Между собакой и ее владельцем в идеале формируется крепкое взаимопонимание без слов. В таких случаях бывает достаточно полувзгляда, и собака реагирует на непредвиденную ситуацию под контролем человека.
Фото CRYROLFE/flickr.com (CC BY 2.0)
Новичок в кинологии может не знать навыков обучения простейшим командам и полностью полагается на крепость поводка и ошейника. Так и будет потом всю собачью жизнь прикован к амуниции, боясь отпустить четвероногого друга побегать на свободе. Откровенных любителей свободного образа жизни (бродяг) среди собак не так уж и много. Обычно собака все же ориентирована на человеке, понимая его необходимость в своей жизни.
Неслучайно во время игр со щенком регулярно применяют прием спрятаться от него и ждать, когда испуганный щенок найдет своего главного человека в жизни. Данное короткое испытание для щенка поможет ему разбираться в запахах и дает возможность переоценки ценностей в его жизни.
Ведь чтобы не потеряться, обязательно надо найти знакомый запах хозяина и идти по его следу. Ясно, что в мегаполисе среди такого изобилия запахов трудно собаке найти дорогу к дому, но все же навык идти по знакомому запаховому следу очень важен.
Даже новичок хочет быть уверен в надежной реакции собаки на его зов, отпуская собаку побегать в компании сородичей для общения. Охотничьи собаки могут попасть в неприятные ситуации не только на улицах города, но и на охоте, где им дается некая самостоятельность в передвижении. Вот тут-то и скажется оплошность человека, если он не обучил собаку важной команде «ко мне!». Например, если ваш щенок вдруг заинтересовался бродячей собакой и решил подбежать к ней познакомиться, то не надо кричать: «Нельзя!» или «Тубо!» Это не тот случай. Только команда «ко мне!».
Упражнения по подходу к человеку очень важны и для щенка, и для старой собаки. Принципиальная значимость данной команды в умах владельцев может вырасти только после некоего произошедшего несчастья с его собакой, если последняя неуверенно отреагировала (вообще не отреагировала) на команду человека.
К пожилым и стареющим собакам следует относиться более внимательно, поэтому обычно громкие команды не нужны. Хотя из-за развивающихся возрастных изменений в органах чувств (слепота, глухота) собака может неадекватно отреагировать на ситуации, происходящие в окружающей среде. Прибавьте еще отдельные провалы в памяти у старой собаки и поймете, что за старой собакой надо следить куда более внимательно, чем за щенком с неуемной энергией.
Еще раз повторим основы обучения данной важной команды. Во-первых, очень важен установленный ПОЗИТИВНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ человека с собакой. Возможные ошибки здесь исходят в большинстве случаев именно от владельца, НЕОСОЗНАННО сделанные, в дальнейшем все больше прибавляются в негативе для собаки. Щенок должен доверять рукам человека (наказывать только в момент совершения какого-либо действия, а не потом, по прохождении времени). Орудием наказания может быть свернутая в рулон газета, прутик, брошенный в туловище собаки комок земли и пр. Руками бить нельзя! Доверие щенка на всю жизнь будет потеряно!
Поэтому ничего смешного нет в поведении человека, который маленького щенка много поглаживает и разговаривает с ним, подбадривая его в общении с внешним миром, произносит его кличку и показывает ему навыки правильного поведения в разных ситуациях. Профилактическое поглаживание собаки по всему туловищу и простейший массаж только помогут закрепить доверительные отношения с человеком.
Уверенный и надежный контакт с человеком складывается в чувствительную фазу развития собаки — между третьей недели жизни (в зависимости от породы собак и развития в тех или иных условиях — питомник или городская квартира) и 12–16 неделями. Если щенки одного помета подходят по примеру старшей собаки на определенные сигналы человека — манящие (зазывающие), да еще если человек присел на корточки и приглашает к корму или игре, то в будущем проблем с подходом по команде «ко мне!», возможно, не будет.
Опять повторю, если будущий владелец такого щенка не перестанет с ним заниматься терпеливо и ласково. Положительная связь команда — ответная реакция часто устанавливается именно на еду, поэтому новые владельцы щенков по рекомендации опытного заводчика обязаны последовательно развивать правильное обучение собак.
