Правовые аспекты применения нарезного оружия на охоте

Правовые аспекты применения нарезного оружия на охоте

 

Частью 4, статьи 24 Закона «Об оружии», а также частью 3, статьи 40 Федерального закона «О животном мире» № 52-ФЗ (далее – Закон «О животном мире») установлено, что правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством Российской Федерации.

В настоящее время на территории РФ правила охоты регламентируются Типовыми правилами охоты в РСФСР, утвержденными приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 04.01.1988 г. № 1 (далее – Типовые правила). Данные Типовые правила были утверждены до введения в действие федеральных законов «Об оружии» и «О животном мире».

В этих правилах в статье 22.1 имелся запрет на применение для любительской и спортивной охоты малокалиберного нарезного охотничьего оружия под патрон бокового огня на всей территории РСФСР.

Данный запрет противоречил нормам, введенным в действие федеральными законами «Об оружии» и «О животном мире». По этому поводу мною было подано исковое заявление в Верховный Суд РФ, и решением Верховного Суда РФ от 13.08.2007 г. № ГКПИ07-385 мой иск был удовлетворен.

Пункт 22.1 Типовых правил охоты в РСФСР в части запрета на применение для любительской и спортивной охоты малокалиберного нарезного охотничьего оружия под патрон бокового огня на всей территории РСФСР был признан недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20.11.2007 г. № КАС07-581 решение Верховного Суда РФ от 13.08.2007 г. № ГКПИ07-385 было оставлено без изменения и вступило в законную силу.

В ходе судебного разбирательства по моему иску Верховным Судом РФ было установлено, что часть 4 статьи 24 Закона «Об оружии» не содержит запрета на применение огнестрельного охотничьего оружия с нарезным стволом, а лишь определяет, что правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством Российской Федерации.

И при таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что запрет применения для любительской и спортивной охоты малокалиберного нарезного охотничьего оружия под патрон бокового огня на всей территории РСФСР противоречит положениям Закона «Об оружии».

Также Верховным Судом РФ было установлено, что часть 3 статьи 40 Закона «О животном мире» тоже не содержит запрета на применение разрешенных орудий и способов добывания объектов животного мира, а лишь устанавливает необходимость принятия соответствующих правил их применения, утверждаемых Правительством РФ.

Правовые аспекты применения нарезного оружия на охоте

 

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с федеральным законодательством в течение трех месяцев с момента соответствующих изменений, произошедших в законодательстве РФ. Т.е. в данном случае отмен запрета на применение для любительской и спортивной охоты малокалиберного нарезного охотничьего оружия под патрон бокового огня в субъектах РФ должен быть произведен в срок не позднее 20.02.2008 г.

Поэтому в тех субъектах РФ, где территориальные Правила охоты не приведены в части отмены запрета на применение для любительской и спортивной охоты малокалиберного нарезного охотничьего оружия под патрон бокового огня в соответствие с решением Верховного Суда РФ от 13.08.2007 г. № ГКПИ07-385, охотникам необходимо направить обращения в прокуратуру с жалобой на неисполнения местной властью ст. 3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 г.

Если на данный момент в этих Правилах охоты субъектов РФ имеются запреты на применение нарезного охотничьего оружия других калибров, то также следует подать жалобы в прокуратуру на несоответствие местных Правил Типовым правилам охоты в РСФСР.

Учитывая, что в настоящее время полным ходом идет процесс разработки новых Правил охоты как федеральных, так и в субъектах РФ, хотелось бы напомнить разработчикам этих документов, что согласно ч.4, ст. 253 ГПК РФ решение Верховного Суда РФ от 13.08.2007 г.

№ ГКПИ07-385 не может быть преодолено повторным принятием такого же акта. То есть новые Правила охоты как федеральные, так и в субъектах РФ, содержащие любой запрет на использование на охоте разрешенного к применению нарезного охотничьего оружия, не будут зарегистрированы в Минюсте РФ или будут успешно оспорены в судах.

Фактом того, что оружие является разрешенным к применению на охоте, служит включение данного оружия в Кадастр оружия как охотничьего и приобретение его по лицензиям на охотничье нарезное оружие, выданным МВД РФ.

В этих новых Правилах разработчик может только установить правила применения нарезного охотничьего оружия, которые могут включать в себя ограничения по применению его при добыче конкретных видов животных и птиц в зависимости от мощности применяемых боеприпасов. То есть мне это видится как групповой перечень животных и птиц, которых можно добывать с помощью оружия под следующие патроны: .22LR, .22WMR, 5,6×39, .223 Rem, 7,62×39, .308Win, 7,62×54, .30-06 Spr.

Возможны, конечно, и другие разделения оружия и патронов по мощности, но ясно из вышесказанного, что никакие полные запреты на разрешенное оружие не имеют права на существование.

То же самое можно сказать о недопустимости запрета в новых Правилах на пневматическое охотничье оружие, которое также разрешено решением Верховного Суда РФ от 26.08.2005 г. № ГКПИ05-987.

И в заключение мне бы хотелось сказать разработчикам и тем, кто дает предложения к проекту новых Правил: хватит необоснованных запретов. Почему мы до сих пор «идем другим путем», чем весь цивилизованный мир. Смотришь ТВ канал «Рыбалка и охота» и видишь, как там, за бугром, охотятся с луками. А нам почему это нельзя? И кто доказал, что от выстрела из мелкашки, когда ты из стаи добыл одну утку, больше вреда, чем от выстрела по этой же стае «магнумом» 12 калибра.

Охотники и специалисты, давайте больше конструктивных предложений в новые Правила охоты в РФ. Ведь сейчас у нас всех есть реальный шанс создать Правила, которые не будут содержать надуманных запретов, которыми мы, ветераны, были обложены со всех сторон, как волки в окладе. Вспомните, сколько лет мы даже и мечтать не могли о нарезном стволе. А теперь вроде нас хотят вернуть в прошлое.

Почитайте РОГ-информ на 29 стр. газеты № 9 (709) за текущий год. Вместо того, чтобы наладить соответствующую работу охотнадзора, нам опять противозаконно пытаются запретить нарезное оружие. Интересно, сколько нарезных стволов было изъято у браконьеров в Курганской области, сколько конфисковано у них снегоходов, автомобилей?

По-видимому, немного, а ведь конфискация транспорта предусмотрена Законом «О животном мире». И если все эти меры будут применяться, то браконьеры исчезнут быстро, пешком они ходить не любят. А так ведь проще – провели проработку Правил охоты и решили запретить нарезное оружие. И что, браконьеры не будут охотиться?

Им этот запрет не указ. Ведь они и сейчас охотятся незаконно. Это же всем понятно. Так зачем вместо борьбы с браконьерами вводить противозаконный запрет на нарезное оружие.


Исходная статья