Из гимнастерки в анорак: уроки отечественной полевой школы

Гимнастерка — военная рубаха русской формы с поднятым воротником. Вышивают её из крепкой ткани и носят, заправленная в пояс. Появилась и стала популярна в середине XIX века во время Туркестанских походов Русской императорской армии, когда солдатам пришлось столкнуться с сильной жарой.

Военные мундиры из сукна не годились для боя в южных степях и полупустынях. Командование издало приказ: «Во время жары солдатам разрешается носить гимнастические рубахи, делая их без расхода казны». Полное название этой одежды — «полотняная рабочая рубаха (гимнастическая)». Просторные рубахи применяли для полевых работ и занятий армейской гимнастикой. Теперь они стали повседневной военной одеждой. Гимнастов тогда называли гимнастерами, а их свободную одежду — гимнастеркой.

Ткань складывали пополам, сшивали бока и вырезали горловину. Пришивали воротник и рукава без обшлагов. Просто, надежно, дешево и сердито. С расправленными рукавами рубаха напоминала букву Т. В гимнастерке удобно было тренироваться, косить траву, сметывать сено в высокие стога, переносить грузы. Такая одежда подходила для летней охоты и рыбной ловли; подошла она и для Туркестанских походов. Гимнастерки шили из белого льняного и конопляного полотна.

Ткань пропускала воздух и быстро высыхала в жаре. Льняные и конопляные волокна на разрыв очень прочны. Ночи холодные, поэтому солдаты иногда носили рубахи из верблюжьей шерсти. Командование смотрело сквозь пальцы на подобные вольности с военной формой: приобретайте и носите всё, пригодное для выполнения боевых задач, но обязательно с пристегнутыми погонами и без лишних расходов казны.

На полотнах Верещагина солдаты Туркестанских военных экспедиций одеты в белые просторные гимнастерки и красные или белые шаровары. Сам художник неоднократно участвовал в штыковых контратаках, по рассказу очевидца, «в каком-то фантастическом костюме из когда-то белого холста». Опыт ветеранов обладал пестрым видом, напоминал экипировку охотника-легашатника в летний период и состоял из рубахи, шаровар любых светлых оттенков и легких самодельных поршней или даже лаптей вместо сапог. Солдаты шили кепи из рубашечной ткани со специальными назатыльниками для защиты шеи и головы от прямых солнечных лучей.

Кожаные подсумки, закреплявшиеся на поясе, не пригодились в условиях подвижных боёв. Необходимо было держать их открытыми и готовыми к использованию, что при бегстве вызывало высыпание патронов из подсумков.
Воины с опытом стали шить сумки из сукна для переноски 120 патронов (боекомплект вдвое больше обычного весом около 5 кг) к винтовке Бердана.

Ремень сумки проходил под поясной, чтобы сумка при беге не хлопала по бедру. На неё нашивали гнезда для нескольких патронов для максимально быстрой перезарядки. Кожаный ранец, по отзывам многих, был слишком тяжёлым, натирал спину и плечи. По настойчивому требованию солдат его заменили холщовым «вещмешком туркестанского типа» с плечевыми ремнями, как у ранцев. Это позволяло хорошо подогнать его к телу солдата. По размеру он был больше современного армейского вещмешка. В обязательном комплекте экипировки — вместительная баклага (фляга) на ремне через плечо, обшитая войлоком.

В условиях жаркого климата работоспособность и боевая готовность зависят от своевременного приема воды. Во время жары неукоснительно выполнялось требование военного времени: малый вес каждого предмета. Важно, чтобы экипировка была максимально функциональной, удобной, прочной, не ограничивала движений и защищала от переутомления, натираний и теплового удара. Это было своего рода охраной боевых действий.

В Русско-японскую войну гимнастерки перекрашивали в защитный цвет для маскировки. Командиры предлагали шить форму и палатки из ткани цвета хаки еще до войны. Красители поставляли прямо на фронт. Льняная ткань солдатской формы была неровной, окрашенная в оттенки хаки, она хорошо маскировала днем и ночью. Армейские охотничьи команды заказывали одежду из башлычной шерстяной ткани серо-коричневых оттенков. Она не шуршала и отлично маскировалась среди деревьев, на поле и в кустарнике. Разведчики регулярно устраивали коллективные охоты на крупных зверей: медведей, волков, тигров и леопардов, чтобы поддерживать физическую форму и оттачивать навыки совместных действий.

В Первую мировую и Гражданскую войны все стороны конфликта переодевались в гимнастерки горохового (серо-желтого) цвета и хаки. Появился образец военной формы, который наверняка оценили охотники, — рубаха образца 1922 года. Это была гимнастерка с плотным стоячим воротом и прорезными боковыми карманами, шитая из плотной хлопчатобумажной ткани или шерстяного сукна.

