Из путешествий принято привозить сувениры. Мою домашнюю коллекцию флагов дополняют узбекская тюбетейка, киргизский колпак, индийская чалма, еврейская кипа. На самом видном месте висит зеленая шляпа с москитной сеткой. С каждым из этих головных уборов связана своя история. Ведь головные уборы – это культура народа, его этнические особенности, вкусы, традиции, модные веяния.
В казацких народных думах речь идет о «шапке-бирке»: «Шапка-бирка — сверху дырка, мех голый, околыши Бог имеет, она дождем покрыта, травой пошита, а ветром подбита: куда веет — туда и провевает».
Мне рассказывали шутку, что первая кипа была простой лепешкой, которой кочевник прикрыл макушку от солнца, когда ветер унес головной платок. Я проверил это опытным путем. В одной бедуинской деревне мне вручили огромный круглый тонкий лаваш, который я тут же водрузил на голову. Вполне нормальная защита от солнца. Можно по пути кусочками этого головного убора и голод утолить.
Но, если серьезно, то жителей южных стран от жаркого солнца, как правило, спасают головные уборы с широкими полями.
Первым таким убором стал греческий петасос, который, согласно легенде, изобрел хитрый бог Гермес. От него и произошли сомбреры и панамы. Возможно, даже традиционный головной убор украинских косарей, чумаков, рыбарей – плетеная (из соломы или рогоза) широкополая шляпа-брыль.
Классическая картина полуденных краев: на берегу речки или плавневого озерца сидит дедок с длинным удилищем, голову которого прикрывает старенькая шляпа с широкими полями.
Давным-давно, подаренный мне мастером, о котором я когда-то даже статью написал, брыль украшает стену моей городской квартиры наряду с головными уборами других стран.
По мнению некоторых исследователей, слово это может походить от итальянского «ombrella» — зонтик. В селах (особенно там, где занимались рыбалкой) почти в каждой семье умели изготавливать брыли. Как правило, их плели из колосков дозрелого, немного влажной ржи или пшеницы.
На «стрелки» шла средняя часть стебля — от верхнего колена до нижнего, из «стрелок» выплетали «плетенки» («косицы»). Существовало два основных способы плетения — «в зубцы» («зубчатые» брыли) и «гладко» («простые»). С «плетенок» потом сшивался верх и поля («берега»).
У современных рыболовов популярны рыбацкие шляпы-панамы. Они могут украшаться перьями, рыболовными крючками, другими атрибутами ужения рыбы.
Путешествуя по южным странам и пустынным знойным и пыльным местностям я в полной мере оценил преимущество головных уборов, которые представляли собой разных размеров куски ткани, которые обматывали вокруг головы (часто довольно замысловатыми способами).
У мусульман это прежде всего чалма или тюрбан. На арабском Востоке распространен платок-арафатка (куфия, шемаг). Этот изготовленный из разноцветного хлопка мужской платок часто носят на голове с обручем черного цвета.
Пар, как и пар, костей не ломит, но по темечку бьет сильно. Через неделю я не то чтобы привык к зною, но стал воспринимать его как данность, некое состояние природы, к которому нужно относиться как к капризу любимой женщины или ворчанию старушки-матери.
Кара-Кумы, Аравия, израильская пустыня Негеб, иорданская Вади-Рам, южноамериканская Атакама, степные пустоши Монголии – до сих пор в памяти их знойные ветреные дороги. Жаркий климат позволяет обходиться малым (так бы во всем!)
От жары и пыльных бурь в этих регионах я спасался, обматывая голову тонким индийским полотенцем-«гамчой», которое я когда-то приобрел в Индии.
Размер куска ткани (длина его составляет 1,8 метра, ширина 0,9 метра) позволяет использовать его и как пояс, и как простыню, и как одеяло, но в основном, как головной убор.
Для рыбаков, охотников, грибников, ягодников она конечно же тоже будет не лишней. Чаще же всего добытчики разных мастей используют бандану – косынку или четырех угольный кусок ткани, сложенный по диагонали, концы которого особым способом завязаны на затылке.
В северных широтах не обойтись без шерстяных грубой вязки платков и лыжных шапочек, масок-балаклав, башлыков, меховых капюшонов, малахаев, шапок- ушанок, треухов.
Кстати, основной особенностью традиционной охотничьей шляпы, которую обычно носили в сельских районах Англии, как правило, во время оленьей охоты (ее еще называют «шляпой Шерлока Холмса»), являются два козырька — спереди и сзади (они защищают лицо и шею от солнца) и два отложных боковых уха.
Они могут либо отгибаться и связываться под подбородком, либо завязываться наверху, чтобы не мешали. Клетчатый рисунок ткани служит камуфляжем.