Привет! Меня тут как-то спрашивали в комментариях, будет ли статья про “стиль дровосека”. Обещал написать, и вот он, пост про пресловутого urban lumberjack’а. Вообще-то само понятие далеко не ново, можно даже сказать, набил оскомину этот стиль дровосека — в общем, назвать его восходящим трендом на сегодняшний день уже не получится.
Картинка в голове примерно у всех такая при упоминании термина: бородатый суровый чувак в клетчатой фланелевой рубашке, потертых джинсах и грубых, видавших виды высоких ботинках. Топор мыслится, но наличие его в городских условиях совсем не требуется.
Но это, конечно, штамп, упрощение: настоящий рабочий стиль — гораздо более широкое понятие. Об этом сегодня и поговорим.
Помимо профессии дровосека существует, как вы понимаете, множество других уважаемых занятий, которые можно назвать рабочими, то есть тех, где люди создают полезный продукт, используя в первую очередь силу своих рук: механики, шахтеры, строители, токари, сварщики, фермеры, ремесленники — все те, кому для работы требуется практичная, грубая, надежная одежда и обувь — качества, за которые и любят апологеты стиля workwear все эти редвинги, дакджекеты и джинсы из 25-унцевого роу-денима.
То есть источников для формирования стиля очень много, представитель любой рабочей специальности, где есть униформа или просто характерные предметы одежды, может стать вдохновителем для создания конкретного образа workwear.
Сейчас мы не будем говорить о милитари, где заимствование происходит аналогично, только из военной униформы — хоть и понятия эти очень близки и магазины, торгующие рабочей одеждой, как правило, имеют в своем ассортименте вещи милитари. Сегодня мы обозначим условные границы только рабочего стиля.
Помимо термина workwear (буквально: рабочая одежда) в ходу также такие англоязычные обозначения, как Americana и American Heritage. Действительно, наследие американцев здесь трудно переоценить: вспомним хотя бы, что ключевой предмет, джинсы — родом с американского континента, да и подавляющее большинство брендов, выпускавших и выпускающих повседневную одежду в этом стиле — американские. Однако рабочие есть в любой стране и полностью олицетворять стиль с Америкой было бы некорректно. Япония, Великобритания, Франция — все эти и другие страны так или иначе повлияли на то, каким мы можем наблюдать workwear сейчас. Пример: французская рабочая куртка 50-х годов (Herringbone French Work Jacket «Bleu de Travail»):
Или ирландские твидовые кепки:
Все это примеры рабочего стиля и они европейского происхождения. Конечно, и у американцев есть свои кепки и куртки, но, еще раз, workwear как особый стиль имеет корни по всему миру. Поэтому лучше здесь будем использовать это название или даже можно еще шире — rough style (грубый, суровый стиль).
Допустим, вы решили начать составлять свой гардероб в этом стиле. Что вам потребуется, на что ориентироваться, из каких элементов его создавать? Перечислим несколько наиболее характерных.
В первую очередь стоит подумать об обуви, так как это основа — без подходящей обуви ничего не получится. Не думайте, что сможете обойтись своими вроде бы похожими высокими Ecco или Massimo Dutty на тонкой подошве — нет, вам нужны настоящие грубые крепкие ботинки:
Довольно часто в образ легко можно вписать и обувь спортивного типа — кеды или кроссовки.
Грубые хлопковые штаны или джинсы. Причем брюки не обязательно должны быть кристальной чистоты или выглядеть с иголочки, наоборот — застарелые пятна различного происхождения (масло, краска, да что угодно) будут смотреться вполне органично.
Штаны желательно просторные и комфортные, не сковывающие движений. Дырки и потертости также приветствуются. Джинсы или брюки часто широко подвернуты.
А иногда и экстремально широко:
Не прогадаете, если внедрите в образ клетчатую рубашку. Могут быть из фланели или более тонкого хлопка. Конечно, клетка не должна быть тонкой и мелкой, как у классических рубашек.
Для рабочего удобство и практичность одежды важны как ни для кого больше. И хороший комбинезон в этом смысле крайне полезная штука. Поэтому с этим предметом вы можете также экспериментировать, если чувствуете себя в нем уверенно.
В качестве верхней одежды можно использовать всевозможные джинсовки, спецовки (похожие на упомянутые выше французские), и любые другие рабочие куртки.
