
Некоторые руководители охотничьих хозяйств не понимают сути коммерческой охоты и, не разбираясь в ней, критикуют «буржуйские отношения» в охоте, лишь услыхав это выражение.
Руководители охотничьих хозяйств всё чаще жалуются на недостаточность законодательства в области ведения охотничьего хозяйства, которое не позволяет организовать работу как рентабельную и эффективную хозяйственную структуру.
Многие охотхозяйства испытывают финансовые трудности, надеясь на стабилизацию за счёт членских взносов общества охотников, новых законов в области охоты или государственных дотаций на борьбу с волками, учёт и мониторинг.
В условиях действующего законодательства существует множество рентабельных и финансово успешных охотничьих хозяйств. Многое из них повышает продуктивность своих охотугодий благодаря качественному проведению комплекса биотехнических и охотхозяйственных мероприятий, работают над увеличением численности диких охотничьих животных до оптимальной, включая искусственное расширение видового состава охотфауны путем акклиматизации и реакклиматизации ценных видов. Подобные действия повышают продуктивность охотугодий, что приносит немалые финансовые средства, заработанные честно и грамотно, и используемые охотхозяйством по его усмотрению. Это правильно и главное – законно.
Повышение рентабельности охотничьих хозяйств также обусловлено увеличением платных услуг для охотников, которые пользуются спросом. К ним относятся организация охоты с подсадными утками, популярная сегодня добыча гусей из заранее подготовленных засидок, скрадков и чучелами; комфортное проживание в домах охотника и рыболова до и после добычи; охраняемые стоянки для транспорта, организация питания и досуга для членов семьи охотника; таксидермические услуги, а также специальные охоты на зверя с высокими трофейными качествами.
Популярность дополнительных платных услуг, предоставляемых охотничьими хозяйствами всем желающим, постоянно увеличивается, поскольку такие услуги востребованы охотниками среднего достатка и пользуются успехом по всей европейской части страны. Особенно выделяют коммерческие охоты.
Коммерческая охота начала развиваться в России с начала 90-х годов прошлого века. Появились новые условия бизнеса, направления экономики и возможность официально приглашать иностранцев на охоту. В Европе к тому времени уже существовал строгий прайс-лист услуг, необходимых для организации такой охоты, которую стали называть охоттуром. Это не было капризом капиталистов.
Питание из свежих продуктов, сохранность личного оружия и боеприпасов, безопасность на охоте, гарантия успешной охоты на заранее спланированного зверя с определенными трофейными или иными качествами, гигиена и санитария во время отдыха и приема пищи на европейском уровне — всё это и многое другое было естественным условием и оговаривалось при подписании контракта об организации и проведении охоттура.
Цена сервиса по организации туров с самого начала соответствовала среднеевропейской. Однако средства, поступавшие в охотничьи хозяйства, проводившие охоттуры, в иностранной валюте, значительно превосходили стоимость разрешений и путевок для местных охотников по прейскурантам цен, рассчитанным «специалистами» в райфинотделах, налоговых службах или самим директором охотхозяйства «с потолка». Охотничьи хозяйства, готовые к коммерческим охотам, быстро начали зарабатывать деньги. Часть из них шла на повышение заработной платы егерям и на улучшение качества воспроизводственных, учетных и охранных мероприятий. Каждому егерю стало ясно значение биотехники: как вырастить и сохранить дикого зверя с трофейными качествами, как правильно и научно обоснованно проводить учет.
Со временем, узнав о таких охотах, много желающих стали заказывать подобные туры. Валюта уже не играла роли, но прайс-лист для иностранцев остался ориентиром для оценки услуг, правда, со скидкой для соотечественников. Такой подход устраивал тех, кто мог и хотел оплатить новый вид услуги на охоте. С появлением охоттуров увеличилась посещаемость Домов охотника. Охотники нашли дорогу в гостиницы охотхозяйств и, если условия там были комфортными, с удовольствием приезжали с семьями, друзьями, даже отмечали там домашние праздники, юбилеи. Обычная промысловая избушка никогда не принесет большой прибыли, сколько ни старались ее загрузить, а иностранцы предпочитают комфортные условия, за редким исключением фанатов экстрима.
Дом охотника и рыболова должны функционировать круглый год: охота, рыбалка, баня, туристические сборы, пионерские или спортивные лагеря, агроэкотуризм, иностранные охотники и коммерческие туры для сограждан-охотников — все это необходимо учитывать при проектировании. Поэтому к ним должен быть хороший подъезд, человеческий ресурс для охраны и обслуживания, медицинские учреждения, возможность устроить очистные сооружения и т.д. Это нужно помнить при выборе места для строительства Дома охотника, который сам по себе является важным звеном в организации коммерческих охот и получения существенной прибыли от посещений в охотничьем хозяйстве.

