Многоколесный вездеходный мотоцикл в 1970 году изобрела компания Honda. Тогда он имел три колеса и сельскохозяйственное назначение. Через десять лет аппарат стал четырехколесным и приобрёл огромную популярность
На Западе он породил целое семейство маленьких мотоциклообразных вездеходов — там их называют all terrain vehicles (ATV), то есть вседорожным транспортом. Самый удачный русскоязычный аналог этого термина — «мотовездеходы».
Почему же квадроцикл так понравился всем? Он не требует хорошей физподготовки и специфических навыков, необходимых для кроссового мотоцикла. Он намного экономичнее джипа с точки зрения запчастей и топлива. Наконец, и в этом его уникальность, он провоцирует на необыкновенные вездеходные лихачества.
Что в них такого
Главное свойство квадроцикла — большие и чрезвычайно широкие как для такой маленькой машины покрышки. В них очень низкое воздушное давление — вдесятеро меньше обычных для среднего легкового автомобиля 2-2,5 атм. Это сильно повышает проходимость. Квадроцикл продерется сквозь такую грязь, где застрянет гусеничный вездеход, на джипе даже не стоит соваться.
Для своих размеров квады имеют огромный клиренс — 240-290 мм. Между прочим, дорожный просвет в 290 мм свойственен лишь немногим джипам — самым большим, «грубым» и «военным» из них. Так что на квадроцикле трудно задеть подвеской землю. Вдобавок к высокому клиренсу, он минимум вдвое уже и короче любого джипа.
Двигатель на большинстве квадроциклов — 1-цилиндровый (2 цилиндра встречаются редко, как правило, на американских и канадских моделях), от 49 до 750 см3 (чаще всего — 250-500 см3), мощностью от 4-70 л.с. (чаще всего — 20-50 л.с.). При весе с водителем в 230-480 кг удельная мощность иных моделей — больше 100 л.с. на тонну. Если наряду с мощностью вспомнить о подвеске с ходом в 200-230 мм, становится понятен еще один квадросекрет проходимости и необычной скорости на бездорожье.
Расход топлива для квадов измеряют в литрах за час работы. Причина понятна: грязь везде разная.
Квадроциклы чаще всего имеют автоматическую трансмиссию. Впрочем, у спортивных моделей имеется ручное переключение передач — так меньше потери мощности.
Квадроциклы из США обычно тяжелее других, мощнее, прожорливей, они почти поголовно полноприводные и «полнодисковые». Среди японских аппаратов примерно половина — с приводом лишь на заднюю ось. Примерно две трети «китайцев» — с задним приводом..
Какую марку предпочесть зависит от бюджета и стиля езды. Японская техника надёжнее, но и стоит она намного дороже. Но с другой стороны, если Вы будите относится к своему квадроциклу достаточно бережно, то и прослужит он Вам гораздо дольше.
Какие они бывают
Существует два главных типа квадов — спортивные и утилитарные. Спортивные модели предназначены для гонок. Эти квадроциклы маленькие и легкие, они снабжены сравнительно небольшими колесами и только задним приводом, могут выжать до 150 км/ч. У спортивных квадов, как правило, регулируемая подвеска и уменьшенный клиренс (около 150 мм). На некоторых — небольшой ход подвески (150-200 мм), но многие имеют как раз сверхдлинноходные амортизаторы (до 280 мм). Различия в ходах подвески продиктованы различиями в условиях гонок. Это тоже стоит помнить при выборе квадроцикла.
Главная черта утилитарных квадов — грузовой багажник, на различных моделях в него можно укладывать от 10 кг до 100 кг груза. Почти все такие квадроциклы могут буксировать прицеп с «легковушечными» параметрами — весом до полутоны, естественно, проходимость при этом резко падает.
Кое-кто из разработчиков создает туристскую породу квадов, другое их название — спортивно-утилитарные. Они предназначены в основном для подготовленных людей и весьма тяжелых турпоходов в стиле «трофи».
Несколько лет назад появились сверхтяжелые (сухой вес — больше 400 кг) квады, к которым у нас прилепилось название «мотогрузовик». У них очень просторный задний багажник, часто напоминающий обыкновенную грузовую платформу (В него можно погрузить до 400 кг), иногда целых шесть колес и небольшой клиренс (140-170 мм).
Стоит упомянуть и о родственниках квадов — амфибиях. Это еще более вездеходные плавающие машины со стеклопластиковым кузовом в форме ванны и шестью-восемью колесами. Их колеса работают и как наземный, и как водный движитель. Орган управления у амфибии — либо мотоциклетный руль, либо танковые рычаги по бокам от водителя. Поворачивает амфибия по танковому, притормаживая левый или правый комплект колес.
Кому что
Многие предпочитают в качестве первого квадроцикла покупать спортивную модель. Однако это не лучший выбор. У гоночного квадроцикла — задний привод, зависимая подвеска сзади, небольшой клиренс и маленькие колеса, чаще всего со специфическим «песчаным» рисунком резины. У такой машины весьма низкая проходимость, она рассчитана на езду по подготовленным трассам, а не на грязь, бездорожье и тем более броды. Кроме того, у спортивной модели специфичная гоночная управляемость, попросту говоря, она не слишком устойчива.
Состоятельному любителю погонять лучше выбрать тяжелую утилитарную или спортивно-утилитарную полноприводную японскую модель мощностью 40-60 л. с. Ее хватает, чтобы ехать по любому перепаханному полю на скорости 100 км и преодолевать жестокое бездорожье.
В последнее время среди дорогих машин появился утилитарно-развлекательный подвид. Это двухместная техника с небольшим клиренсом. Единственное разумное ее назначение — с ветерком покатать девушку «по природе». Но для таких покатушек не стоит выбирать самую мощную модель, т.к. вы не сможете реализовать весь её потенциал, а вот заплатите за неё больше.
Человеку поэкономнее подойдет «китаец». Не стоит брать откровенно хламоватый ширпотреб, склонный скорее ломаться, чем ездить. Техника дороже $2,2 тыс., как правило, уже достаточно надежна для нерегулярных выездов, во всяком случае, так уверяли опрошенные эксперты.
Охотничье-рыбацкую версию утилитарного квада можно получить, обратившись в мотосервис, способный проделать некоторый тюнинг: снабдить технику держателями для ружей или удочек, ручками с подогревом, кофрами, лебедками, специальной резиной, перекрасить в «милитари» и тому подобное. Для охотничьей техники надежность необходима, поэтому в случае с «китайцами» не стоит смотреть на самые дешёвые модели.
Покупать амфибию частному лицу не стоит. Этот класс техники не так развлекает: скорость меньше 25 км/ч, подвески нет. Амфибийные качества у такой маленькой машины тоже весьма относительные: на воде даже крупная собака, влезая, угрожает ее перевернуть. Поэтому для вольной охоты такой аппарат не годится.
Поломки и сервис
Как ни странно, но мотор и трансмиссия у квадов ломаются нечасто. Дело в том, что мотор на внедорожниках работает в довольно благоприятных условиях: на максимуме крутящего момента, а не на максимуме оборотов. Зато из-за грязи и ударных нагрузок весьма часто «летят» элементы подвески и управления: тяги, амортизаторы, цепи, «звезды».
Поэтому при регулярной езде со спортивным уклоном (два-три раза в неделю) примерно трижды в сезон квадроциклисту придется заезжать на сервис и менять что-нибудь из упомянутых деталей.