антикоррупционной экспертизы.