Массовое производство сделало одежду и обувь доступной. Какой ценой это достигается — другой вопрос. Однако очевидно — сегодня любой может позволить себе не занашивать свою одежду до дыр, а регулярно заменять ее на новую: H&M, Zara есть почти в каждом более-менее крупном городе мира. Низкие цены на обувь, произведенной на азиатских фабриках, позволяют нам менять ее каждый год. Более того, покупать дорогую обувь опасно: в час-пик в метро вам ее безжалостно оттопчут и не спросят, сколько вы за нее заплатили. Как следствие, сегодня мы видим в толпе либо новенькие туфли с дешевым блеском, либо того хуже — дешевую и старую уродливую обувь. Почти не встретишь ухоженные качественные чистые ботинки — это редкость. А между тем, хорошие старые башмаки, пусть даже с заломами и царапинами дадут фору убогим новым безжизненным туфлям.
Да, сколько за вещами не ухаживай, рано или поздно им придет конец, но где та грань, которая отделяет винтажный шарм, симпатичные потертости на одежде и обуви от критического состояния вещей, когда есть только один выход — мусорная корзина?
Прежде всего, предлагаю воспринимать одежду как продолжение нашей телесности, то есть ту естественную оболочку, которая одновременно и укрывает нас от холода, и украшает, и стремится выразить нас. Одежда не панцирь, не скорлупа, защищающая нас от мира; ее цель — стать чем-то родным и естественным, она не должна сковывать и мешать нам. Именно поэтому настоящей элегантности чужды излишний педантизм и аккуратность. И именно из маленьких знаков жизни — царапинок, потертостей — складывается характер предмета, его душа.
Это понимали уже во времена Браммела, когда мода начала сворачивать в сторону современного скромного костюма:
“Есть <…> рассказы о том, как денди протирали костюм наждаком, чтобы придать ему потертый вид, или давали разнашивать новый фрак лакею. Появиться в новом, с иголочки, костюме у них считалось признаком дурного вкуса.”
Вот еще один показательный отрывок из книги Ольги Вайнштейн “Денди”, где философия поношенной одежды выражена предельно красиво:
“Но нельзя не отметить, что в эстетическом плане Барбе, возможно, одним из первых в XIX веке почувствовал вкус к исчезающему, испаряющемуся объекту, чья прелесть — в вибрирующем контуре, в нежном мерцании формы на грани бытия и небытия. Наш век только довел до конца этот игровой нигилизм, придумав после Ницше деконструктивизм в философии и небрежно-рваный шик авангардной богемы. От поношенных фраков мода сравнительно быстро пришла к потертым джинсам, чтобы потом достичь кульминации в стиле grunge, где живописные прорехи в одежде — синдром иронического нонконформизма.”
Итак, как определить ту самую “грань бытия и небытия”? Другими словами, когда стоит привести вещь в порядок, возродить к жизни, а когда лучше выбросить?
Здесь уместно будет вспомнить о чувстве меры, которая у каждого своя. Только вы сами по-настоящему верно сможете уловить этот момент: вы знаете свой образ жизни, ситуации, в которых будете носить ту или иную одежду, вы знаете себя. Но все же приведем здесь некоторые субъективные рекомендации.
Во-первых, заметно поношенная одежда или обувь должна вписываться в стиль всего комплекта. Сюда входят гранж, панк, рабочий (work wear) или любой винтажный стиль. Также это может быть оригинальный эклектичный стрит-фэшн образ.
Понятно, что строгий классический костюм и видавшие виды ботинки не найдут между собой общего языка. Здесь подобные эксперименты, скорее всего, потерпят неудачу. Более того, даже небольшие потертости на классической обуви могут быть некорректной деталью. Это лучше исправлять:
Заломы — неизбежная вещь, которая появится со временем, но ее не стоит бояться. На качественной обуви это будет смотреться органично:
Случай, когда на туфлях начинает трескаться краска, конечно, недопустим. Но чаще всего такое происходит только с дешевой некачественной обувью, либо в результате полного отказа от ухода за обувью.