Жилеты. Конечно же, жилеты носили не только профессора, банкиры и президенты. Те, кто трудился на фабриках, в мастерских и на фермах, также часто носили жилеты. Только сшиты они были не из тонкой камвольной шерсти, а из твида, хлопка или льна. Жилет — еще один отличный вариант для экспериментов с workwear.
Акценты можно и нужно создавать с помощью аксессуаров. Один из вариантов — бандана. Продаются как яркие бананы красных или желтых цветов, так и вполне скромные и неброские, которые ненавязчиво будут дополнять весь комплект. Рабочие часто использовали этот аксессуар: выполнял он довольно важную функцию — защищал от пыли или жаркого солнца. Для фиксации банданы на шее можно использовать зажим из кожи или металла или просто повязать на шее двойным узлом.
Из головных уборов отметим три. Шерстяная кепка. Чаще всего это твид или более легкая шерсть. О разновидностях кепок можно почитать здесь.
Это может быть также кепка A-3. Носили ее военные механики, но и у гражданских рабочих есть масса аналогов. А носят ее обычно с приподнятым вверх козырьком. Вот так:
Для более холодной погоды подойдет обычная вязаная шапочка:
В заплатках, дырках (открытых или заштопанных), сильных потертостях может быть особый шик и романтика, и здесь, в отличие от интеллигентного смарт-кэжуал, например, где обычно ограничиваются небольшими аккуратными нашивками на локтях пиджака или свитера, — территория для игры в небрежность несопоставимо огромна. Вы можете сделать заплатку практически в любом месте, где вам только захочется, будь то джинсы, куртка или рубашка. Есть даже фирмы, которые занимают именно эту узкую бизнес-нишу — художественное восстановление предметов одежды, преимущественно джинсовой.
В общем в workwear заплатки вы можете беззастенчиво использовать, но все же лучше проследить за тем, чтобы они выглядели естественно и красиво.
Не стоит думать, что лишь потому, что workwear это свободный и грубый стиль, то здесь менее трепетно относятся к качеству материалов, исполнению и меньше внимания уделяют деталям, чем в классике с ее туфлями, пиджаками и галстуками. То, что называют craftsmanship, знатоками стиля возведено в ранг фетиша, священной коровы. Здесь тоже скрупулезно считают плотность стежков на дюйм, количество ручных операций и следят за тем, присутствует ли на джинсах пресловутая красная selvage кромка. Эстетика тут важна не меньше, просто она другая: аристократизм тонких сорочек противопоставлен демократичности фланелевых рубашек, утонченность приталенных блейзеров отрицается брутальностью жестких докерских курток, изящность мыска туфель из мягкой кожи заменена грубостью круглых носков рабочих ботинок на толстой подошве. Эстетика есть — да еще какая!
Создавать гардероб в рабочем стиле можно, используя настоящую винтажную одежду, то есть оригинальную, сшитую давно, в 50-е, 60-е, 70-е, поношенную или в состоянии deadstock (то есть произведенную давно, но ни разу не надетую, пролежавшую долгое время на складах). В Москве, например, такой ассортимент есть в Dusty Fellas. Вот некоторые старые марки, которые стоит иметь ввиду:
Lee, Headlight, Big Mac, Carhartt, Pay Day, N&W, Crown, Hercules, Osh-Kosh, Overalls, Levi’s, Finck’s, Powr House, Can’t Bust’Em, Pioneer.
Можно покупать “новоделы”, культовые предметы одежды, выпущенные в наше время. Проще всего, конечно, подбирать вещи современных брендов из новых коллекций, переосмысленные на новый лад, но выдержанные в стиле workwear. Таких марок и магазинов много. Вот некоторые:
Workaday, Edwin (частично), Mister Freedom, Kapital, Nigel Cabourn, RRL, Rising Sun, Pike Brothers, Scarti-Lab, Carrier Company.
Обувь: Chippewa, Viberg, Wolverine, Red Wing
Магазины: Son of a Stag, Self Edge, Sunset Star, Superdenim
Ну что ж, надеюсь смутный образ “городского дровосека” стал более отчетливым благодаря этому посту, и возможно, даже кому-то захочется сменить имидж — повесить в шкаф свой слегка поднадоевший смарт-кэжуал и попробовать себя в более романтичной и брутальной роли. Впрочем, никто не запрещает чередовать: на работе вы Кэри Грант, в выходные — Джеймс Дин.
Напоследок вот вам отличный лукбук Levi’s, сделанный “под настоящие винтажные фото”. И несколько картинок для вдохновения.