фото: Антона Журавкова
Вопрос 1:
В последнее время в социальных сетях увидел информацию о возможном обязательном изучении охотничьего минимума для всех охотников.
Я помню, когда четыре года назад получал лицензию на охоту, мне дали читать инструкцию.
Увидев её, вспомнил многое из того, что рассказывали ребята о том, как раньше становились охотниками.
Возвратил книгу и подписался в какой-то книге учета.
Теперь то, что реально заставит пройти обучение охотминимума на каких-либо курсах.
А еще и экзамен сдать придется. Серьезно?
Отвечаю:
Толян, спасибо за вопрос!
Вероятно, вы увидели неудачный комментарий о проекте Федерального закона № 10309-8 «Об внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях закрепления обязанности по прохождению обучения требованиям охотминимума) (далее – Проект)». Проект представлен Государственной Думе РФ 28 октября прошлого года, но до сих пор не рассматривался даже в первом чтении.
Уже много лет в охотничьем сообществе обсуждают необходимость этого требования, хотя до сих пор такой обязанности нет. Граждане, решившие стать охотниками и получить лицензию, обязаны под роспись ознакомиться с требованиями минимального уровня подготовки. Однако данное требование устарело.
Знакомство с охотминимумом не всегда обеспечивает гражданину минимальный набор знаний и навыков для осуществления охоты, что ежегодно приводит к выявлению более 50 тысяч правонарушений в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов в России.
Количество несчастных случаев на охоте только увеличивается. В 2015 году их регистрировалось 40 за год, а к 2019 году этот показатель вырос до 58 в год. К настоящему времени число таких случаев не уменьшается.
При enactment of the Project as a federal law, it will come into force on September 1st of this year. The Hunting Act will then feature a new Article 21.1 and Article 21 regarding the hunting minimum will be amended. Through amendments and additions to Articles 32 clauses 5.1 and 5.2, and Article 34 with the addition of a new clause 3.1, powers of state authorities in the field of hunting will change.
С принятием новых правил закона об охоте пропуск на охоту станет документом единого федерального образца, без ограничений по территории действия. Будет иметь учетную серию и номер, а регистрировать его будет орган власти субъекта Российской Федерации в государственном реестре охотхозяйств.
Охотничий билет начнет действовать после занесения его информации в государственный охотхозяйственный реестр. Этот документ выдают в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления, но не раньше, чем сведения о нём попадут в реестр.
В новой редакции пункта 1 статьи 21 Федерального закона об охоте предусмотрено, что охотничьи билеты будут выдаваться гражданам, прошедшим проверку по знаниям требований охотничьего минимума.
Статья 21.1 Проекта обязывает граждан, получивших охотничий билет впервые, пройти обучение нормам охотничьего минимума и после этого — проверку по их знаниям.
Охотминимум устанавливает требования к правилам охоты, технике безопасности при её проведении, а также основам биологии диких животных.
Власти регионов России проведут проверку знаний гражданам по установленному правительством РФ порядку.
Статья Проекта также устанавливает, что для проверки на знание требований охотминимума заинтересованное лицо обязано предоставить органу исполнительной власти субъекта РФ выписку о результатах медицинского освидетельствования по статье 6.1 ФЗ об оружии. В выписке должны быть сведения об отсутствии противопоказаний к владению оружием.
Анатолий, авторы Проекта предлагают внести в ФЗ об охоте требование для впервые получающих охотничий билет пройти обучение по знанию охотничьего минимума и проверку полученных знаний. Вас лично, как и других охотников, это, вероятно, не коснется. Рекомендовал бы Вам изучить эти требования самостоятельно.
Вопрос 2:
Расскажите, пожалуйста, о новом Проекте по закону об охоте, в котором могут ввести дополнительные платы за добычу кряквы и чирка. Возможно ли такое? (Валерий Николаевич К., охотник — пенсионер из Новосибирска).
Отвечаю:
Уважаемый Валерий Николаевич, благодарю за сообщение.
28 октября прошлого года в Государственной Думе Российской Федерации был представлен проект Федерального закона № 10375-8 «Об изменении статьи 13 части первой и части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части отдельных вопросов уплаты сбора за пользование объектами животного мира). Первоначально планировалось ввести его в действие с 1 января 2022 года, но к 5 апреля проект не рассматривался ни в одном из трех необходимых чтений.
Авторы предлагают добавить в Налоговый кодекс РФ новые объекты обложения сбором за пользование объектами животного мира.
Возможно, вы знаете, что в настоящий момент НК РФ признаёт таковыми лишь объекты животного мира, перечисленные в статье 11 Федерального закона об охоте.
К такому отнесены: 1) млекопитающие: а) копытные животные — кабаны, кабарга, дикий северный олень, косули, лоси, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлоны, сайгаки, серны, сибирский горный козел, туры, снежные бараны, гибриды зубра с бизоном, домашним скотом; б) медведи; в) пушные животные — волк, шакал, лисица, корсак, песцы, енотовидные собаки, енот-полоскун, рысь, росомаха, барсук, куница, соболь, харза, дикие кошки, ласка, горностай, солонгой, колонок, хори, норки, выдры, зайцы, дикие кролики, бобры, сурки, суслики, кроты, бурундуки, летяги, белки, хомяки, ондатра, водяная полевка.
Птицы: гуси, казарки, утки, глухари, тетерева, рябчики, куропатки, перепела, кеклики, фазаны, улары, пастушки, обыкновенные погоныши, коростели, камышницы, лысухи, чибисы, тулесы, хрустаны, камнешарки, турухтаны, травники, улиты, мородунки, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнепы, вальдшнепы, саджи, голуби, горлицы.