В 2004 году я столкнулась с необычной для меня проблемой. Мне отдали двухлетнего кобелька борзой. Вероятно, он успел до меня поменять нескольких временных хозяев и был благополучно возвращен к старому владельцу. Несчастная собака сразу полезла ко мне на колени и прижалась ко мне, как бы чувствуя поддержку и участие, а главное, защиту в незнакомом ей человеке.
Вообще сейчас привычным явлением стало отдавать породистых собак с документами и наградами после 2-3 лет содержания даром, как принято говорить — «в добрые руки». Конечно, это лучше для животного, чем сразу его отвезти на усыпление или привязать где-нибудь в лесопарковой зоне к дереву на верную смерть. Но новый владелец не всегда осведомлен о состоянии физического и психического здоровья такого бесплатного животного.
Появившись на новом месте жительства, собака вела себя очень уверенно, показывала желание общаться с чужими для нее людьми, ходила везде за мной, как хвостик, постоянно сидела у меня на коленях, ласкалась и совершенно не реагировала на свою кличку. А команда «ко мне!» выполнялась так: собака сразу ложилась на пол и ползла к человеку, вероятно, ее били при выполнении такого упражнения, приятного для щенков и молодых собак.
Поскольку собака все же постоянно вертелась рядом со мной, надобность на первых порах в команде «ко мне!» отпадала, оставалось только наблюдать и собирать информацию. Скоро выяснилась еще более серьезная проблема: у собаки начались приступы эпилепсии, о которых старый владелец не предупредил.
После пары лет общения и лечения мы нашли взаимопонимание, которое и первоначально было неплохим. Однако, когда собаковод сам лично воспитывает и обучает щенка, он уверен в какой-то мере в поведении своего питомца в тех или иных ситуациях. А когда тебе достается чужая собака с грузом чужих, неизвестных тебе ошибок и в воспитании, и в содержании, то приходится стать зоопсихологом и перевоспитывать новую собаку под свои требования и возможности. Самое главное — СОЦИАЛИЗАЦИЯ собаки в новых для нее условиях. А данная важная проблема тоже начинается с возраста щенка.
Такое обучение особенно важно при совместном общении щенков на прогулках. В социальных играх щенка со взрослыми собаками устанавливаются нормы поведения молодых собак в стае. И владелец щенка руководит и помогает своему питомцу в характерных навыках общения и с сородичами, и с другими людьми.
Недопустимо, чтобы ваш питомец, например, постоянно задирал других щенков и побеждал их. Драки среди щенков надо пресекать. Другое дело, ритуальное знакомство, состоящее из определенных поз и звуков, но без драки. Встретились, обнюхались и мирно разошлись (или стали вместе играть). Общение и воспитание взаимосвязаны между собой. Учтите, что для этих процессов нет выходных дней и отпусков, только труд и труд…
В европейских странах существуют специальные школы для щенков (возраст 8–16 недель), затем собак переводят в группу молодых собак. Любопытный факт: заводчики разных пород собак не считают зазорным постоянно курировать своих щенков после продажи разным людям. Они регулярно проводят совместные прогулки щенков одного помета, дни открытого посещения своего питомника (как бы посиделки со своими собаками на наш, русский, манер).
В настоящее время многие кинологи увлечены дрессировкой собак с помощью кликера, данное направление развивается и в России. Хотя даже обывателю стало заметно в последние годы, что количество дрессировочных площадок в городах страны резко сократилось. А огороженных мест для выгула собак и того меньше. Тогда возникает закономерный глупый вопрос — «Зачем тогда вообще дрессировать собак?».
Ответ простой: «Для взаимопонимания собаки и человека». Только через разнообразные формы общения с помощью многочисленных приемов можно развивать умственные способности щенка и взрослой собаки. Нет ничего неприятнее, по мнению и европейцев, и россиян, чем невоспитанные дети и собаки. В таких случаях посторонние люди обожают давать советы, ничего не понимая в детской психологии и педагогике, а в отношении собак — абсолютные неучи.