Рыбак-добытчик и его место в современном мире

Для многих сегодня добыча связана с походом по магазинам. Добыть – означает попасть на распродажу, что-то купить по дешевке, выгодно сторговаться. Наверное, это тоже можно считать добычей, но я все же о несколько другом – добыче, как ее понимали наши предки, об активных занятиях, связанных с поиском и «изъятием» пропитания из дикой природы.

Фото: Владимир Супруненко.

Фото: Владимир Супруненко.

В том числе и из речных, озерных, морских вод.

Мой одноклассник, давно и прочно обосновавшийся в Канаде, когда приезжает на побывку на свою славянскую родину (правда, это случается все реже), первым делом берет удочку и идет на речку.

«Я не бедствую, могу себе многое позволить, но иногда так хочется встряхнуться, пробежаться по лесу, добыть грибков для жарехи, поймать хотя бы крохотную плотвичку», – признался он.

В отличие от монотонной, пусть даже сверх денежной, работы добыча, промысел – это наивысшее напряжение физических и духовных сил, одномоментное занятие, в котором преобладает интрига, игровой элемент, неожиданный поворот судьбы.

В этом и притягательность добычи. Правда, до тех пор, пока она… не превращается в тяжелый воз, который нужно тянуть и тянуть по разбитой жизненной колее.

В зависимости от толщины кошелька, возраста, здоровья величина добычи и ее цена в денежном эквиваленте может быть разной, но неизменной остается ее некая «духовная» сущность, ценность для добытчика, его радость и гордость.

Для пенсионеров, кстати, добыча хлеба насущного (в том числе, конечно, и рыбалка) – это и повод размяться, и способ подтвердить свою полезность, поднять настроение; для детворы в ней, прежде всего забава, а нередко и конкретная, ощутимая помощь взрослым. Если, понятно, и тем, и другим по силам и в охотку.

Племена, обитающие в джунглях, саваннах, пустынях, замкнутых горных долинах часто питаются исключительно тем, что удается добыть. Что добыл, то и пожил.

Многие живут бедно, сурово, примитивно. Но уж во всяком случае не бездельно и не скучно. Добыча и все, что с ней связано, скелет их жизни, ее изюминка, дрожжи, которые вызывают брожение жизненной энергии, не дают ей закиснуть.

Однажды, исследуя быт африканского племени, один этнограф спросил аборигенов, почему они не занимаются земледелием, огородничеством, а живут исключительно добычей диких плодов, охотой и рыбалкой.

На что получил такой ответ: «В природе нам всего хватает. Вы, белые, живете беспокойно и суетливо, озабоченные состоянием ваших грядок и нив, которыми владеете на правах хозяев. Хозяйкой же наших угодий является природа, мы только пользуемся ее дарами, просто ходим и просто собираем или ловим. И не переживаем, если возвращаемся с пустыми руками. Запасов хватает. Природа нас никогда не обижает. Знает, чего и сколько нам нужно, сколько достаточно».

Опыт добытчиков древности сегодня воспринят во многих уголках. Мне не раз приходилось путешествовать по Сибири, несколько лет назад даже на лодке сплавился по Енисею от Красноярска до Полярного круга.

Жители европейской ойкумены чуть ли не с пеленок заняты исключительно добычей денег. Тугой кошелек сегодня решает почти все их проблемы. В первую очередь съестные.

Сибиряки не обделены благами цивилизации, молочные реки которой растеклись по всей планете. Но в тоже время жители сибирских медвежьих углов, отдаленных от больших, связанных магистральными трассами городов (тех же северных енисейских деревень), не теряют связь с дикой природой, которая охотно и щедро делится с человеком своими дарами.

Мужчина-добытчик тут не только тот, кто хорошо зарабатывает, но и тот, кто на таежных огородах всегда найдет, что положить сразу в рот, а что сохранить «в год», про запас для семьи. Была б ухватка, прокормит лес и грядка.

А еще река. Батюшка-Енисей, как его громко величают. «Река угодна – боры есть, и рыба в той реке всякая», – сообщалось в старинных хрониках об этой удивительной водной магистрали. По причине этого рыбного изобилия голод никогда не свирепствовал в этих краях. Енисей был и остается кормильцем всех, кто связал с ним свою судьбу.

И сегодня, когда порушился старый уклад, в пустеющих енисейских деревнях от мала до велика все живут рыбными и звериными промыслами («ловлями» говорили в старину). Собственно тем, чем жило население края всегда.

Добыча рыбы и зверя полностью обеспечивала и «лесных» людей – остяков, самоедов и тунгусов (так русские называли эвенков, кетов, селькупов и другие кочевавшие по берегам Енисея народы). Ухватки, опытности, той же природой, традициями предков-первопроходцев и коренных народностей выработанными, сегодняшним енисейским рыбарям не занимать.

Навыки рыбака-добытчика воспитываются с детства. Деревенским мальцам, овладевшим поплавочной удочкой, отцы обычно дарят спиннинги. Это как бы экзамен на зрелость: сумеешь точно метнуть блесну и вытащить большую рыбу, значит, ты уже настоящий рыбак, кормилец семьи.

После ружья это самый дорогой подарок для юных енисейцев – будущих звероловов и рыбаков.

Удачливый добытчик зверя и рыбы был и остается на енисейских берегах самым уважаемым человеком. Авторитет у него повыше, чем у какого-нибудь залетного (в прямом смысле – в некоторые глухие места можно добраться только по воздуху) олигарха. (Кстати, многие богатые люди специально приезжают на Енисей поразвлечься добычей рыбной живности.)

Ловля (добывал в основном щук с помощью спиннинга) весьма разнообразила мои походные будни, часто наполняла игрой, творчеством, даже философией.


Исходная статья