Председателю Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П.Николаеву.
фото: Журавкова Антона
Уважаемый Николай Петрович!
На официальном интернет — сайте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации размещен проект федерального закона № 333436-7 «О внесении изменений в Федеральный закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части запрета применения контактных способов тренировки (дрессировки) животных)» (далее – Законопроект).
Из текста Пояснительной записки к Законопроекту очевидно, что Законопроект подготовлен без достаточной проработки проблемных вопросов, а аргументы носят сугубо эмоциональный характер.
В Пояснительной записке отсутствуют статистические и иные данные, позволяющие дать оценку необходимости принятия Законопроекта, в частности — установления законодательных ограничений тренировки собак и социально-экономическим последствиям этого шага.
- не приведены данные по числу испытательно-тренировочных станций, предоставляющих услуги по нагонке и натаске собак охотничьих пород, нет анализа их работы.
- нет сведений о количестве содержащихся в неволе животных, используемых для тренировок собак и их видах. Отсутствуют факты и статистика негуманного отношения к животным.
- нет ссылок на акты обследования животных, у которых «вырваны когти, зубы», доказательства того, что животных, используемых для тренировок собак, морят голодом.
Таким образом, информация о том, что животные, используемые в тренировках собак, содержатся без еды, воды, в тесных клетках, без движения, что им не оказывается ветеринарная помощь, ничем не подтверждена.
Полагаем, что текст Пояснительной записки к Законопроекту может дать депутатам Государственной Думы искаженное представление как о состоянии проблематики Законопроекта, так и о путях их решения.
Непосредственно по тексту Законопроекта сообщаем следующее.
1. Закон об охоте, равно как Законопроект не содержат расшифровки понятия «физический контакт», который используется в Законопроекте. Понятие и критерии жестокого обращения с животными, критерии гуманности также отсутствуют.
Все это неминуемо повлечет расширительное толкование терминов следовательно и создаст широкое поле для коррупции.
2. Редакция п. 1 ст. 1 Законопроекта не позволяет уяснить с какими именно животными требуется предотвратить жестокое обращение: с собакой охотничьей породы (это тоже животное) или с животным, используемым при обучении?
«Собаки охотничьих пород» в России официально отсутствуют, поскольку нет перечня пород, надлежащим образом составленного и утвержденного.
3. Редакция части 3 ст. 1 Законопроекта также требует уточнения.
Текст составлен некорректно: подготавливаются и обучаются (дрессируются) собаки охотничьих пород и ловчие птицы, но не животные. Неясно, кто, как и чему собирается обучать (дрессировать) животных? Чему можно обучить в вольере медведя или лисицу?
Законопроектом установлено, что услуги по подготовке и обучению собак и ловчих птиц будут оказывать только на объектах охотничьей инфраструктуры, перечень объектов охотничьей инфраструктуры утвержден Правительством РФ.
Вопросы обучения собак в охотничьих угодьях общего пользования и на территории охотугодий, где пользование животными осуществляется на основании долгосрочной лицензии, в проекте упущены.
По сведениям с международной конференции «Дичеразведение как способ сохранения охотничьих ресурсов. Современный подход. Технологии. Проблемы. Перспективы» (Голицыно, 2017) в России насчитывается около 220 вольеров для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях, расположенных на 64 тыс. га.(в среднем 292 га).
Из них почти половина, находится в Центральном федеральном округе. В Приволжском федеральном округе – 42, в Северо-Западном федеральном округе – 12 вольеров, в Уральском федеральном округе всего 10 вольеров. Всего 5 вольеров числится в Сибирском и Северо-Кавказском федеральных округах.
В Дальневосточном федеральном округе вольеры для разведения охотничьих ресурсов отсутствуют.
Самыми распространенными по численности видами охотничьих ресурсов, которые содержатся в полувольных условиях, не считая уток и фазанов, являются благородный олень (11102 особей), кабан (11002 особей), пятнистый олень (4839 особей), лань (1868 особей), косули (2818 особей), муфлон (883 особи), лось (172 особи).
Таким образом, подготовка и обучение собак будет законодательно невозможна на территории всех общедоступных угодий России (это более половины всех охотничьих угодий), а на значительных территориях закрепленных охотугодий в Сибирского Федерального окрга и ДВФО – практически невозможна, поскольку там отсутствуют вольеры.
4. Часть 4 Законопроекта предполагает запрет физического контакта с животным. Подготовить и обучить собак исконно русских пород (например, лаек, борзых) к охоте те виды животных, для охоты на которые они были выведены (медведь, кабан, лисица, волк) без физического контакта между ними в принципе невозможно. Такой запрет приведет к полной утрате племенной работы с российскими породами.
Применяются двойные стандарты к обучению собак: служебных собак (или беспородных собак) можно и нужно обучать с физическим контактом (иначе обучить, например, овчарку задержанию преступника невозможно), а охотничьих собак предлагают обучать задержать медведя или лося, кабана, волка без физического контакта.
Что за собака получится? Задержать зверя до подхода охотника она не сумеет, защитить его она тоже не сможет.
5. Положения части 5 Законопроекта вступают в противоречие с нормами ст. 49 Закона об охоте, которым предусмотрено, что содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются в целях размещения охотничьих ресурсов в среде их обитания или в целях их реализации в соответствии с гражданским законодательством.
