Металл и поэзия: оружейное дело Ivo Fabbri

Италия — удивительная страна. Два тысячелетия назад её территория стала центром величайшей мировой цивилизации, подарившей человечеству основы демократии, римское право, принципы организации армии, государства, торговли и банковского дела. Тысячу лет назад её народ задавал темпы развития мировой экономике, объединив торговые интересы Европы, Африки, Ближнего Востока, Средней Азии и Китая на Апеннинском полуострове. Полвека назад Италия стала центром создания и массового производства лафетного и ручного огнестрельного оружия.

Вряд ли найдется человек на планете, не знающий о таких компаниях, как Benelli, Beretta, Marocchi, Perazzi, Franchi. Итальянские предприятия без преувеличения главные поставщики лучшего в мире огнестрельного оружия. Продукция этих предприятий долгие годы занимает первые места среди аналогов, даже там, где сильны собственные традиции оружейного конструирования.

В связи с этим иногда возникает вопрос: кто самый лучший в самой Италии? Какие бренды стали эталоном в местах, где целые области заселены оружейниками из поколений и по каким критериям можно определить их превосходство над теми, кому принадлежит мировое первенство?

Вопрос сложный, но решение есть. Предлагаем историю жизни и работы Иво Фаббри как пример, оставив оценку каждому читателю.

Иво появился на свет в селении Поджо Берни, находящемся недалеко от города Форли в провинции Эмилия-Романья, в северной части Италии.
Мягкий климат и сложная местность сделали этот регион настоящей Меккой для охотников Европы. Птицы, копытные и мелкие хищники, обитавшие там, служили объектами охоты для местных жителей на протяжении веков.

Из-за этого Иво Фаббри, простой деревенский мальчик, с детства был страстным охотником. Благодаря увлечению, ему были знакомы лучшие стрелки своего региона, и часто беседовал любители охоты из других стран. Будучи общительными людьми, они не отказывали парню, когда он просил подержать в руках их ружья.

С годами интерес к оружию у Фаббри рос, и юный мастер начал замечать закономерности конструкторских схем моделей, которыми он пользовался. В подростковом возрасте Иво охотился самостоятельно. Его занимала мысль о том, что практически все оружие, которое ему удалось осмотреть, имело иностранное происхождение.

На ствольных блоках и колодках были английские, чешские, бельгийские, французские даже американские клейма. Итальянских не было. Единственным ружьем из Италии, которое он помнил, была модель Luigi Franchi Imperial, с которой охотился один из его старших знакомых. Это показалось ему странным, и после осмотра «империала» у Иво Фаббри возникла мысль о начале производства охотничьего оружия самостоятельно.

Первый результат его замыслов — два самодельных гладкоствольных ружья, детали для которых сделал из доступных предметов.

Мастер юного возраста владел небольшим набором слесарных инструментов и не пользовался инструментами для обработки металла, а доводку деталей выполнял в процессе сборки вручную, применяя алмазный надфиль.

Изготовленное им оружие оказалось грубым, а рабочее время механизмов было небольшим. Тем не менее, обе модели действовали исправно, что подтверждал во время охот автор этих конструкций.

В начале 1950-х Иво Фаббри призвали на службу в армию. Уже к тому моменту он был опытным стрелком, разбирался в баллистике и обладал слесарными навыками. Службу проходил в области Брешиа в Северной Ломбардии — историческом центре итальянского оружейного производства.

Случайно или по воле судьбы Фаббри проходил службу в артиллерии, где мог углубить свои знания. После службы Иво решил не возвращаться в Поджо Берни. Первым местом его работы стало автомобильное предприятие Fiat, производственные площадки которого находились в Брешии, неподалеку от места службы оружейника.

Фаббри, несмотря на загруженный график работы, уделял время охоте и посещал стрельбище. Однажды он решил приобрести новое ружье и обратился в магазин оружейника Дезенцани, чье предприятие специализировалось на производстве охотничьего оружия.