Разница в стоимости самостоятельной и организованной по контракту коммерческой охоты значительна. Но не в самой охоте, а в организации сервиса перед, во время и после неё, доступного не каждому. Охотник, выбирающий коммерческую охоту, добровольно платит за временную охрану автомобиля, аренду оружия, разделку дичи, фотосессию, ветеринарное свидетельствование, приготовление блюда из добытого животного, обработку и изготовление трофея, оформление трофейного листа, изготовление чучела, баню после охоты, использование собак охотхозяйства, подсадных уток, шалаш, биноклей, удочек, лодок, ПНВ и т.д. Стоимость этих услуг может превышать стоимость разрешения на добычу в полтора раза или даже больше. Такие услуги востребованы среди городских жителей и приносят солидный доход.
Пример: добыча с вышек трёх трофейных самцов косуль и одного трофейного дикого кабана для трёх охотников на коммерческой охоте обойдётся примерно в тысячу условных единиц. За обслуживание, включающее проживание, охрану дорогого автомобиля, питание, сервис (транспорт, фотосессия, пристрелка оружия, ПНВ, разделка туш, обработка трофеев, приготовление шурпы из дичи и т.п.), за три дня охоты по прейскуранту придётся заплатить примерно столько же. К слову, добыча трёх не трофейных самцов косуль и одного не трофейного дикого кабана тремя местными охотниками принесёт доход (не прибыль) охотхозяйству в сумме около трёхсот условных единиц, то есть почти в семь раз меньше.
Не всегда ясно, что для сохранения диких зверей в угодьях требуется значительные усилия и средства. Кто-то может считать коммерческие охоты криминалом, но это неправда. В первую очередь это тяжелый труд егерей, невидимый для неосведомлённых. Во время таких охот (продолжающихся обычно три-четыре дня) егеря по очереди спят в машине несколько суток, а остальное время организуют охоту: ночью с вышек и засидок, днем — ходовую с собаками. Ещё они обрабатывают трофеи, готовят охоту на следующий день, разделывают туши добытых животных, варят уху и занимаются множеством других задач во время коммерческих охот.
Егеря и охотоведы всё лето готовят коммерческие охоты: проводят подкормку, выслеживают зверя, определяют пути миграции, оберегают трофейных особей. Цель — заработать на добыче зверя с хорошими трофеями, но с учётом возраста, половой продуктивности и биологических данных. Коммерческие охоты по договорным охоттурам повышают рентабельность и являются выгодным направлением для охотпользователя.
Охотники, стремящиеся к успешной и безопасной охоте с осмотром достопримечательностей, фотографированием красот ландшафтов, законным добыванием трофея (с современной вышки, на солонцах, водопое, подкормочной площадке, ходовой охотой, из засидки, с собачкой или без, в вольере или угодьях, с луком, арбалетом, ружьем или самоловом) и при этом ничем не заболеть, не потеряться в лесу, тайге или степи, а за все это достойно заплатить, численны.
Участники коммерческих охот всегда пользуются услугами высококлассных организаторов коллективных выездов, которые организуют охоту на различных животных: копытных, вальдшнепа, фазана, перепела (даже тех, что были разведены в питомниках или выпускались из клеток), водоплавающую дичь с подсадной из удобного шалаша, болотную дичь, куропаток с легавой, пушных зверей троплением или самоловами. Но обязательно с обслуживанием егерями, одетыми в красивую форму, знающими свою работу, не пьющими спиртное на работе и не смотрящими жадными глазами за чаевыми.
Охотхозяйство должно быть рентабельным и служить не только для охоты, но и для диких животных и птиц. Воспроизводство запасов охотничьих ресурсов возможно только с финансовыми вложениями, которые хозяйство обязано зарабатывать, предоставляя услуги. Руководители охотхозяйств и члены общества охотников сегодня, когда урбанизация оказывает огромное давление на дикую фауну, должны четко выполнять свои обязанности по сохранению охотничьих ресурсов, не лишая при этом охотников их права на охоту.
Коммерческие охоты — один способ достижения высоких целей по обеспечению благополучия диких охотничьих животных. Большая часть средств, добываемых охотхозяйством, должна использоваться во благо этих животных, что принесёт пользу всем охотникам и членам нашего объединения.