Профессия — егерь. Не забыла ли о ней Россия?

Изображение Профессия — егерь. Не забыла ли о ней Россия?
Фото автора.

Именно на них держалось и будет держаться отечественное охотничье хозяйство. Лес для них и дом, и рабочий кабинет

Какие бы решения не принимались на самом высоком уровне, какие бы законы и инструкции не издавались, без непосредственной охраны, биотехнических и воспроизводственных мероприятий в угодьях, того, что ежедневно выполняют тысячи егерей по всей стране, сохранение и рациональное использование природных ресурсов невозможно.


В то же время, несмотря на важность этой работы, ее престиж весьма низок. Причем нередко даже наниматели — руководители охотхозяйств — недооценивают роль грамотного егеря, считая, что на эту должность можно брать почти кого угодно.

Объяснений этому более чем достаточно: сокращение сельского населения, кадровый голод, низкие зарплаты, искусственно сформированное негативное отношение в обществе к охоте… Тем удивительнее, когда узнаешь, что еще находятся молодые люди, которые осознанно выбирают специальность егеря и получают профильное образование.

Отмечу: речь идет не о покупке в рассрочку корочки заочных курсов какого-нибудь частного учебного заведения, а о полноценном очном обучении. Именно так готовят егерей и лесников в Могилевском государственном профессиональном агролесотехническом колледже им. К.П. Орловского (Республика Беларусь), выпускники которого трудятся сегодня не только в Беларуси, но и в России, и в Казахстане.  

Изображение Директор колледжа Михаил СОСОНКО. Фото автора.
Директор колледжа Михаил СОСОНКО. Фото автора. 

Первое, на что обращаешь внимание, впервые переступив ворота колледжа, — это чистота и порядок на территории. А ведь здесь помимо учебных корпусов огромный мехдвор с гаражами, два общежития, клуб, музей под открытым небом, тир, учебная площадка под биотехнические сооружения и многое иное. Дисциплина вызывает уважение. Праздно гуляющих здесь нет. С раннего утра и до отбоя с учащимися постоянно находится кто-либо из взрослых. Все заняты делом. Но уникален колледж тем, что в качестве учебной лаборатории рядом находится зоосад площадью более 120 га.

В свое время Георгий Малиновский (директор колледжа с 1987 по 2021 год) так объяснял появление зоосада: «Мы ведь выпускаем в большую жизнь высокопрофессиональных лесников, егерей. Они у нас учатся не по книжке и компьютеру, а на живых примерах».

Без практических навыков обращения со зверями и птицами, знаний их повадок, специфики питания, особенностей поведения специалистом не стать. Работа в зоосаде — обязательный элемент обучающей программы колледжа.

Изображение Ветврач Алена БОБКОВА. Фото автора.
Ветврач Алена БОБКОВА. Фото автора. 

Как рассказал директор колледжа Михаил Сосонко, на специальность «лесное хозяйство» поступают ребята мотивированные, до этого, как правило, принимавшие активное участие в работе школьных лесничеств, из семейных династий работников леса. Случайных людей здесь нет. Большинство из сельской местности, почти четверть — девочки. Конкурс — два человека на место.

Учебными планами предусмотрено изучение таких специальных предметов, как охрана и защита леса, деловые коммуникации, нормативно-правовая документация в лесном и охотничьем хозяйстве, основы охотоведения, биология охотничьих животных, организация и технология работ в егерском обходе, лесоэксплуатация с основами товароведения, производственное обучение и практика. За колледжем закреплено охотничье хозяйство, где учащиеся проводят биотехнические мероприятия, осваивают охотничьи премудрости. С учетом законодательных ограничений в сфере оборота охотничьего оружия учащиеся знакомятся с гладкоствольным и нарезным охотничьим оружием.

Изображение Учебный класс. Фото автора.
Учебный класс. Фото автора. 

Ежегодно учебные программы подлежат корректировке (актуализации). При необходимости программы практик согласовываются с организациями — заказчиками кадров.

Здесь следует отметить, что в Беларуси все выпускники получают распределение, а формирование учебных групп происходит на основе предварительных заявок предприятий. Например, уже сейчас в колледже знают, что через два года в определенном лесхозе будет вакансия егеря, и они подготовят для них специалиста.

По окончании обучения выпускники с квалификацией «егерь» готовы грамотно осуществлять охрану диких животных, вести их подкормку, учет запасов кормов, контроль над их использованием. Они должны уметь выявлять места обитания «краснокнижников», обеспечивать их учет и охрану, организовывать и проводить индивидуальные и коллективные охоты, следить за исполнением природоохранного законодательства, проверять товарные, бухгалтерские и иные документы, относящиеся к заготовке, переработке и сбыту продукции охоты, проводить разъяснительную работу среди охотников и местного населения по вопросам охотничьего законодательства, наконец, осуществлять взаимодействие с другими контролирующими органами.

Как видим, спектр изучаемых дисциплин широк. Он охватывает все актуальные направления, и, самое главное, учащиеся получают необходимые практические навыки в условиях, максимально близких к тем, в которых им предстоит работать. Можно ли это заменить заочным в несколько месяцев курсом, сомневаюсь.

И все же следует признать, что спрос на профессионально подготовленных егерей сегодня невелик. Объективно, охотничье хозяйство, как и лесное, нуждается в специалистах. Но выстроенная система управления и навязанный стереотип, что охота — это плохо, продолжают работать на деградацию как охотхозяйств, так и биоразнообразия в целом. А ведь на законодательном уровне за государством закреплено право собственности на вольноживущие виды охотничьих животных.

Обязанность по их сохранению и преумножению в закрепленных охотничьих угодьях возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. То есть егеря фактически выполняют государственные функции, но относятся к ним зачастую как к разнорабочим самой низкой квалификации. Да, отдельные примеры, когда руководитель какого-либо охотхозяйства действительно понимает и ценит егерский состав, привести можно, они есть, но это скорее редкость, чем правило.

Ожидать, что в ближайшее время ситуация с подготовкой профессиональных кадров для охотничьего хозяйства коренным образом изменится, не приходится. В итоге грамотные, с профильным образованием егеря становятся штучными специалистами.

Когда-то, без сомнения, охотничье хозяйство возродится и займет достойное место в экономике страны, но пока только от руководителей охотхозяйств зависит, будут ли востребованы те, кто действительно предан лесу и болеет за сохранение дикого животного мира, т.е. егеря.


Источник