Фото автора
На больших реках, озерах и водохранилищах, где до нужной рыбы или необходимой глубины не всегда удается достать снастью с берега, зачастую приходится рыбачить с лодки, выбирая тип плавсредства под условия ловли и под возможности его транспортировки к водоему и обратно.
Естественно, когда рыбалка с лодки носит стационарный характер, а не поисковый, как в случае спиннинга, отвесного блеснения или троллинга, то лодку требуется на воде надежно зафиксировать. Это нужно, чтобы затем точно подавать в зону ловли и прикормку, и снасть и не «терять» место концентрации рыбы при порывах ветра или при смене силы и направления течения.
Наиболее распространенным и надежным способом установки рыбацкой лодки на воде в относительно неподвижном состоянии служит так называемая постановка ее на якоря, что существенно разнится в условиях сильного течения или при незначительной проточности. В случае быстрой реки лодку обычно ставят на один носовой якорь, тогда обтекающий ее поток как бы сам фиксирует плавсредство вдоль речной струи. Конечно, якорь не кладется вертикально вниз, иначе, чтобы удержать лодку, понадобится его очень большой вес, может быть, такой, что якорь затем физически будет невозможно поднять и придется обрезать якорную веревку.
Поэтому и тип якоря, и его вес следует подбирать под параметры лодки и под условия на водоеме. А чтобы оптимизировать нагрузку на него от потока или ветра, «давящих» на лодку, в воду сдают количество веревки, не менее чем в три раза превышающее глубину в месте постановки на якорь. Таким образом, веревка от якоря к лодке натягивается примерно под углом в 30 градусов к горизонтали, что позволяет использовать якорь минимального веса. Еще большее уменьшение его веса дает применение специальных якорных конструкций с легко и глубоко входящими в донный грунт откидными лапами. Из всех типов якорей, приведенных в справочной ссылке, для маломерных лодок, с которых в основном и рыбачат, более других применяются и чаще всего встречается в продаже «якорь-кошка с шарнирными лапами» (тип е) с весом в диапазоне от 5 до 10 кг.
И всё же, даже на сильном течении при длительной по времени стационарной ловле желательно предохранить лодку от поперечного рысканья из-за неустойчивости потока или при порывах бокового ветра. Для этого, если в месте рыбалки мелко, можно в дно забить прочный кол и привязать к нему корму лодки. Если под лодкой глубоко, то с кормы вполне достаточно опустить вертикально вниз привязанный к веревке булыжник нужного веса или насыпанные в крепкий мешок камни.
На водоемах с малой или переменной проточностью на лодку могут воздействовать и вдруг возникающее течение, и любого направления ветер, и водные потоки и волны от проходящих крупных судов. В данных условиях оптимальный вариант — установка лодки в растяжку направлением поперек главной действующей силе, как бы подставляя ей борт. Например, на озере лодку ставят поперек ветра, если он не достиг значительной силы, но при ураганном ветре следует для безопасности развернуться носом на волну, а лучше покинуть водоем.
На судоходном водохранилище растяжку обычно делают поперек фарватера, стараясь разместиться на безопасном удалении от судового хода в позиции, когда крутые волны от проходящих судов будут приниматься носовой частью лодки. Делается это в такой последовательности: вначале лодка носом направляется в сторону фарватера, где в нужном месте на дно кладется носовой якорь. Затем начинается движение кормой строго в обратную сторону, а веревка носового якоря вытравливается в воду полностью до ее натяжения — в этот момент кладется на дно кормовой якорь. Теперь, подтягивая носовую веревку и отдавая кормовую, добиваются, чтобы лодка на обеих натянутых веревках оказалась примерно над геометрическим центром между якорями. Понятно, что для таких манипуляций веревки должны иметь значительный запас длины.
В качестве примера того, как надо учитывать все нюансы «лодочной» рыбалки на якорях, можно рассмотреть глубинную ловлю леща на просторах больших водохранилищ Волжского каскада на бортовые удочки вблизи опущенной отвесно с борта объемной кормушки с привлекательной прикормкой. Во-первых, в зависимости от условий рыбалки, удочки оснащаются различно. Так, при отсутствии течения лучше ловить на специальную лещовую мормышку в виде длинной и узкой «уралки».
Но, во-вторых, когда для работы турбин в водохранилище «дают» течение, наиболее приемлемой будет система с концевым грузиком и расположенным немного выше него поводком с крючком, длина поводка при этом может достигать полутора метров. Однако при наличии ощутимой проточности самой эффективной при ловле леща считается «кольцовка» — здесь груз бортовой удочки в виде разъемного свинцового кольца заводится на шнур кормушки и опускается прямо на нее. Таким образом, крючок с насадкой на длинном поводке оказывается прямо в струе вымываемого корма и одна эта снасть становится более уловистой, чем несколько обычных бортовых удочек.
Также, в-третьих, на такой рыбалке очень важен выбор лодки. Лучшей следует признать деревянную, с резиновой рыбачить утомительно и небезопасно, особенно при интенсивном судоходстве. А вот ловля с «дюралек» часто не задается вовсе, особенно когда идет крутая волна, от которой плавсредство громыхает словно колокол, да и любое неосторожное движение в лодке вызывает излишний шум, от которого лещи уходят подальше, а клюют лишь вечно голодные недомерки.
В-четвертых, и пойманных лещей, чтобы они своей возней также не пугали рыбу, следует сажать в достаточно длинный сетчатый садок, а вешать его на тот борт лодки, от которого отходит поток воды. Однако садок лучше вообще не использовать, когда нет течения, потому что частицы слизи от рыбы будут опускаться прямо под лодку, распугивая лещей, ведь в слизи белой рыбы содержится так называемое «вещество испуга», оно выделяется, когда рыба травмируется в садке, зубами хищника, крючком, сетными орудиями, и служит сородичам предупреждением об опасности. В-пятых, надо заранее подумать, куда помещать на лодке пойманную рыбу. В жару ее следует сразу класть в деревянный ящик с достаточным количеством соли крупного помола. А при умеренной температуре воздуха лещ за несколько часов не испортится во влажном, но не мокром мешке из редкой грубой ткани.