Не так давно глава СК А. Бастрыкин выдвинул идею о возвращении контроля за оборотом оружия в МВД. Я не только согласен с этим тезисом и всячески его поддерживаю, но и высказывал эту же идею задолго до Бастрыкина.
Фото Bemep/Flickr.com (CC BY-NC 2.0)
Передача лицензионно-разрешительной системы в войска национальной гвардии была большой ошибкой.
Дело в том, что лицензионка — хлебное место.
Но не оборот гражданского оружия, а контроль за ЧОПами (частными охранными предприятиями).
Вот где деньги!
Одно получение лицензии на частную охранную деятельность чего стоит!
А ведь каждый ЧОПовец должен ЕЖЕГОДНО продлевать лицензию. И это не бесплатно. И это для всех.
Я — пенсионер ОВД. Отслужил 30 лет, но и мне, если я захочу лицензию частного охранника, надо пройти ПЛАТНОЕ обучение. А ведь есть 6 (!) разрядов частных охранников.Короче, денежное это дело.
А еще и надзор за деятельностью ЧОПов, их проверка и наложение взысканий за выявленные нарушения. А вот контроль за оборотом гражданского оружия уже не приносит большого дохода. Более того — одни проблемы.
Конечно, если забрать у подавляющего числа россиян огнестрельное оружие, то проблем, как в Казани или Перми, не случится.
«Мы являемся противниками распространения оружия, у нас общество еще не готово к этому ни экономически, ни психологически», — сказал на заседании СФ директор войск национальной гвардии В. Золотов. Понятно, что эти нецивилизованные россияне не готовы владеть оружием.
Нельзя этим оружие давать. Отдельным личностям, за отдельную плату, можно. Вот и стреляются у нас из наградных пистолетов миллионеры и топ-менеджеры. Им и психологически, а главное, экономически — можно.
Но не про это я. Лично я — сторонник либерализации оружейного законодательства. Но это не значит, что я сторонник бесконтрольного распространения оружия. Я за то, чтобы разрешить охоту с 14 лет в сопровождении взрослых, разрешить короткоствольное огнестрельное оружия для граждан, ну и еще кое-что.
Но контроль за оборотом оружия быть должен! А вот этот-то контроль войска национальной гвардии обеспечить не могут. Почему? А у них инфраструктуры нет!
Конечно, в каждом отделе полиции или почти в каждом сидит один или два инспектора лицензионно-разрешительной системы, которые принимают от граждан документы, направляют запросы по проверкам, выписывают разрешения гражданам. Но осуществляют ли они контроль за оборотом оружия?
Инспекторы загружены текучкой, у них нет времени, как положено, выходить на территорию и осуществлять проверку владельцев оружия, кандидатов, условия хранения и т.д. Но ведь есть участковые! Более скажу, еще осталось немного постовых, да и опера пока еще существуют. Но они служат в полиции и НИКАКОГО отношения не имеют к национальной гвардии.
Надо понимать, что это два разных ведомства. И у них два абсолютно разных руководства, разные задачи, показатели. Пока еще сотрудники более или менее контактируют, находясь в одном здании.
Но, например, в САО г. Москвы лицензионка, еще находясь в МВД, отделилась и находилась в отдельном здании. Там, я думаю, связи уже полностью разорваны. Но почему так?
Все очень просто. У сотрудников МВД свое начальство и свои показатели, и проблемы другого ведомства их абсолютно не волнуют. Ну или волнуют, но по остаточному принципу. Например, выехал наряд ППС по адресу: пьяный муж с женой поругался.
фото: fotolia.com
Пока наряд приехал, страсти улеглись, заявления не последовало или муж успокоился. В общем, никого не задержали, заявление не поступило. Наряд вернулся в отдел, написал рапорт и забыл. А муж — владелец оружия. Кто-нибудь сообщит сотрудникам нацгвардии об инциденте? Скорее всего — нет. И как об этом узнают лицензионщики?
Нет, конечно, я не считаю, что семейная ссора может быть причиной изъятия у гражданина оружия, но обратить внимания на это нужно. И кто этим займется? А по-хорошему надо опросить соседей, жену, домочадцев на предмет поведения владельца оружия. Провести с ним профилактическую беседу. Кто этим будет заниматься?
Есть, конечно, в системе войск национальной гвардии многочисленное подразделение — отдел вневедомственной охраны. Конечно, они могут приехать по адресу и проверить условия хранения оружия, но у них другие задачи — охрана объектов. И времени у них на это немного, кто будет на сигнализации ездить?
Можно приехать между адресами и проверить условия хранения, но вот времени на опрос соседей времени точно не будет. Да и оперативную информацию они собирать не имеют права. А информация — самое ценное. В моей практике был случай. Участковому поступила информация, что у одного гражданина «крыша поехала». А гражданин был владельцем оружия.
И вот «голоса» сказали гражданину убить соседа. Я выезжал на место происшествия, не самая приятная картинка: спящему соседу гражданин из ИЖ-43 всадил в голову две пули 12-го калибра.
Виноват ли был участковый? Это было в 90-х, и что он мог тогда сделать? Изъять оружие? На каком основании? Сейчас другое время, другое законодательство, но МВД и войска национальной гвардии — разные ведомства.
Когда лицензионка будет в составе МВД, прохождение информации между сотрудниками одного ведомства будет проходить, естественно, и без ведомственных преград. А информация в профилактике правонарушений в сфере оборота оружия очень важна.
Информация будет поступать и от ППС, и от участковых, да и опера могут поделиться информацией. Опять же, кто будет проверять кандидатов на приобретение оружия? Участковый — наиболее подходящая кандидатура. Есть, конечно, и тут свои подводные камни.
Участковые — единственное подразделение МВД, которое подверглось минимальному сокращению. Если, скажем, службу ППС в Москве почти уничтожили (один или, в самом лучшем случае, два экипажа на территорию отдела, — это развал службы), то количество участковых более или менее сохранилось. Но участковых часто используют не по назначению.
Сотрудники уходят в отпуск или болеют, да и некомплект постоянно существует. Нагрузка на сотрудников достаточно высокая. Плюс куча писанины: ответы, отчеты, планы и т.д. Понятно, что участковый больше времени проводит за компьютером, чем на территории. И тут необходимы изменения в МВД, но это тема отдельного разговора.
Конечно, войска национальной гвардии, ее руководство, вряд ли захочет отдавать лакомый кусочек, но можно разделить ответственность: ЧОПами и всем, что с этим связанно, пусть нанимаются нацгвардейцы, они имеют право оказывать услуги на коммерческой основе, а оборотом гражданского оружия и надзором за его оборотом займется МВД.
По моему мнению, это будет эффективно. Конечно, необходимо реформирование МВД, не то «реформирование», которое проходит в последние 20 лет, где только сокращение, усиление нагрузки, систематическое нарушение трудовых прав, мизерное денежное содержание, отсутствие жилья, нищенские пенсии и т.д. Нет, необходима настоящая реформа.