Знаете ли вы, как сделать удобную обувь из шкуры животного в походных условиях без сложных инструментов и навыков сапожника? Обратитесь к опыту казаков и коренных народов Кавказа. Подробности и полное практическое руководство – в данной статье!
Традиционную кавказскую обувь под названием «чувяки» или «чевяки» можно увидеть на картинах художника-баталиста Ф. Рубо, любившего изображать представителей горских племен, а также российских солдат и казаков на своих полотнах, посвященных эпохе Кавказской войны. Визуально этот вид обуви напоминает невысокие носки или легкие тапочки – персонажи картин почти полностью закрывают стопу, а по высоте доходят до щиколотки владельца.
Исторически у кавказских горцев не было такого ремесла, как сапожное дело. Причиной тому не было слаборазвитое производство или недостаток природных талантов. Все объяснялось тем, что при постоянной и регулярной ходьбе по камням срок носки сапог – даже самых хороших и крепких – в лучшем случае исчислялся парой недель.
Неизвестно, когда точно это произошло и кто первым придумал такой способ, но наиболее распространенной обувью на Кавказе были чувяки – легкие тапочки без подошвы. А шились они из невыделанных коровьих шкур! Да-да, Вы не ослышались. В горских обществах и казачьих станицах тех времен основной ценностью и эквивалентом прочих товаров считался скот – коровы, быки, овцы. Поэтому свежая содранная коровья или бычья шкура редкостью не являлась.
Чтобы сшить пару обуви, необходимо было вырезать два куска кожи размером примерно 40х40 см. Кожу накладывали сверху на стопу шерстью вовнутрь и разрезали с одной из сторон до середины так, чтобы после сшивания можно было просунуть в разрез стопу. Это был бы верх будущей обуви. После этого кожу складывали пополам и сшивали по контуру стопы от кончиков пальцев до пятки единым швом.
Для этого использовалась традиционная техника шитья, применяемая при изготовлении и починке конского снаряжения. Ее суть заключается в том, чтобы в каждое проколотое шильцем отверстие с противоположных сторон вставлять концы прошивных нитей навстречу друг другу. После затягивания такой шов никогда не разойдется даже в том случае, если строчка где-то на его протяженности будет нарушена. Этот способ известен во всем мире под названием «шорно-седельный».
После окончания шитья излишки кожи просто отрезают. С каждой боковой стороны возле шва оставляют по 1 см материала, чтобы утолщение не создавало неудобств при носке. Вокруг прорези в верхней части лишнее срезают так, чтобы обрез обуви доходил до голеностопного сустава.
В процессе ношения чувяки подсыхали, приобретая форму ноги. Если не принимать во внимание соображения брезгливости, то в условиях пересеченной местности Кавказа это была идеальная обувь. Сырая коровья шкура позволяла ноге быть чувствительной и ощущать все неровности – ветки, камни и тому подобное. При этом она была чрезвычайно устойчивой по отношению к нагрузкам на разрыв и истирание. При ходьбе по жесткой траве или колючкам ступня была надежно предохранена от возникновения травмы.
Безусловно, чувяки были не слишком долговечными в носке, поскольку шкура спустя какое-то время начинала терять волос, затем – портилась или пересыхала. Такой способ был чрезвычайно дешевым, повсеместно доступным и давал возможность обзавестись обувью, которую с полным основанием можно назвать ортопедической.
Вспомним описанного Л.Н.Толстым лихого казака, пластуна и разбойника – дядю Ерошку из повести «Казаки». Автор повествует о том, как, придя с ночной охоты, Ерошка стаскивает с ног сырые чувяки и бросает их в воду, чтобы те не потеряли эластичности.
В воспоминаниях Ф.И. Елисеева – знаменитого казака-джигита, воевавшего против большевиков в составе Кубанской армии, есть эпизод, где он описывает, как шил себе обувь из сырых коровьих шкур. По собственному признанию, результат его полностью удовлетворил, а сослуживцы высказали полное одобрение, поскольку такой поступок полностью согласовывался со старыми казачьими традициями. Что характерно, на момент описываемого события Елисеев находился в чине подполковника!
Конечно, многих современных выживальщиков подобные «рецепты» заставят содрогнуться от чувства брезгливости. Однако не спешите пренебрегать способами, которые проверены сотнями лет. В условиях дикой природы из шкуры кабана, косули или лося можно сшить превосходную крепкую обувь, которую гарантированно не сможете порвать или проколоть.
Если в обиходе есть шильце, гвоздь или кусок стальной проволоки, можно без труда соорудить замену пришедшей в негодность обуви фабричного производства. Не забудьте тщательно выскрести мездровую часть шкуры и не оставляйте чувяки близко к огню.
Пусть «дедовские» способы покажутся кому-то примитивными, знайте — работают, и обращение к поможет с честью выйти из тех испытаний, с помощью которых природа проверяет человека на прочность.