Часть 1
В крупнейших музейных собраниях — Историческом музее, Оружейной палате в Москве, в петербургском Эрмитаже лежат в закрытых шкафах свидетельства русского мастерства и конструкторской смекалки — ружья и пистолеты работы московских оружейников.
В ХVI —ХVII вв. Москва собрала под свое крыло лучших оружейников со всех концов государства. Приглашались и иноземцы, но они быстро ассимилировались, жили семейно. Их дети, хоть и были «немецкого» происхождения, работали в России, становясь из Гансов Петрами Ивановичами.
С ХVIII в. оружейное производство постепенно стало распространяться в другие города: Тулу, Сестрорецьк, Ижевск. Знаменитая Оружейная палата становится просто хранилищем. Однако в Москве продолжали работать отдельные небольшие мастерские. В них трудились хозяева с одним или двумя подмастерьями — делали заказные штучные изделия.
Наиболее распространенным огнестрельным оружием в ХVIII — первой половине ХIХ вв. было дульнозарядное оружие с кремневым замком. Эта система являлась наиболее совершенной и просуществовала до середины ХIХ века.
Уникальное двуствольное охотничье ружье 1765 г. находится в коллекции Исторического музея. Это наиболее ранняя работа московского оружейника Петра Пермяка, выполненная по заказу для крупного вельможи.
Сам мастер, возможно, был родом с Урала, а оружейники Иван Пермяк и Гаврила Пермяков, работавшие в Петербурге, приходились ему родней. Однако документально подтвердить эти предположения невозможно.
Ружье Петра Пермяка в конструктивном отношении было техническим новшеством. Стволы ружья расположены горизонтально, не спаяны, а соединены обоймицами. В более ранних ружьях стволы двустволок помещали один над другим.
Станок для одновременного сверления шести стволов. Иллюстрация из архива Владимира Тихомирова.
Первыми соединили стволы в горизонтальной плоскости французы в конце
Петр Пермяк создал одним из первых русскую двустволку. Казенники ее стволов украшены надписью «ПЕТРЪ ПЕРМЯКЪ МОСКВА 1765. КНЯЗЮ А. I. КОЛЦОВУ-МАСАЛЬСКОМУ». Ружье изготовили на заказ для Александра Ивановича Кольцова-Мосальского, представителя очень известного еще с ХV в. княжеского рода, жившего в Мосальском уезде Калужской губернии.
Ружье богато украшено золотой инкрустацией на стволах и гравировкой на замках в виде военной арматуры и растительных побегов. Большой вес — 4 кг, длинные стволы и массивный приклад говорят о том, что ружье предназначалось для стрельбы дробью на дальние дистанции. Все же мастер пытался облегчить свое изделие и сделал, насколько возможно, стенки стволов тонкими — 0,8 мм у дульного среза. Кроме того, он заменил сплошную межствольную планку прицельной ложбиной и мушкой на ствольной муфте.
Современник Петра Пермяка — К.Г. Мейер также не оставил о себе сведений. Одно из его ружей 1770–1780-х гг. особенно интересно декором ствола и конструкцией замочного механизма.
И.Ф. Грот (1717–1800 гг). Фрагмент «Натюрморта (заяц на рогоже)».
Нижняя сторона ствола украшена орнаментом в турецком стиле. Складывается впечатление, что сначала ствол отделывался в одной манере, потом подвергся переделке и на него нанесли европейские клейма.
Ружье в целом подражает испанским образцам, в том числе ружейным замком.
Оружие из Испании было широко распространено в Европе с ХVII в. Такую популярность испанское оружие завоевало благодаря легким и прочным стволам. Ружья с такими стволами как нельзя лучше подходили для охоты на птицу, широко распространенную в ХVIII в.
Россию тоже не миновало увлечение испанскими ружьями. Их не только привозили из Европы, но и делали в России в испанском стиле. Наиболее раннее из известных ружей такого рода — тульское охотничье ружье 1743 г. Другое «испанское» ружье — 1773 г., работы Ивана Пермяка из Петербурга, с очень необычной подписью «Иван Пермяк. Подражая Испании».
Примитивный станок для производства нарезных стволов.
Возвращаясь к ружью Мейера, важно отметить, что испанское влияние отразилось лишь в декоре, так как конструктивно оно иное, чем классические испанские ружья, — длинный ствол большого калибра предназначался для стрельбы крупной дробью.
