
Фото автора.
Накануне выставки «Клинок», где можно выбрать стоящий предмет, зная, на что обратить внимание, друг спросил меня, как правильно выбрать пластунский нож.
Пришлось объяснить товарищу, что пластунских ножей никогда не существовало, что это миф, появившийся в результате аферы двадцатилетней давности.
Пластунские ножи можно легко найти в интернете; магазины описывают их как «настоящие, легендарные, с оглядкой на исторические пропорции».
На сайте «Охотники.ру» я не нашёл историю появления пластунского ножа.
Сейчас подходящее время, чтобы её изложить.
Не рекомендуем искать пластунский нож в интернете, контекстная реклама будет предлагать их долгое время, «запомнив», что вы интересуетесь этой темой. Описать его можно так: большой нож с клинком около 25–35 сантиметров в длину, рукоять изгиба которой напоминает шашку.
И это не случайно: пластунский нож (если речь идет о рядовом инструменте, а не о наградном предмете) делался из обломка шашки. Даже очень высокого качества шашка в руках самого искусного казака может сломаться, а выкидывать её жалко, поэтому обломки и переделывались в нож.

Согласно легенде, пластунский нож — атрибут казаков. Пластуны, пешие казаки, занимались разведкой или несли сторожевую службу. Считается, что слово «пластун» произошло от словосочетания «ползать по-пластунски».
Пластуны состояли из бедных казаков, не имевших боевых коней. Это были превосходные разведчики, шпионы и диверсанты. По описанию качеств владельцев пластунских ножей можно было судить, что это очень сложное изделие, которым владели важные воинские сословия, настоящие профессионалы своего дела.

Существует легенда о наградных версиях пластунского ножа за особую доблесть: якобы для получения в награду такого ножа нужно было взять в плен не менее восьми вражеских офицеров.
Очень удобная легенда! Стоимость предмета в глазах современного покупателя повышает, и на вопрос, почему о пластунских ножах мало что известно, отвечает. И это в то время, как любимые казаками кинжалы кама и бебут можно без проблем найти в интернете и музеях в «праздничном» исполнении — с драгоценными камнями, позолотой, с элементами рукояти из золота или серебра.

Если начать розыск самых первых упоминаний о пластунском ноже, след неизбежно приведет к книге «Тайна казачьих шашек. Коллекция 13», изданной под авторством генерала Ивана Серафимовича Лупарева.
Авторство весьма условно: книга вышла в 2005 году по массиву записок генерала Лупарева, написанных до 1992 года. Когда он их начал писать, неизвестно. В книге сказано, что в 1953 году в пригороде Гатчины был найден клад старых шашек, изготовленных в начале XX века неизвестными мастерами-кустарями. Фамилии всех мастеров и их местожительство были приведены в сопровождающих клад бумагах, но фамилии эти были не то что не на слуху, а вообще никому неизвестны.
В книге есть часть сопроводительного письма, найденного вместе с шашками: «Начальнику арсенала 12/76 полковнику Григорьеву С.М., штабс-капитану интендантской службы Дорохову И.С. — предписание. С получением сего и прилагаемой ведомости поименованного имущества и вооружения в трехдневный срок доложить через фельдъегеря подпоручика Усова М.Л., прибывшего в составе сопровождающих обоз, полковнику Вересову Г.Н. о принятии, размещении и хранении вверенного имущества и вооружения до особого указания под роспись. Полковник интендантской службы Р. Головачев. 3 мая 1915 года, Петроград».

Согласно книге, эти мастера (их было 13) изготовляли шашки по указанию Министерства внутренних дел. Некоторые шашки предназначались для несения службы при дворе, а шашки с гербами на ножнах — для особо почетного караула. В утерянном, а затем успешно обнаруженном кладе были шашки от этих 13 мастеров, и предназначались они для награждения младших офицерских чинов (особая партия).
В «посылке» было 109 шашек кустарного производства, армейских для нижних чинов от разных мастеров и 14 пластунских ножей мастера Силина. Фотография ножа взята из книги «Тайны казачьих шашек. Коллекция 13», так что это образ-исходник для современных поделок.

Силин Иван Иванович (1860–1936), уроженец г. Троицка Челябинской губернии <...>. Изготовление пластунских ножей — отличительная особенность работы Силина. Вместе с гербовой шашкой был заказан нож.
Эти ножи предназначались для поощрения казаков за вылазки в тыл противника и пленение не менее восьми старших чинов противника.
Образец взят из вооружения кавказских горцев, которые для удобства пристегивали кинжалы к ноге. Предполагалось, что существовало четырнадцать ножей, но реально известное количество — восемь. Ножны и рукоять ножа кожаные. На рукояти восемь колец. По найденным документам ножи изготовлены в 1901–1905 годах, дальше арсенального хранения не пошли.