Между двумя мировыми войнами полувоенная одежда пользовалась большой популярностью. В гимнастерках ходили не только военные, но и ответственные советские работники с портфелями, учителя, школьники и студенты. Охотники активно использовали различные виды гимнастерок: просторная военная или полувоенная рубаха не стесняла движений при стрельбе, не шуршала, что позволяло успешно добывать дичь. Туристам в 1920–1930 годы советовали для походов использовать военизированную форму одежды под названием юнгштурмовка (тельмановка). Это была популярная среди молодежи гимнастерка серого цвета или хаки с отложным застегивающимся воротником и накладными карманами. Юнгштурмовки носили со специальной портупеей, часто с военной. В них ходили на охоту, в турпоходы, участвовали в спортивных мероприятиях.

Гимнастерка оставалась удобной и практичной полевой формой. Часто интенсивный огонь обязывал перемещаться по полю боя короткими бегущими ускорениями или ползком, плотно прижавшись к земле.

Гимнастерка образца 1935 года имела отложной воротник, что навеяно популярной в то время юнгштурмовкой. Разрез на груди закрывался плашкой с секретной застежкой на три пуговицы.

Для гимнастерок использовалась пестротканая ткань (меланж) из разноцветных ниток. В результате получался насыщенный защитный цвет хаки разных оттенков — от серо-желтого до зеленовато-коричневого и коричневато-желтого. При попадании крупных капель дождя гимнастерка превращалась в двухцветный «камуфляж с брызгами», делая человека малозаметным на фоне зарослей — силуэт «растворялся» на глазах. Это можно увидеть на фестивалях военно-исторической реконструкции периода Великой Отечественной войны. Шаровары шили из ткани такого же типа, но более толстой и крепкой.

Дальнейшее развитие полевой военной формы могло бы состоять в появлении двухцветного камуфляжа. На однотонную пестротканую материю цвета хаки можно наносить продолговатые пятна темнее основного фона. Такой рисунок камуфляжа будет эффективен и сейчас. Оттенки предвоенной гимнастерочной ткани цвета хаки схожи с цветом прошлогодних листьев, травы, лесной подстилки. Она очень напоминает льняную мешковину, которая является хорошим маскировочным материалом для изготовления охотничьих скрадков, накидок или тентов.

В 1943 году армия вернулась к погонам и гимнастеркам с высоким воротником. После Великой Отечественной войны гимнастерки и шинели военного времени охотники продолжали носить долгое время. Полы солдатских шинелей укорачивали для удобства хождения по лесу. Если зимнюю охотничью одежду шили самостоятельно, то старались повторить покрой привычной гимнастерки. В одной из статей 1960-х годов, посвященной одежде охотников-промысловиков, говорится, что «охотничья куртка шьется по типу гимнастерки, но из шинельного сукна».

Освоение Сибири обусловило создание специальной одежды для работы в местности с преобладанием комаров и клещей. Широкое распространение получили штормовки — куртки с капюшоном, изготовленные из плотной ткани палаточного типа, обладающей влаго- и ветрозащитными свойствами. Их применяли и продолжают применять для различных работ в полевых условиях, а также для охоты, рыбалки и туризма. В 1950-е годы разработали костюм защиты от насекомых: состоящий из нательного сетчатого белья, штанов и куртки с нагрудными карманами, напоминающей гимнастерку с капюшоном. Ворот застегивался на короткую молнию, а рукава и штанины стягивались для предотвращения проникновения комаров и клещей. Так появились энцефалитки — легкие куртки, являющиеся частью противоэнцефалитного костюма.

Штормовки бывают распашными, с пуговицами или молнией, а также надеваемыми через голову. Изготавливают их из разнообразных материалов: от мембранной синтетической ткани до шинельного сукна и тонкого брезента. Простая ветрозащитная куртка с капюшоном, надеваемая через голову, с карманом на груди, называется анораком. По сути, просторная гимнастерка очень похожа на анорак без капюшона, но гимнастерка — это не верхняя одежда для холодной, ветреной и сырой погоды, и ее шили из «дышащей» хлопчатобумажной или шерстяной ткани, в то время как на классический анорак шла плотная плащевая ткань.

Распашная и одежда через голову имеют свои преимущества и недостатки. Вместительный карман анорака не перекрывается лямками рюкзака, что важно; анорак лучше распашной куртки защищает от ветра, прочнее, проще, надежнее и дешевле распашной курток на пуговицах или молнии. Но в коротких походах предпочтительна распашная куртка. Если есть вероятность попадания в трудную ситуацию, анорак из непромокаемой ткани может пригодиться как дополнение к куртке. Например, при ЧП в дальнем походе полезны анорак и штаны из яркой сигнальной ткани.

В условиях тундры предпочтительны матерьялы без молний.

Анорак — эскимосское слово, обозначающее одежу, приспособленную для условий тундры, берегов северных морей и океанов. В случае отказа работы молнии её починить почти невозможно.

Традиционная российская система подготовки походных экспедиций предполагает непрерывную готовность к самым сложным ситуациям, потому много чего из военной и геологоразведочной практики прошлого остается востребованным и сегодня.