Иву предложили множество моделей ружей, но ни одна не полностью соответствовала его требованиям. Представленные модели пользовались популярностью среди местных охотников и даже вывозились за границу, но каждый из них, по мнению Иво, имел какие-либо недостатки — конструктивные или технологические. В итоге ни одна модель Дезенцани, Фаббри не понравилась ему. Хозяин фирмы сказал неудовлетворённому покупателю: «Если вас что-то не устраивает, сделайте себе ружье сами». Иво воспринял эту фразу как указание к действию.

Пройдя некоторое время, он занялся разработкой собственных проектов охотничьего оружия, оформляя их в виде чертежей и схем. Ему довелось познакомиться с владельцем известной фирмы — Даниэлем Перацци. В то время продукция под его именем пользовалась популярностью как в Италии, так и за ее пределами. господин Перацци обратил внимание на идеи Фаббри и предложил ему сотрудничество.

Проекты Иво Фаббри были реализованы в металле и дереве на заводах компании Perazzi. Главным достижением работы Иво стало создание серии спортивных бокфлинтов Perazzi MX8. Этот проект отличает направленная разработка ружья для профессиональных спортсменов. Примененная конструкторская схема стала первой и на долгое время единственной в своем роде.

В 1964 году итальянский спортсмен Эннио Маттарелли, стрелявший из ружья Perazzi MX8, завоевал золотую медаль Олимпийских игр в Токио, и Даниэль Перацци обрёл мировую известность. Иво Фаббри решил организовать собственное производство оружия.

В 1965 году мастерскую открыли в Брешии. Четыре года спустя, в 1969 году, производственный цех и штаб-квартира новой фирмы переехали в коммуну Кончезио, находящуюся в том же округе. Главным помощником и партнером Фаббри стал его сын Туллио.

Концепция развития компании Fabbri и ее маркетинговая политика — полная заслуга Фаббри-младшего. С момента основания фирмы акцент производства делался на уникальное ручное оружие высокой проработки.

Фирма располагает производственными мощностями в двухэтажном здании. На первом этаже изготавливают и обрабатывают заготовки. Подгонка, доводка и сборка готовой продукции выполняются на втором. В компании Fabbri работает 17 человек, включая обслуживающий персонал: охранника, дворника и уборщиков.

Объем выпускаемой продукции отражает отношение коллектива к работе. В течение года мастерская производит не более 30 ружей. Каждый образец создается по одной конструкторской схеме – гладкоствольный бокфлинт переломного типа. Фабричные вертикалки отличаются применением проверенных временем конструкторских схем, воплощенных в металле с помощью современного оборудования, оснащенного ЧПУ.

Фирма производит на своих площадках все детали от ствольной заготовки до крепежа, цевей и прикладов в замкнутом цикле. Исключение составляют детали лож, для производства которых используется древесина благородного ореха. Ранее массив поставлялся из Турции, а современные модели комплектуются ореховыми ложами, материал для изготовления которых закупается во Франции.

Для изготовления стволов применяется запатентованный сплав Vacuum arc remelting Steel, созданный Иво Фаббри. В состав входят хром, никель, медь, марганец, кремний и молибден. Кричное железо проходит двойную вакуумную переплавку для удаления шлаков, после чего многократно ковывается. Готовые ствольные блоки, устанавливаемые на ружья, выпускаются в полном диапазоне калибров от 12-го до .410-го.

Ствольные коробки делают из стали с содержанием титана. За счёт этого изделия весят мало, занимают мало места, но при этом обладают высокой прочностью.

Запорная система расположена снизу. В передней части ствольный блок упирается в полуцапфы коробки, сзади фиксируется подпружиненной планкой Перде. Боковые выступы казенной муфты опираются на боковины коробки, увеличивая площадь ее соприкосновения со ствольным блоком.

Гильзы извлекаются автоматически с помощью непрерывно работающего эжектора.

Устройство включает внутрикурковый ударно-спусковой механизм с одним спусковым крючком. Боевые пружины двухствольные. Тяги-взводители расположены на подушке ствольной коробки, не выступая за её границы. Механизмы замков собраны на подкладных досках. Переключение УСМ происходит от инерции отдачи при выстреле. Конструкция не предусматривает селективного переключения очередности стрельбы. Очередность ведения огня постоянна: первый выстрел производится из нижнего ствола.