В Самарской области группа лиц разработала длительную аферу в несколько ходов. Афера заняла несколько лет. В нулевые годы в самарских газетах можно было встретить объявления: «Обменяю гараж/квартиру на предметы Коллекции 13».
Нельзя достоверно сказать, созрел тогда уже окончательный план аферы или еще нет. Наряду с такими объявлениями встречались и другие — о поиске спонсора на издание исторической книги о шашках умелых мастеров, которые не удостоились даже строчки в истории.
До 2005 года группа людей обрабатывает и готовит потенциальных жертв — людей, имеющих капитал и покупающих предметы старины, о которых широкие массы пока ничего не знают и которые позже сильно подорожают.

В 2005 году книга «Тайна казачьих шашек. Коллекция 13» стала предпоследней симфонией аферы: все, что в ней описано, и все дальнейшие выдержки из неё на самом деле не имеют никакого отношения к реальности и являются вымыслом. В книге рассказывается о секретных мастерах, ковавших уникальные шашки.
В тексте приводятся разнообразные истории со ссылками на поддельные документы.
Каждому мастеру здесь приписаны личные знаки, клейма, составляющие его фирменный почерк. Приложены фотографии и якобы исторические рисунки-зарисовки шашек с мельчайшими деталями.
В книге очень удачно обыгрываются все вымыслы и мифы, она пестрит именами разных геральдистов, историков, металловедов, мастеров, исторических лиц, чинов. Все выдуманы, а если и встречаются настоящие, то лишь для того, чтобы сделать правдоподобнее легенду.

По версии книги, все мастера давно умерли (на самом деле никогда и не жили). На страницах их описали умелыми, но неизвестными кустарями, так что проследить потомков или жизненный путь невозможно. Ниточка обрывается, ведь единственным источником информации о них служит книга «Коллекция 13». Сама книга якобы написана по запискам генерала, который также к моменту публикации давно умер. Найти какие-то исторические упоминания об этом генерале невозможно, издатель признается, что знаком с ним был лишь заочно.
Это опять же «удобная» деталь, которая поясняет читателю причину мало данных о мастерах и их отсутствия где-либо, кроме книги. На страницах указано, что вся изложенная информация хранилась у собирателей шашек в личных записях, передавалась на хранение из рук в руки и чуть ли не из поколения в поколение.
Знакомые с работами ремесленников коллекционеры многократно пытались через музеи и газеты открыть миру малый фрагмент истории русского оружия, но получали отказ.

Никто точно не знает, сколько «новодела» мошенники продали своим жертвам под видом наградных шашек столетней давности после выхода книги. Дымка тайны могла бы продержаться вокруг фигурантов аферы дольше, но в 2006–2007 годах на сетевых оружейных форумах отдельные страницы книги и фотографии подверглись критике и насмешкам.
Одна из самых удачных шуток такова: Силин придумал ножны для водолазного ножа задолго до того, как появился сам водолазный нож. Что касается пластунского ножа, то ни на одной фотографии казаков его нет. Шашки есть, камы и бебуты есть, а пластунских ножей — ни одного. И какой казак, привыкший носить кинжал за поясом, будет двумя ремнями привязывать ножны к бедру на манер Лары Крофт?

Да, ни один из 13 мастеров, указанных в книге, не существовал вообще, и это факт. В Златоусте никто не знает ни одного из них, и это, по крайней мере, очень странно. Мастер, который делал оружие на регулярной основе и которому доверили изготовление наградного оружия, не упомянут нигде, кроме одной-единственной книги-каталога? Быть такого не может!
Андрей Болдырев, автор цикла передач «Горячий интерес к холодному оружию», рассказал об этом. Журналист сообщил, что ни один из «коллекционеров», которым не понравилось, что «Коллекция 13» стала предметом насмешек, не решился отдать шашки или пластунские ножи на обследование.
Болдыреву предложили на спор сдать шашку на экспертизу в ГосНИИР, Государственный исторический музей, Златоустовский краеведческий музей или в Артмузей.
В книге сказано ещё, что обладателю шашки из «Коллекции 13» не нужно пытаться легализовать её или регистрировать через милицию, а также продать через антиквара, так как владелец либо обманут, либо обворуют, либо даже упрячут за решетку. Нужно подождать несколько лет, когда о кустарях станет известно во всей России.
Многие обманутые не желали слушать мнения со стороны. А теперь, когда упоминание «Коллекции 13» у знающих людей вызывает легкую улыбку, миф о пластунском ноже зажил отдельной жизнью, совсем в другой категории. Это позволяет кузнецам продавать свои поделки (возможно, качественные) в куда более нескромном ценовом диапазоне, опираясь на историческое прошлое.