Наш читатель просит нас ответить на вопросы о его ружье, приводя плохо сохранившиеся на нем надписи на немецком языке. Мы не будем воспроизводить немецкие тексты, а сделаем перевод и приведем фамилий мастеров.
Фото из архива автора
На левом стволе ружья написано: «Тимпе, Шлегельмильх Зуль». На правом: «Нимрод – Оружейная фабрика». Зуль – город в Южной Тюрингии, где зарождалась германская оружейная промышленность. Тимпе и Шлегельмильх – известные германские оружейники, некоторое время работавшие вместе. Нимрод – их коллективный псевдоним. На внутренней стороне стволов написано: «Крупп – ствольная сталь».
Еще Ткаченко спрашивает, почему на колодке и стволах выбиты разные номера. Это обычно бывает связано с тем, что части ружья изготавливались разными мастерами. До середины XIX века, когда стволы изготавливались только намоткой стальной полосы на цилиндрическую оправку, существовали мастера и компании, изготавливающие только стволы. Другие мастера специализировались на производстве замков. Самостоятельно работали и некоторые ложейники. Иногда на оружии XIX века на каждом стволе был индивидуальный номер, который ставился после первичного испытания ствольной трубки.
Мастер Тимпе, принимавший участие в изготовлении ружья нашего читателя, был хорошо известным в Европе оружейником. Недавно нам в руки попал замечательный штуцер, изготовленный им в содружестве с другим немецким оружейником Леуе. Думаем, что познакомиться с ним будет интересно читателям.
Вероятно, штуцеры впервые появились в Германии. В пользу этого предположения говорит само слово «Stutzen». В немецком оно имеет два значения. Одно – глагол, означающий «укорачивать», «обрезать», «отрубать». Первоначально в Германии этот термин употреблялся именно в этом значении. Так там называли нарезные ружья с укороченными стволами. В русском оружейном лексиконе под этим термином обычно понимают двуствольное нарезное «переломное» ружье. Штуцер, о котором хочу рассказать, просто заставляет вспомнить и о втором значении слова «stutzen» – глаголе «изумляться». Этот штуцер действительно изумляет тщательностью выполнения всех деталей. Его хозяин не уберег тонкой и хрупкой ложи. Она сломалась в шейке, и приклад навсегда исчез. В таком виде ружье не только нефункционально, но даже в некотором смысле невидимо. Не видна его общая архитектоника, неясно, как у него обстояли дела с балансом и прикладистостью. Но ствол, колодка и все механизмы выполнены исключительно добротно и чисто. Эти величественные останки вполне заслуживают описания, поскольку являются прародителями сегодняшних и показывают последовательные ступени развития оружейной техники.
Вокруг основания курков золотые надписи. Слева – «Hofbuchsen m. Berlin». Справа – «H. Leue & Timpe». Если допустить, что строчная литера «m» – аббревиатура немецкого слова «Macher» – изготовитель, производитель, то надписи будут означать: первая – «Придворные берлинские оружейники», вторая – «Г. Леуэ и Тимпе». Эти надписи позволяют определить, что ружье было сделано в 1870–1876 годах. Позднее Тимпе работал в компании с англичанином Гринером. Сверху на колодке золотом выполнен и индивидуальный номер ружья – 1312. Интересно, что как и на ружье нашего читателя, на стволах и колодке проставлены два разных номера, и ни один из них не совпадает с «золотым» номером всего ружья. Это наводит на мысль, что колодку и стволы изготавливали разные мастера, имен которых мы не знаем.
Время создания этого штуцера – время бурного развития не только ружейной механики, но и всего оружейного дела. Напомним, что совсем недавно Казимир Лефоше сделал первое казнозарядное ружье. В 1851 году он показал его на международной выставке в Лондоне. В 1855 году французский оружейник М. Поттэ создал патрон, в центре дна гильзы которого было гнездо для капсюля с ударным составом. В 1861 году француз М. Шейдер запатентовал патрон центрального боя, которым мы пользуемся и сегодня. Чтобы полнее представить то время, добавим, что пули в те времена использовались только свинцовые. До оболочечных было еще довольно далеко. Напомним, что все огнестрельное оружие использовало в то время только «черный» – дымный порох. Первый более-менее надежный пироксилиновый (бездымный) порох будет изобретен только в 1885 году французом П. Вьелем.