Деревянные элементы ружей Fabbri обладают отчетливой текстурой древесины, которая проявляется благодаря тщательной зеркальной полировке и масляной пропиткой. Для изготовления прикладов выбирают массив, чтобы тело элемента было из части комля, находящейся под землей. Она мягче, но имеет красивую спиралевидную структуру. Шейка или рукоять выполняются из наземной части заготовки, имеющей прямые слои.

Часть приклада с зоной хвата выполняется двумя способами: английская «винтовочная» шейка — длинная и прямая, или изогнутая полупистолетная рукоять. Поверхность шейки (рукояти) и область удержания цевья имеют мелкую насечку размером сегмента менее 1 мм, наносимую вручную. Аналогичная насечка присутствует и на конце приклада. Придерживаясь традиций производства высококлассных ружей, компания Фаббри не использует затыльники на прикладах. Их окончания покрыты насечкой такого же типа, как зоны хвата.

Ружья производятся полностью вручную, с учётом особенностей будущих владельцев.
Только заготовки для стволов проходят станочную обработку. После формования на станке каждый ствол доводят до готового состояния вручную.

Кнопка, находящаяся на торце, фиксирует цевье относительно ствольного блока. Кнопка управляет подпружиненной тягой, установленной внутри элемента. На конце тяги расположена запирающая пластина, которая взаимодействует с крюком, припаянным к нижнему стволу.

Несмотря на простоту конструкции, бокфлинты от Fabbri отличаются очень долгим сроком службы. Благодаря ручной подгонке деталей и качеству материалов ресурс может составить один миллион выстрелов и даже превзойти его. Широкое применение электроэрозионного оборудования при обработке деталей позволило достичь погрешностей в сотых долях микрона.

В мировом сообществе стрелков марка Fabbri пользуется почитанием. Клиентами компании являются монархи, знаменитости и крупнейшие бизнесмены. Срок ожидания заказанного ружья может составлять несколько лет, а его стоимость исчисляется сотнями тысяч долларов.

В России имя Иво Фаббри мало кому известно.

Модель выполнена по классической схеме охотничьего оружия. В ее конструкции предусмотрена сплошная соединительная планка между стволами, а также цельная невентилируемая прицельная планка. На дульной части установлен металлический бисерный вы hausse.

Наличие приклада английского типа указывает на то, что данный образец огнестрельного оружия изготавливался не для спортивной стрельбы. Зона захвата выполнена по прямому винтовочному типу.

Такой дизайн приклада удобен для стрельбы навскидку по внезапно появившейся цели. Прямая шейка позволяет быстро поднять ружье и комфортно принять его, даже если оно лежит на столе или подвешено на погонном ремне спусковой скобой вверх.

Поверхность приклада — яркий пример работ лозеников Fabbri. Боковые стороны украшены резко выделяющимися линиями слоёв дерева, закрученных в спираль.

Рельеф на шейке и цевье настолько тонкий, что вначале его можно спутать с защитным покрытием. Две детали покрыты им полностью. 🌳 Для изготовления этого предмета использована древесина ореха из Франции.

Декоративные орнаменты, расположенные на поверхности ствольной коробки, спусковой скобы и защелки отпирания стволов, придают ружью неповторимый облик. Художественное оформление является предметом особой гордости компании Fabbri, которая сотрудничает с лучшими в мире художниками-граверами. Этот образец ружья – одна из работ известнейшего мастера Манрико Торколи, ученика легендарных граверов Клаудио Тумасони и Фимо Фракасси.

Ствольная коробка украшена мелким растительным узором, сделанным вручную резцом-штихелем. Композиция интересна тем, что с определённой дистанции элементы рисунка кажутся объёмными, а изображение многоуровневым, хотя все канавки, составляющие его, прорезаны на одной глубине.

Взяв в руки ружье Fabbri и ощутив его на себе, можно сравнить это с восприятием классической музыки, оперы или стихов эпохи Возрождения. Без сомнения, бокфлинт от Фаббри — это поэзия из металла.