Стремление вдохнуть в старые вещи новую жизнь иногда приобретает причудливые и гротескные формы. Recycling (производство из переработанных материалов) и Upcycling (увеличение ценности вещи путем ее обновления или создания принципиально нового продукта на основе старого) — вот тренды, о которых вспоминает общество потребления в периоды угрызений совести.
Первый — понятный и практичный. Вот обувь из повторно использованного нейлона и резины http://ecoalf.com/restofworld/men/sneakers/bonaigua-xtrem-shoes-deep-navy-anthracite-suede.html
а вот сумка из выброшенных рыбацких сетей
http://ecoalf.com/restofworld/men/accesories/london-organizer-black.html
Вот кеды, где старый деним обрел свою вторую жизнь:
http://www.upcyclista.org/recycled-denim-shoes-saint-vacant-x-costo/
Второй способ дружить с природой (Upcycling) отличается тем, что человек кардинально перерабатывает не материал, а саму идеи вещи, ее сущность: ювелирные украшения из расплющенных пуль, кресло из старых вешалок, блокнот из бумажных кофейных стаканчиков.
Иногда получается потрясающий результат. Посмотрите на эту одежду, сделанную из пляжных полотенец:
http://www.upcyclista.org/lucio-castro-creates-fashion-beach-towels/
Но зачастую это довольно странные, а порой пугающие изделия, которыми пользоваться в обычной жизни будет далеко не каждый.
Подушка из старых ботинок:
Чехлы из рукавов рубашек:
Настенные часы из галстуков:
Здесь можно посмотреть другие работы http://www.pinterest.com/Upcyclista/u-p-c-y-c-l-i-n-g/
Возможно, это хороший способ проявить свою креативность, дать свободу творческому началу, или просто чем-то занять руки. Но если цель — создание утилитарного и эстетически привлекательного предмета, то подход очень и очень спорный. Смысл вещи (ее душа) изымается из нее, остается малопривлекательный остов, скелет, или даже “труп” вещи, из которого кощунственным образом создается новый предмет для практического применения.
Кстати, причиной данного тренда не всегда является только забота об окружающей среде или сочувствие к рабочим в Азии. Все это действительно актуально в эпоху глобализации и в “обществе выбрасывания”, когда продукт производится с заранее сокращенным сроком службы, для того чтобы подстегнуть дальнейшее потребление. В условиях дефицита (как, например, было в советскую эпоху), возвращение к жизни старых вещей было порой единственным способом выглядеть модно и нестандартно. “Общество ремонта” возрождало и переделывало старые вещи просто потому что это было необходимо. Не случайно столь популярными были журналы, посвященные кройке и шитью. А раздел лайфхаков “Маленькие хитрости” в журнале “Наука и жизнь“ существует и по сей день: http://www.nkj.ru/articles/rubric/204/. А вот еще один современный тренд, который можно упомянуть в этой связи: нормкор — стиль для людей, которые устали от моды.
Иногда действительно стоит подумать о том, что мы не последние люди на Земле и слегка ограничить потребление. Чтобы стать чуть более эко-френдли, достаточно не покупать некачественные вещи на один сезон, чтобы не приумножать горы отходов. Ну или по крайней мере попросить бабушку распустить старый шерстяной свитер и связать вам модный шарф.