Уже два года на территории России действуют новые Правила охоты, накапливается правоприменительная практика, которая заставляет вносить коррективы в действующие нормы. Правила – это не какой-то неприкосновенный документ, они меняются вместе с изменением обстоятельств. В этой связи можно сказать, что правила «живые».
фото: из архива редакции
Два года – это обычный срок анализа правоприменительной практики, в связи с чем Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию 31 марта был организован «круглый стол» на тему «Практика применения новых Правил охоты: проблемы и пути решения».
Собравшиеся предлагали внести ряд изменений, которые, с их точки зрения, позволят усовершенствовать действующие правила.
Прежде чем рассказать о предложениях, поступивших от выступивших на «круглом столе» специалистов, целесообразно коротко остановиться на том, чем действующие Правила охоты отличаются от предшествовавшей редакции.
Во-первых, нужно сказать о ряде нововведений, направленных на повышение эффективности федерального государственного охотничьего надзора.
В соответствии с ними, производственным охотничьим инспекторам при осуществлении производственного охотничьего контроля разрешается в течение всего года ношение личного охотничьего оружия.
Теперь охотники обязаны не только предъявлять им, но и передавать для проверки документы, а также предъявлять для досмотра вещи, находящиеся при себе, орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства.
Обращаю внимание на довольно важный момент, который не позволит охотнику объяснить наличие в его рюкзаке или багажнике машины дичи отговоркой вроде «Подобрал кем-то сбитую машиной птицу».
Речь идет о внесении запрета на перемещение и разделку охотничьих животных (в том числе погибших в результате ДТП и прочих происшествий) или их частей без предусмотренных законодательством документов.
фото: из архива редакции
Во-вторых, были сформулированы важные для сохранения охотничьих ресурсов нормы. Так теперь разрешается попутно добывать волка, шакала, лисицу и енотовидную собаку, а также обеспечена возможность применения петель во многих регионах страны.
Одной из серьезных причин катастрофического снижения численности северного оленя стала прижизненная срезка пантов – у переплывающих реку зверей срезали молодые рога, после чего олени часто гибли. Хотя зверя при этом, вроде бы, никто не добывал.
Действующие правила приравнивают к браконьерству прижизненную срезку пантов у живых диких северных оленей. Формулировка требует некоторого пояснения – речь идет именно о прижизненной срезке.
В случае добычи оленя по полученному заранее разрешению охотнику никто не запрещает срезать и продать панты.
Довольно бурному обсуждению подверглась, казалось бы, очевидная норма на запрет
охоты в местах гнездования перелетной дичи – на островах морей Северного Ледовитого океана, а также в общедоступных охотничьих угодьях, расположенных на расстоянии до 15 километров вглубь материка от установленной береговой линии (морей Северного Ледовитого океана и Берингова моря на территориях Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, Красноярского края, Республики Саха (Якутия).
Возражения специалистов против этой позиции правил учитываются, и поиск консенсуса, по-видимому, будет продолжен.
В-третьих, в целях повышения доходности отрасли увеличен срок охоты на копытных животных до 10 января, а также для регионов, входящих в состав Южного и Северокавказского федеральных округов, охота на водоплавающую дичь разрешена до 20 января.
фото: из архива редакции
К этой же категории нововведений относятся разрешения на весеннюю охоту на селезней с подсадной в течение не менее 30 календарных дней; на охоту на все половозрастные группы лосей с 15 сентября, а также продление сроков охоты на невероятно расплодившихся в России медведей до 31 декабря.
Четвертая группа нововведений направлена на снятие административных барьеров. Так при коллективной охоте на копытных животных, медведей, волка, шакала путевка выдается лицу, получившему в установленном порядке разрешение на добычу охотничьих ресурсов (а не каждому охотнику, как это было ранее).
И с целью развития охотничьего собаководства разрешается натаска собак в зонах нагонки и натаски круглый год.