Для сохранения обычаев и традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к охотничьим ресурсам причисляются также гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки и чистиковые.
Законами регионов России возможно включение в охотничьи ресурсы млекопитающих и/или птиц, не перечисленных в первой и второй частях данной статьи.
В действующем НК РФ для добычи большого количества охотниками видов, таких как гуси, казарки, утки, рябчик, зайцы, лисицы, белки и другие, не установлены размеры ставки сбора за добычу. В связи с этим авторы Проекта предложили внести соответствующие изменения в статью 13 и наименование Главы 25.1 НК РФ.
Чтобы это сделать, слова «объект животного мира» дополнить словами «отнесенными к охотничьим ресурсам». После этого появится возможность дополнить и изменить редакции статей: 333.1 – 333.7 и 333.33.
В НК РФ можно дополнить ставки налогового сбора за добычу большой группы массово добываемых охотниками видов охотничьих ресурсов (гуси, казарки, утки, рябчик, зайцы, лисица, белки и прочие). Затем установить единую сумму сбора за дополненные в качестве возможных объектов налогообложения охотничьи ресурсы.
Сбор за пользование массовыми видами охотничьих ресурсов необходимо оплатить до получения разрешений на их добычу одним платежом. Размер сбора рассчитывается независимо от количества разрешений на добычу охотничьих ресурсов, при условии, что сроки охоты, указанные в полученных разрешениях, истекают в течение года с даты оплаты сбора.
Размер сбора за использование этих охотничьих ресурсов устанавливается по ставке, назначенной для каждого вида ресурса, не считая общего количества использованных особей.
За пользование охотничьими ресурсами из массовых видов пушных животных сбор предлагается установить в размере 600 рублей, а за пользование охотничьими ресурсами — птицами — в размере 700 рублей.
Законопроект предлагает установить сбор за добычу волка и шакала в размере нуля рублей, так как это необходимо для защиты охотничьих ресурсов и сельскохозяйственных животных от существенного ущерба.
Инициированный проект изначально задумывался для первого рассмотрения в ноябре 2021 года, однако это не состоялось вследствие конструктивной критики со стороны депутатов, специалистов охотничьего хозяйства, экспертного сообщества и активных охотников. В связи с этим появились предложения о приостановлении работы над проектом.
Вопрос 3:
Вчера охотник, имеющий двадцатилетний стаж, получил информацию о том, что теперь разрешено владеть до десяти ружьями. Может быть, это реально? Константин Алексеевич М., охотник из Астрахани.
Отвечаю:
Уважаемый Константин Алексеевич, 25 февраля Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон номер 21 — ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ‘Об оружии'» (далее – ФЗ — 21).
Редакция части 11 статьи 13 Федерального закона № 21 об оружии установила, что поправки в эту часть вступят в силу через 180 дней после официального опубликования закона. Внесенные изменения увеличивают до десяти единиц максимальное количество охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и (или) охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом.
Обязательным условием является наличие у гражданина права на покупку охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом.
Законом ФЗ-21 установлено ограничение: одно лицо не может владеть более 10 единицами огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом.
Вопрос 4:
В новостных источниках много информации о том, что наряду с обычным стрельбой из нарезного оружия, хотят ввести обязательный отстрел гильз из гладкоствольных ружей для хранения в Росгвардии. Неужели это возможно?
Часто использую одни и те же гильзы для снаряжения патронов при охоте на различные виды дичи: папковых, платмассовых и латунных. Потом применяю их для стрельбы из имеющихся у меня законных ружей 12 калибра — одно- и двухствольных.
Может ли кто-нибудь считать возможным определить настоящего владельца огнестрельного оружия по использованной гильзе, которая многократно использовалась и в двух разных стволах? (Олег, москвич-охотник).
Отвечаю:
Уважаемый Олег, я разделю ваши опасения. Вопросы о возможности использования отстрелянных ранее гильз для определения владельцев оружия возникали и раньше. Будучи не специалистом в области криминалистической экспертизы оружия, я не понимаю этого.
В декабре прошлого года лично участвовал в проведении независимой антикоррупционной экспертизы проекта приказа Министерства Внутренних Дел Российской Федерации «Об утверждении Криминалистических требований к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему» ID проекта 01/02/12-21/00123828 (далее – Проект).
Выполнив это, руководствовался значимостью проекта, который позволит утвердить новую редакцию криминалистических требований к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему.
В Проекте меня беспокоит пункт, предлагающий считать обязательным формирование на стреляных гильзах следов оружия с комплексом признаков, достаточным для его идентификации.
Конечно знал, что в пункте 33 действующих Криминалистических требований (приказ МВД России от 30.06.2017 г. № 429) есть требование о том, чтобы гильзы патронов к оружию обеспечивали сохранение на себе следов частей и деталей, пригодных для его идентификации.
В Проекте отсутствуют определения термина «конструкция гильзы, гарантирующая сохранность следов частей и деталей оружия».
Знание этого важно, поскольку Федеральный закон об оружии запрещает на территории России обращение как гражданского, так и служебного оружия, а также патронов к нему, если его технические характеристики не соответствуют криминалистическим требованиям.
Автор направил предложения по устранению спорных пунктов проекта, как и другие эксперты, возможно. К пяти апреля автор не получил информации о принятии проекта. Пока не стоит беспокоиться.