В вершинке цевья штуцера находится небольшой рычаг, разъединяющий стволы и цевье, которое не отделяется от колодки, а только поворачивается на осевом болту примерно на 30 градусов. Сам же осевой болт в колодке фиксируется не гайками, как на современных ружьях, а поперечным винтовым стопором. Еще одна особенность: у штуцера нет подствольных крюков, а на их месте подствольный цилиндр. Из его передней части выступает палец диаметром 8 мм, входящий в соответствующее отверстие цевья. А в казенной части этого цилиндра есть гнездо квадратного сечения(8 х 8 мм), в которое при запирании входит ползун, выдвигающийся из «окна» в нижней части щитка колодки. Это изобретение Перде вскоре станет рамкой его имени, скользящей в горизонтальных пазах колодки и входящей в один или два подствольных крюка. В нашем штуцере ползун втягивается в колодку при отведении вниз рычага Перде, который «обнимает» переднюю часть спусковой скобы. Интересно, что водило рычага очень похоже на то, что вскоре заставит двигаться поперечный болт Гринера. А двуперая пружина из старого штуцера «переселится» в затвор Вестли – Ричардса, который работает и сегодня на наших ружьях.
Представляется очень интересным, что оси брандтрубок в штуцере расположены точно по осям стволов. Это заставило выбрать в колодке очень глубокие ниши и верхнюю часть курков подогнуть к центру ружья примерно на 10 мм. В результате по ширине курки не выходят за габариты колодки. Замки, как почти у всех ружей тех времен, сделаны «в шейку». Длинные двуперые пружины расположены позади курков. Лодыжка, на которой посажен курок, соединена с боевой пружиной цепочкой. У курков уже есть предохранительный взвод, а у бойков возвратные пружины. Еще одна особенность: курки посажены не на четырех-, а на шестигранник. Представляю, как непросто было выпиливать маленьким напильником ответные отверстия в курках. Однако понятно, что с руками у создателей этого штуцера было все в порядке. Оба курка имеют не простые спусковые системы, а обеспеченные французскими, или задними шнеллерами, позволяющими по желанию стрелка либо производить спуски с обычными усилиями, либо стрелять после предварительного взведения шнеллера при малом свободном ходе и усилии, зависящем от глубины, на которую вкручены регулировочные винты.
Стволы штуцера, лучшие по тем временам, сделаны из очень ценившегося в Германии «бернардовского дамасска». Их длина 620 мм. Калибр 11 мм (по полям). Обмеры патронника показали, что штуцер сделан под патроны .45-70 Governement. Интересно, что некоторые патронные компании (Federal, Remington, Winchester) до сих пор выпускают такие патроны. В канале штуцера семь глубоких винтовых нарезов с шагом около 400 мм. Очевидно, что делалось это ружье под свинцовые пули. Стволы очень массивные, их вес около 3,5 кг. В значительной мере они утяжелены за счет мощной соединительной муфты. Она, как и стволы, выполнена из дамасской стали. Спереди муфта срезана косо. В верхней части стволов она чуть длиннее патронников (60 мм), а в нижней – все цевье (около 200 мм). Стенки ствола толстые. В казенной части – 8 мм, в дульной – 2. Прицельная планка вогнутая «коническая», от 12 до 9 мм. Это наводит на мысль, что этот штуцер, как часто бывает и в наше время, делался на базе дробового ружья. Эту догадку подтверждает и очень легкая колодка для штуцера такого калибра. Целик и мушка врезаны в прицельную планку так, что могут перемещаться в поперечном направлении (на призмах типа «ласточкин хвост»). Целик установлен в 200 мм от казенного среза стволов. После пристрелки на призмах и планке поставлены риски, хорошо видимые и сейчас.
Штуцер украшен художественной гравировкой, выполненной анималистически безукоризненно в очень трудоемкой технике оброна. На хвостовике колодки имеется медальон, вероятно, серебряный для монограммы владельца. Но следов надписей на нем не видно. Это говорит о том, что мастера делали явно подарочный вариант оружия.
Очень легкой колодке соответствует изящное цевье из тщательно отделанного ореха.
Надеемся, что знакомство с этим ружьем – памятником ружейной истории и искусства – вызовет интерес читателей к истории охотничьего оружия.