В старые времена русское название первого месяца осени звучало как «руин» или «рюин» (ревун) и связано было со звериным зовом любви (ревом). В это время у лосей начинаются брачные игры, турниры, сопровождаемые ревом рогачей. Народные прозвища — листопадник, златоцвет, хмурень.
фото: Семина Михаила
Это месяц, богатый дарами природы: «В сентябре и у воробья — пиво, и у ворона — копна».
Общая погодная примета сентября: чем он суше и теплее, тем зима наступит позднее.
Поздний листопад предвещает суровую зиму.
Первый Вселенский собор установил 14 сентября началом года в 1342 году, и Собор в Москве решил вести отчет года с это дня.
Однако в народе это не прижилось, церковное же новолетие и поныне начинается с этого дня.
В народе прозвали его Семен Летопроводец, считая его встречей осени — первыми Осенинами.
Полагалось «вытереть» с помощью двух дощечек «новый» огонь и с ним начать засидки или посиделки, то есть вечерние работы и беседы при «новом”, «чистом» огне. С этого события вели отсчет паутинному бабьему лету, продолжавшемуся до 21 числа.
Начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома, осуществляли обряд «пострига» (посвящения) мальчиков, достигших семи лет, в отроки, тем самым отмечая их другую роль в общине, вершили благотворительные дела.
К этому дню был приурочен очень древний забавный праздник — обряд похорон мух и тараканов. Возможно, когда-то он справлялся в честь языческого бога Белобога, очищающего землю от этой нечисти.
Второй праздник в сентябре приходится на 21 число — Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день праздновали вторую встречу осени. Рано утром женщины выходили на берега рек, озер и прудов встречать матушку Осенину овсяным хлебом и киселем.
В понимании русского человека ее образ сливался с образом Богородицы и обращались к ней так: «Богородица пречистая, избавь от маеты, надсады от души отведи, мое житье-бытье освети!» По обычаю в этот день все родные и знакомые приходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму».
Молодая хозяйка готовила особый пирог круглой формы и зазывала гостей: «К нашей хлеб-соли милости просим!»
После сытного обеда молодая хозяйка должна была показать дом, а ее супруг — двор, амбар, сараи, сад и угощать пивом своего приготовления. С 21-го считалось: «Всякому лету — аминь». Осень полностью вступала в свои права.
27-го — по-народному Сдвиженье: «Сдвиженье тепло сдвинет, холода надвинет».
По церковному календарю Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. День считался окончательной встречей осени — последними Осенинами. Повсеместно начинались «капустницы» — девичьи вечеринки, молодежь ходила из дома в дом капусту рубить (капустинские вечерки длились две недели).
Это было своего рода священнодействие: капуста считалась пищей богов, и славяне первыми научились квасить и запасать ее впрок. Совершали еще один древний обряд — крестовый. Знак креста с древнейших пор являлся символом Солнца. На Воздвижение он приобретал магическое воздействие, излучая охранительную силу.
Кресты вырезали из дерева, клали крест-накрест ветки рябины, рисовали их в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах и тому подобное.
На Сдвиженье, по народному поверью, змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну Ирием (в христианстве слово приняло понятие «рая»). Поэтому им устраивались проводы с просьбами передать послания ушедшим в мир иной. Завершались полевые работы, последняя копна «с поля сдвинулась».
Любопытны некоторые сохранившиеся в народной памяти обряды, связанные с угасанием природной жизни в связи с наступлением холодов. Считалось, что в это время творят свои последние проделки лешие.
В ночь на 4-е сентября они выходят на луга, забираются на гумна и играют со свежей соломой, наговаривая, от чего крестьянину нужно было уберечься. Надев вывороченный овчинный тулуп, с обвязанными полотенцами-оберегами головами, всем селом выходили в ночное.
Вокруг полей, строений кочергами очерчивали магические круги, произнося заклинания. Для добрых духов были свои обрядовые слова: «Поздравляю тебя, батюшка Овин, с праздником, желаю тебе долгого стояния, а нам бы хлеб сушить и молотить во здравие».
По окончанию жатвы всей деревней варили пиво, вокруг селения делали опашку, изгоняя из него Кумоха, после делили пиво по домам и отдыхали от трудов праведных два-три дня.
На Ивана Постного (11 сентября), по церковному календарю, великий праздник Усекновения Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня, Иоанна. День проходил в строжайшем посте, и остерегались всего круглого: рубить капусту, есть репу и прочее. 19 сентября — Михайлов день, День братчины.
Братчина — сход, на котором решались семейные и частные дела. После братчины устраивали угощение, ставили мирскую свечу в храме и молили о ниспослании всех благ. Работать на Михайлу не полагалось. Нехорошей приметой считалось мыть в этот день голову — из опасения «смыть ум».
20 сентября — день памяти преподобного Луки — в практичном народном сознании ассоциируется с луком. «Лук в косицы плетут девицы», — говорили об этом дне. Было нельзя есть лук нового урожая, пока он весь не убран с гряд — не то весь посохнет.
Начинались осенние «скотские» базары. Хорошая примета: купить овса и накормить первую встречную лошадь — к достатку. Начиналась торговля луком.
24 сентября — день памяти Феодоры Александрийской. «На Федору лето кончается, осень начинается», — так говорили в народе, порой добавляя: «Не всякое лето до Федоры дотянет». Дожди, слякоть, непогода. Начиналась торговля горячими напитками.
С наступлением холодных дней квас и сбитень переставали пользоваться спросом, а вот горячий сбитень прекрасно согревает в осенние и зимние холода. Торговцы сбитнем из суеверия клали под бочку монеты — чтобы верная прибыль шла.
А покупатели держали монету прижатой ко дну кружки — таким образом каждый соблюдал свой интерес.
28 сентября — день памяти великомученика Никиты. В народе именуется Никита Гусепроводец. «Гуси на хвосте зиму тащат». Время умилостивить водяного: вымыть избу и самим в баньке попариться.
Камень сентября — сапфир (цвет осеннего неба), цветок — астра.