Регулирование использования охотничьего оружия – пятая категория корректировок. С целью обеспечения безопасности при осуществлении охоты и снижения уровня браконьерства запрещается применение тепловизоров, приборов ночного видения при осуществлении охоты с использованием охотничьего метательного стрелкового оружия, а также применение такого оружия при осуществлении коллективной охоты в общедоступных охотничьих угодьях.
И для снижения уровня браконьерства введен запрет на использование нарезного оружия крупных калибров при охоте на пернатую и мелкую пушную дичь.
К последней, шестой группе относятся нормы, касающиеся техники безопасности, к которым относится разрешение на пристрелку оружия в охотничьих угодьях с соблюдением требований безопасности при подготовке к охоте.
Однако вернемся к заседанию «круглого стола», организованного профильным комитетом Совета Федерации, во время которого выступавшие детально аргументировали предлагаемые ими изменения в действующие Правила охоты, ряд которых сводился к возврату прежних норм.
Пожалуй, наиболее важной оказалась проблема корректировки сроков охоты, поскольку особенности биологии некоторых видов требуют детализации. Так предложено сократить сезон охоты на зайца и лису (сделать его с 15 сентября по 28 февраля).
Предложение аргументировано тем, что даже 15 сентября еще много «листопадников» (зайчат последнего помета теплого сезона), а в феврале уже встречаются беременные зайчихи.
Что касается лисицы, сбережение которой не имеет большого смысла в связи с ее многочисленностью и рядом других причин, в сентябре просто не имеет еще вышедшей (перелинявшей) шкуры.
фото: из архива редакции
Аналогичного порядка аргументы приводились в пользу смещения сроков охоты на барсука с 1 октября до 30 ноября.
Предлагалось сократить срок охоты на копытных животных в общедоступных угодьях до 31 декабря, изменить сроки охоты на самца европейской косули в летний период и установить единый непрерывный срок с 15 июня по 30 августа (как это практикуется в Есропе).
Что касается кабана, то на него предложено установить срок охоты в ОДУ с 1.08. до 31.12 и предоставить право охопользователю продлевать срок охоты до 28.02 (а по волку до 31.03).
Логично, что не только биологические, но и географические особенности нашей необъятной родины подвигли сразу нескольких выступавших заявить о предоставлении субъектам РФ возможности корректировки сроков охоты, в частности на копытных животных.
Целый ряд предложений касался условий проведения весенней охоты. Четверо выступавших рекомендовали ограничить количество участников коллективной охоты с подсадной уткой (например, не более двух человек с оружием).
Предложение запретить использование плавательных средств во время весенней охоты и запретить охоту на воде не лучшим образом сочеталось с необходимостью обеспечить возможность добора подранков на весенней охоте.
Были традиционные выступления против натаски и нагонки собак в весенний период, за запрет естественных укрытий (за разрешение использования только искусственных скрадков), за введение ограничений по половозрастному составу добычи и установления дней (часов) покоя.
Поступило предложение разрешить устанавливать разорванные сроки весенней охоты общей продолжительностью не более 10 дней по заявительному принципу охотпользователя (например, 5 выходных).
Отдельные предложения касались коллективной охоты (вернуть требование по наличию путевок у всех участников коллективной охоты, которое было отменено действующими Правилами охоты; снять ограничение по использованию сигнальных жилетов, только соответствующих ГОСТ).
фото: из архива редакции
Еще одно предложение по возврату прежних норм, отмененных действующими Правилами охоты, касалось запрета на использование личного оружия при осуществлении производственного охотничьего надзора.
Были также предложения разрешить полное разрушение плотин бобра при проведении охоты в целях регулирования его численности, разрешить добычу сеголетков диких копытных животных по разрешениям на взрослых особей, для попутной добычи волка, лисицы и енотовидной собаки разрешить использовать только те орудия и способы, которые разрешены для осуществления добычи охотничьих ресурсов в данные сроки охоты.
Нельзя не сказать и о предложении по узакониванию возможности добывать бродячих собак в угодьях, которые стали смертельным бичом для многих охотничьих животных.
Аргументированных предложений, как можно видеть, от участников «круглого стола» поступило немало. Все они будут проанализированы и будут обсуждаться на научно-техническом совете Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства МПР РФ.