Иных целей содержания животных в полувольных условиях законодательством не предусмотрено.
Представить себе содержание медведя в полувольных условиях затруднительно. Не представляется, каким образом можно осуществить на практике бесконтактную натаску лаек на медведя в питомнике, где, например, разводят пятнистого оленя.
Кроме того, из содержания Законопроекта неясно, каким образом подготовка и обучение собак и ловчих птиц на объектах охотничьей инфраструктуры будет способствовать исключению «жестокого обращения с животными»?
Каким образом в вольере можно исключить контакт между животными?
Создается впечатление, что вся деятельность по обучению охотничьих собак искусственно «загоняется» в вольеры, неясно с какой целью.
Законопроект, устанавливая запрет контактного обучения собак, уничтожает отечественное собаководство, наше национальное достояние, поскольку породы охотничьих собак выводились нашими предками в течение сотен и тысяч лет именно для использования на охоте.
Облаивать, кусать и хватать зверя – «конструктивная» особенность наших, российских, охотничьих собак, необходимых для охоты на многочисленных у нас крупных хищников (медведи, волки), которых в Европе практически нет.
На лицо лоббирование распространения английских, американских, немецких и т.д. пород на территории России. При этом распространение осуществляется путем уничтожения российских пород собак с целью их замещения.
Не учитывается, кроме того, что Закон об охоте не занимается правовым регулированием вопросов собаководства.
Полагаем, что Законопроект является составной частью воздействия на Россию наряду с санкциями, запретом олимпиады и др.
В то же время, Правила Международной кинологической федерации (ФЦИ http://fci.be/en/Earth-Dogs-61.html) таковы, что получить высший титул (Интерчемпион по рабочим качествам) даже норная собака может только при работе с контактом (русский перевод — http://rfos.info/cacit-interbau.html).
Правила международных состязаний в искусственной норе по лисице (InterBau) предусматривают прямой контакт собаки со зверем, как в процессе поиска, так и на завершающей стадии (хватка или выгон из норы).
Уважаемый Николай Петрович!
Мы просим Вас, с учетом необходимости более глубокой проработки Законопроекта и учета социально-экономических последствий, воздержаться от направления Законопроекта № 333436-7 на рассмотрение Государственной Думы.
Президент Росохотрыболовсоюза Т.С.Арамилева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении
охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации» (в части запрета применения контактных
способов тренировки (дрессировки) животных)»
Законопроект разработан в целях установления дополнительного регулирования использования животных при подготовке и обучении (дрессировке) животных для охоты.
В настоящее время в России существуют испытательно-тренировочные станции и объекты охотничьей инфраструктуры в охотничьих угодьях, которые предоставляют услуги по нагонке и натаске собак охотничьих пород и по подготовке, тренировке (дрессировке) собак в иных целях (выставки) с использованием диких животных, содержащихся в неволе, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
В процессе таких тренировок дикие животные получают серьезные травмы, увечья и зачастую погибают. Для того, чтобы крупный хищник не нанес травм собаке при тренировке, животных калечат (вырывают когти, зубы), морят голодом.
Такие станции и такие тренировки давно уже не отвечают требованиям гуманного
и развитого общества. Практически во всем мире контактные способы тренировки
охотничьих собак не используются.
Законопроектом предлагается изменить существующую систему по подготовке, тренировке (дрессировке) собак и птиц для дальнейшего их использования в охоте на более гуманную систему, исключающую жестокое обращение с животными.
В первую очередь, законопроект предлагает определить требования к питомникам и вольерам в которых содержаться дикие животные, используемые в тренировках, а также порядок их содержания и разведения.
Отсутствие в настоящее время таких требований также приводит к серьёзным деструктивным последствиям: животные содержаться без еды, воды, в тесных клетках, без движения, им не оказывается ветеринарная помощь.
Согласно законопроекту, такие требования будет устанавливать федеральный орган исполнительной власти.
Касаемо самих тренировок, предлагается установить требование, при котором физический контакт между животными будет запрещен, как будут запрещены и все методы, предусматривающие жестокое обращение с животными (калечение, травмирование животных перед тренировкой).
На сегодняшний день в мире используются различные способы и методы тренировки собак, исключающие контакт между животными.
В Италии, например собак тренируют на следах, сделанных из искусственной крови, кожи животных и искусственного мускуса для тренировки нюха. В Швеции, Финляндии, Норвегии, Ирландии, Португалии и ещё примерно в 70 странах мира контактные тренировки либо запрещены, либо используются такие способы, при которых дикое животное не получает повреждений.
Например, для этого в норе устанавливают стекло, через которое собака видит хищника, однако не может ему навредить.
Также следует обратить внимание на то, что законопроектом запрещается тренировать собак, не отнесенных к охотничьим породам. Таким образом, необоснованная жестокость в отношении диких животных при подготовке собак к выставкам и иным мероприятиям будет пресечена.
Кроме того, законопроект четко определяет круг организаций, которые могут предоставлять такие услуги. Это могут быть только юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые заключили охотхозяйственные соглашения и имеют закрепленные охотничьи угодья.
Это будет способствовать ликвидации стихийных, действующих вне правового поля испытательно-
тренировочных станций.
Подготовленный законопроект будет способствовать формированию в стране цивилизованной и гуманной системы обращения с животными.