В подтверждение мысли об индивидуальном восприятии допустимой стадии состаренности вещей приведу фото двух пар ботинок Скотта Шумана (Sartorialist), известного стрит-фэшн фотографа, которые он выложил в своем блоге. Это американские туфли Alden из кордовской (конской) кожи. Надо сказать, не все комментаторы были солидарны с ним во мнении, что пара ботинок слева — приемлемый вариант (даже в соответствующем образе). Действительно, как минимум замена подошвы им бы не помешала.
Поверхностные царапины и потертости никогда не испортят вид рабочих ботинок (Timberland, Red Wing), и даже наоборот, улучшат его.
Единственный момент, который относится к любой обуви — обязательно ухаживайте за ней. Только ухоженные старые ботинки будут смотреться красиво. Уход чаще всего состоит лишь в своевременной чистке и увлажнении кремом кожаной обуви. Иногда появляется необходимость покупать новые шнурки.
Зачастую для того чтобы привести обувь в боевую готовность, достаточно сменить подошву. Например, у этих винтажных ботинок времен Второй мировой заменили подошву и покрыли кремом. По всей видимости, прослужат они еще не один десяток лет.
В каких же случаях не стоит сомневаться и можно с холодным сердцем расстаться с обувью? Это нужно сделать, если нет никаких шансов ее отремонтировать:
Кожаные ремни и сумки — превосходный материал для превращения их в красиво состаренные элементы вашего гардероба. Время от времени их стоит протирать кремом и при необходимости подкрашивать (подробнее об уходе за кожаными изделиями читайте в блоге нашего магазина). Но помните — только качественный аксессуар из кожи будет стареть надлежащим образом — приобретать с годами красивую патину.
Также не забывайте о соответствии стиля остального вашего комплекта:
Потертый ремешок будет отлично смотреться с винтажными часами:
Одежда из денима — это та область, где почти нет границ. Джинсы и джинсовые куртки, можно сказать, и существуют для того чтобы состариться и нахватать потертостей и дырок, это их суть, так как изначально этот вид одежды был создан для грубой работы. Надо сказать, что это справедливо только для расслабленных кэжуал комплектов.
Однако, как всегда, следует различать такой стиль от более сдержанных, смарт образов. Например, когда вы надеваете джинсы с рубашкой, галстуком и пиджаком. В этом случае любые слишком distressed джинсы будут неуместны.
Ситуации, когда потертости и прочие недостатки в одежде недопустимы, чаще всего относятся к классической или кэжуал одежде, которую носят на работу в офис, на различные формальные мероприятия и прочие случаи, когда аккуратный внешний вид требуют приличия. К недостаткам, требующим вмешательства, можно отнести:
- Само собой, любые дырки, даже если они незаметны (например, на носках), — из-за этого можно попасть впросак.
- Потертые лоснящиеся рукава пиджака или свитера в районе локтя
- Растянутый трикотаж
- Обитые манжеты рубашки (чаще всего это происходит от длительного соприкосновения манжеты с часами)
- Пожелтевший воротник рубашки (в месте соприкосновения с шеей)
- Стертые набойки на обуви, а также вышеупомянутые проблемы с подошвой и трещинами на коже
Какие можно сделать выводы?
- Не торопитесь выбрасывать одежду или обувь с недостатками. Подумайте, как можно исправить. В большинстве ситуаций решение будет найдено. Вы можете не надевать поношенную одежду, например, на собеседование, зато она прекрасно впишется в повседневный гардероб.
- Чтобы одежда, обувь или аксессуары приобретали со временем привлекательный винтажный вид, необходимо, чтобы они изначально были качественными. При наличии средств лучше покупать не много дорогих вещей, чем много дешевых.
- Новая вещь из магазина не обладает той притягательной аурой, которая приобретается с годами ее использования. Даже очень качественный предмет одежды и тем более обуви требует “обкатки”. И это еще один веский довод в пользу известного тезиса “лучше меньше — да лучше”.