Еще одно ружье работы К.Г. Мейера интересно поставленным на него стволом. Ствол турецкой работы и датируется около 1698 г. Мастер Мейер укоротил его в дульной и казенной части до 805 мм. К концу ХVIII в. оптимальная длина стволов для ружей была
Еще один московский оружейник, работавший в ХVIII — начале ХIХ вв., — Иван Аристов. Всего известно десять предметов его работы. В ГИМе хранятся четыре охотничьих одноствольных ружья и две пары дуэльных пистолетов.
Пара пистолетов Ивана Аристова с кремневым замком, 1805–1815 гг.
Все ружья относятся к 1780–1790-м гг. На двух из них стоят стволы испанской работы. Один ствол подписан именем известного ствольщика Диего Эскибеля. Однако изготовил его сын, тоже оружейник, которого звали, как и отца, Эскибель. Датировка 1764 год подтверждает этот вывод.
Ружье было сделано для охоты на птицу. Кремневый замок со спусковым механизмом мадридского типа украшен тонкой гравировкой. В мотивы декора вошли сирены, рога изобилия, драконы, раковины и стилизованные листья и цветы. Под нижней губкой курка «примостилась» птичья головка. Упорный выступ огнива сделан в виде дельфина. Оформление ружья несколько эклектично, но качество отделки превосходное.
Приклад ружья стилизован под испанский, с продольными желобками и плоским нижним гребнем. Приклады такой формы изготавливались венскими и богемскими ложейниками еще в первой четверти ХVIII в., а в России мода на них сохранилась до конца века и даже позднее.
Другое охотничье ружье Ивана Аристова с нарезным стволом большого калибра испанского ствольщика Диего Вентуры — мощное пулевое ружье для стрельбы по крупному зверю. К ружью прикреплено редкое для охотничьего оружия приспособление — откидной трехгранный штык. При нажиме на рычаг штык откидывается вперед и стопорится под стволом.
Ружье Петра Пермякова. Наиболее распространенным огнестрельным оружием в ХVIII—первой половине ХIХ века было дульнозарядное оружие с кремневым замком.
Кремневое ружье Ивана Аристова.
Наиболее интересной работой Аристова является ружье, на стволе и на замке которого золотом инкрустирована его фамилия. Казенник ствола украшен глубокой гравировкой, изображающей лес, оленя и волчьи морды на позолоченном фоне. В той же манере декорированы замочная доска, курок и огниво.
Спусковая скоба и затыльник приклада — литые, с рельефным орнаментом из воинской арматуры и зверей. Такая отделка ружья, сочетающая элементы рококо и классицизма, превращает оружие в произведение декоративно-прикладного искусства. Ствол ружья с гладким каналом, калибр 21 мм. Само ружье сравнительно нетяжелое — 3,6 кг — могло использоваться на облавных охотах и для стрельбы по перелетным птицам.
Иван Аристов делал не только охотничьи ружья. Исторический музей располагает двумя парами прекрасных пистолетов в ящиках с принадлежностями, изготовленными между 1805 и 1815 гг. Они сделаны в английском стиле.
На одной паре пистолетов стоят дамасские стволы шведского оружейника из Страсбурга, на другой паре — работы самого Аристова. Замки снабжены всеми техническими новинками того времени, а рукояти обеих пар тщательно украшены резьбой. Замочные детали и спуски имеют плавный ход, что было крайне важно для дуэльного оружия.
Лучшим оружейникам всех времен приходилось изготавливать оружие для высокопоставленных чиновников. Это была возможность и показать мастерство, и прилично заработать.
Ружья тогда делали в основном одноствольные, хотя в конце ХVIII в. в Европе начинают распространяться двустволки со спаянными стволами. Ружье Петра Пермяка стоит особняком, так как, по сути, два ствола не составляют одно целое, а просто соединены обоймицами.
Спайка стволов была делом технически очень сложным. Ствольное производство в Москве было развито слабо, поэтому и Мейер, и Аристов брали для своих ружей турецкие, шведские и испанские стволы. Такое же положение наблюдалось и в Петербурге — ружья Ивана Пермяка и Гаврилы Пермякова из коллекции ГИМа имеют испанские стволы.
Круг изделий московских мастеров-оружейников был достаточно широк — сохранились пулевые, дробовые ружья, винтовки и дуэльные пистолеты. На их изделиях заметно влияние испанского, немецкого и английского оружия. Вместе с тем их изделия нельзя назвать подражательными. Они предлагали собственные конструкции, особенно это заметно в работах И. Аристова. Любопытны и конструкторские решения Петра Пермяка и Ивана Аристова, в которых они проявили свою индивидуальность.
Следует помнить, что мастер, подписывавший ружье, чаще всего был замочником. Но именно на его долю выпадала сборка всего ружья из частей, сделанных другими мастерами: ствольщиками, ложейниками, детальщиками.